Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Может ли Страна гор жить по законам джунглей?

01.07.2005. Вечерний Бишкек

Михаил Надеждин

"Каждый успешный переворот называют революцией, а каждый неудачный - мятежом".

Николай Бердяев.

Сегодня, как никогда за весь послеавгустовский период с 1991 года, кыргызстанцы с полным основанием могут сказать: наша судьба в наших руках. После событий 24 марта ушла в историю целая эпоха, которую отдельные уже поспешили назвать "акаевщиной". Хотя, надо полагать, что страсти вокруг событий 24 марта и всего того, что им предшествовало и за ними последовало, еще войдут в русло трезвого анализа, спокойных политических оценок. Но прошедшие три месяца уже позволяют сделать некоторые выводы.

Что это было?

Лидеры радикальной оппозиции и примкнувшие к ней незадолго до мартовских событий бывшие чиновники "акаевского режима" (если исходить из фразеологии тогдашней оппозиции - сегодняшней власти) сразу же постарались придать событиям 24 марта звучное наименование "народная революция". Однако эти "товарищи–господа", видимо, плохо усвоили вузовский курс философии или забыли, что революция - это коренная ломка отживших производственных отношений и их основы - отношений частной собственности, переход политической власти из рук одного класса в руки другого.

Применительно к ситуации, сложившейся в Кыргызстане, речь может идти о трансформации правящего аппарата, а именно - об антиконституционном государственном перевороте. Сегодня в любой цивилизованной стране свержение законно избранной власти рассматривается как уголовное преступление. Это азбучная истина, не требующая каких–либо доказательств.

Правда заключается в том, что в результате переворота изменились лишь вывески на дверях служебных кабинетов немногих чиновников органов исполнительной власти и местного самоуправления. Большинство членов действующего временного правительства во главе с Курманбеком Бакиевым все 14 лет правления Акаева занимали руководящие должности в органах власти, являются его выдвиженцами и учениками. За исключением разве что и.о. вице–премьер–министров Усенова, Мадумарова и и.о. министра народного образования Нур уулу Досбола.

Лидеры оппозиции, не прошедшие в Жогорку Кенеш на февральских выборах, но сегодня ставшие руководителями государства, обвиняли правительство Танаева и администрацию президента Акаева в небывалом использовании административного ресурса.

Те же члены правительства и ответственные работники аппарата Акаева практически в неизменном составе продолжают осуществлять подготовку к проведению досрочных президентских выборов. Следовательно, либо обвинения бывших оппозиционеров - ныне власть имущих о якобы беспрецедентном использовании прежними властями административного ресурса были всего лишь страшилками для внешнего употребления в целях выбивания соответствующей финансовой помощи от западных спонсоров "цветных революций", либо это хитроумный расчет на использование "бесценного опыта" чиновников по проведению "свободных, справедливых и прозрачных выборов", о чем не устают повторять нынешние "временные правители". Например, по утверждению одного из лидеров экс–оппозиции, нынешнего генпрокурора Бекназарова, "в правительстве сейчас сидит команда акаевская. Почти 70–80 процентов - это те же люди, которые работали с Акаевым. Они не хотят, чтобы в Кыргызстане были новый порядок, новый подход, новая политика. Старые кадры не хотят этого - по старому работают, и стиль, и методы работы старые, ничего не меняется...".

В общем, то, что произошло 24 марта сего года, - это никакая не "народная революция", а самый настоящий государственный переворот с захватом власти южной региональной элитой.

Нужен образ врага

Любая "революция", разрушая прежнюю власть и уклад жизни, рождает в обществе "революционный романтизм" - иллюзии о возможности начать историю как бы с чистого листа. Рождает и веру в наступление эпохи всеобщего благоденствия - если не со следующего понедельника, то, во всяком случае, в самые сжатые сроки - ну через год–два.

Но новой власти уже на следующий день после "победы" достаются в наследство все проблемы экономики, социальной сферы, которые привели к крушению прежнего режима, а нередко и те методы их решения, которые еще вчера казались принципиально неприемлемыми.

Руководители "старого–нового" временного правительства за неимением внятной социально–экономической программы деятельности, которую необходимо было предложить обществу взамен политике свергнутого президента, пошли на отвлекающий маневр. Народу с ходу предложили "жупел врага" в образе вновь избранного Жогорку Кенеша, попытавшись реализовать идею о нелегитимности парламента" и, следовательно, необходимости проведения новых выборов. Это дало бы возможность собраться с мыслями и предложить хоть какую–нибудь программу и, по возможности, протащить на волне "революционной" эйфории в законодательный орган побольше своих сторонников.

Но, получив жесткий отпор от вновь избранных парламентариев, временные правители тут же изменили свой план и на должность "врага народа и государства" выдвинули Акаева и членов его семьи. Естественно, чтобы возвыситься самим. Семена упали на благодатную почву, заботливо подготовленную тогдашней оппозицией. Распространение слухов, сплетен и клеветы захватившие власть лидеры оппозиции возвели в ранг государственной политики.

Государственная комиссия по определению движимого, недвижимого имущества принадлежащего первому президенту Кыргызской Республики Акаеву А.А., членам его семьи и ближайшим родственникам, и обеспечению его сохранности, вне всякого сомнения, подменила функции правительства, Генеральной прокуратуры, других правоохранительных органов, судов и фискальных структур. В частности, о несогласии с некоторыми сторонами деятельности комиссии в своих интервью СМИ говорил генеральный прокурор Бекназаров.

Для сравнения: когда Акаев пришел к власти в октябре 1990 года он не стал устраивать гонения в отношении бывшего главы государства Абсамата Масалиева, который был назначен руководителем административного ведомства, затем он был избран депутатом парламента 1995 и 2000 годов.

Читая отдельные газеты, которые в одночасье из оппозиционных превратились в правительственные рупоры, слушая выступления и доклады некоторых исполняющих обязанности высших чиновников, поневоле становится жутко: в Кыргызстане началась "охота на ведьм", общество находится в сладостном ожидании аутодафе - сжигания на костре этих самых "ведьм".

Клевета в отношении первого президента, распространяемая устами председателя вышеназванной комиссии Усеновым, достигла своего апогея 27 мая, когда он выступил с информацией о работе комиссии. На первый взгляд, приведенные им факты кажутся разоблачительными и убийственными. Однако внимательное изучение стенограммы приводит к выводу, что ко всем этим фактам Акаев лично не имеет никакого отношения.

Несмотря на отсутствие каких–либо законных доказательств вины, "приговор" докладчика прозвучал "контрольным выстрелом": бывший глава государства был назван "вором в законе, взяточником без страха и упрека". И это без всякого следствия и суда! Хотя, если изучить состав комиссии, то все становится ясно - ее работой верховодят те, которых прежние власти глубоко обидели. И они с болезненным удовольствием мстят.

А как быть с международно–правовым принципом презумпции невиновности, закрепленным в статье 39 Конституции Кыргызской Республики, согласно которому "гражданин считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда". Между прочим, в соответствии с Конституцией КР "Всякие действия, возлагающие на человека ответственность за преступление до вынесения судом приговора, недопустимы и являются основанием для возмещения через суд материального и морального вреда" (пункт 3 статьи 18). А ведь в состав указанной комиссии входят и.о. министра юстиции, генпрокурор, которые обязаны были остановить этот беспредел.

А вот стратегический курс временным быть не может

Временное правительство болезненно воспринимает критику в свой адрес, когда депутаты и специалисты говорят об отсутствии внятной экономической политики. Волюнтаристскими методами экономические проблемы не решить. Всемирный банк и Международный валютный фонд еще месяц назад раскритиковали проект программы социального, экономического и политического развития Кыргызской Республики, подготовленный временным правительством. В частности, Всемирный банк в своем заключении на проект программы без каких–либо дипломатических манер прямо отмечает: "Мы готовы к работе в этих направлениях, однако наша задача заключается в том, чтобы выразить в рамках настоящего письма нашу озабоченность тем, что при зрелом размышлении эта программа не подходит Кыргызской Республике для обеспечения экономического роста и стабильности, в центре которого стоит человек".

В заключении Международного валютного фонда отмечается: "Основное беспокойство вызывает тот факт, что страна может отойти от намеченного пути в бюджетно–налоговой стабилизации, вызвав рост денежной массы, что ослабит обменный курс и ценовую стабильность. Это в свою очередь подорвет усилия по увеличению реальных доходов и сокращению уровня бедности". Таким образом, выясняется, что Всемирный банк и Международный валютный фонд больше беспокоятся о социальной защищенности простого человека, живущего в нашей стране, чем само правительство Кыргызстана.

А к чему пришли...

Один из главных выводов, который можно сделать по прошествии трех месяцев, заключается в том, что от смены одной команды на другую принципиально ничего не изменилось. Разруха и хаос будут продолжаться, пока не будет понято: независимо от того, кто сегодня у власти, должны безусловно соблюдаться морально–этические нормы политического поведения, Конституции и законов.

В своей книге "Дорогу осилит идущий", опубликованной летом 2003 г., Бакиев писал: "Можно по–разному относиться к событиям и людям, которые в них участвуют. Но 1991 год навеки войдет в историю кыргызов. С 31 августа 1991 года начинается новая эпоха - эпоха независимого Кыргызстана. И это эпохальное событие навеки будет связано с именем Аскара Акаева - первого Президента суверенной Кыргызской Республики. Вместе со своими соратниками и единомышленниками он начал в 1990 году путь новаторского поворота к демократическому обществу, к рыночной экономике, прорыв в мировое сообщество. Именно Акаеву судьба доверила принять самое историческое из всех решений, которые доводится принимать руководителю страны, - решение о независимости, о свободе для кыргызского народа. А затем - не менее исторические решения о введении национальной валюты, частной собственности на землю и многие другие... Сегодня уже всем жизнь доказала: Президент был прав, пойдя на решительную суверенизацию экономики, национальной финансовой системы...".

С тех пор прошло всего два года... И сегодня те же чиновники, которые совсем недавно превозносили Акаева до небес, обвиняют экс–президента во всех грехах. Примеры беспринципности новой власти и грубейших нарушений Конституции и законов встречаются сегодня едва ли не на каждом шагу. Как уже отмечалось, непреложным фактом является то, что большинство людей из действующего временного правительства, в том числе его руководители, ранее входили в команду Акаева. Следовательно, они также несут свою долю ответственности за нынешнее состояние дел в экономике и социальной сфере.

И когда сегодня ими предпринимаются попытки возложить всю вину на плечи одного человека, это, по крайней мере, аморально. Так могут ли они управлять государством?

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ