Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Украина вспомнила старые долги

22.07.05., «Газета.ру»

Галина Базина, Антон Варшавский

Министерство юстиции Украины оспаривает соглашение об урегулировании украинских долгов за поставки газа в период с 1997 по 2000 год, подписанное НАК «Нaфтoгаз Украины» и ОАО «Газпром» накануне президентских выборов – в августе 2004 года.

Украина решила пересмотреть соглашение о погашении долга за российский газ, поставленный в 1997–2000 годах. Соглашение подписано осенью 2004 года. Речь идет о договоренности между НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» о погашении $1,63 млрд украинского долга за поставленный в 1997–2000 годах и неоплаченный газ. В среду министр юстиции Украины Роман Зварыч заявил, что считает его противоречащим межправительственному соглашению о реструктуризации этого долга до 2013 года.

По словам Зварыча, межправительственное соглашение предусматривало погашение газового долга деньгами. Но по договоренности между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» долг погашен за счет ежегодного сокращения примерно на 5 млрд кубов бартерных поставок российского газа, которые должны были идти в счет оплаты транзита газа по территории Украины.

«Глава Минюста – один из выдающихся специалистов в вопросах газового комплекса. Особенно приятно, что он столь щепетилен в отношении к документальной базе российско-украинского нефтегазового сотрудничества, – иронизирует Константин Затулин. – Слышал, что министр Зварыч до сих пор пытается объяснить украинцам, имеет ли он вообще документ о высшем образовании или нет. Такая любовь к документам достойна похвалы».

«Контракты предусматривают какой-то очень странный механизм, где эта задолженность погашается за счет платы за транзит газа, но какая-то часть этого газа переходит третьему лицу – в данном случае RosUkrEnergo. Мы не видим, как старое соглашение может действовать. Если Россия откажется от предложения Украины, тогда придется подкорректировать ситуацию в судебном порядке. Если вопрос пойдет, например, в международный арбитраж Стокгольма, я убежден, что мы сможем доказать свою правоту», – заявил Зварыч.

В пресс-службе «Газпрома» утверждают, что «сделка по урегулированию задолженности "Нафтогаза Украины" перед "Газпромом" за поставки природного газа на Украину в период с 1997 по 2000 год является абсолютно законной, а компания RosUkrEnergo не имеет к ней никакого отношения». «Схема совершения сделки была одобрена постановлением кабинета министров Украины в августе 2004 года», – подчеркивают в пресс-службе.

«Нафтогаз Украины», по мнению «Газпрома», в августе 2004 года полностью рассчитался за полученный в 1997–2000 годах, но неоплаченный газ на сумму $1,62 млрд, из которых $1,43 млрд приходилось на основную сумму долга, а $190 млн – на проценты. Реальная выплата составила $1,25 млрд, поскольку «Нафтогаз Украины» получил дисконт в размере 25%.

Схема погашения долга была следующей.

«Нафтогаз Украины» получил от «Газпрома» частичную предоплату за услуги по транзиту российского газа в объеме 19,2 млрд кубометров по фиксированной цене – $1,09 за тыс. кубов на 100 км через территорию Украины в 2005–2009 годах, на сумму $1,25 млрд. Полученные средства перечислены Внешэкономбанку, которому «Газпром» переуступил долги по корпоративным облигациям «Нафтогаза Украины».

После получения средств ВЭБ погасил облигации, и долговые обязательства «Нафтогаза» сочли урегулированными.

Позиция Украины вызвала непонимание у экспертов. «Если нынешние украинские власти собираются пересмотреть сделки, совершенные предыдущим правительством, это очень плохой признак», – говорит Максим Мошков из Газпромбанка. А директор Института стран СНГ Константин Затулин не видит в подобном шаге экономической логики.

По словам эксперта, Россия сделала Украине подарок, фактически согласившись на оплату долгов 1997–2000 годов не живыми деньгами, а бартерными поставками в счет оплаты транзита. «Если там не хотят подарков от России, мы это приветствуем», – заявил «Газете.Ru» Константин Затулин.

Другие эксперты обращают внимание на то, что соглашение по урегулированию долга было заключено как раз перед выборами нового президента Украины. Например, политолог Сергей Марков, следивший за выборами на Украине непосредственно из Киева, заявил «Газете.Ru»: «Объяснений может быть несколько. Первой приходит мысль, что соглашение об урегулировании долга было предвыборным обещанием, которое Леонид Кучма дал в ответ на поддержку Москвы и которое теперь намеревается расторгнуть новая власть. Второй – что возврат к этому вопросу – прекрасный рычаг давления на "Газпром" по решению более злободневного вопроса о забранном в подземные хранилища газе». Речь идет о неурегулированном конфликте с пропажей 7,8 млрд кубометров российского газа, который оказался закачан в украинские подземные хранилища и не оплачен. Решить эту проблему сторонам не удается почти три месяца, и хотя соглашение на днях все же было подписано, позднее претензии к нему высказали как Россия, так и Украина.

Экономисты объясняют попытки Украины пересмотреть соглашение именно тем, что Киев не устраивает образовавшаяся в результате дыра в газовом балансе «Нафтогаза», то есть Украины.

Еще до истории с «пропавшим» в подземных хранилищах Украины газпромовским газом в стране прогнозировали дефицит 10 млрд кубометров газа – почти два месячных объема потребления. После соглашений, достигнутых в минувшие выходные, нехватка газа сократилась до 8,5 млрд. Тем не менее энергодефицит грозит государству энергетическим кризисом, а в случае закупок объемов по мировым ценам может подорвать и без того несбалансированный бюджет.

Тем не менее большинство экспертов полагает, что Украине придется смириться с тем соглашением по долгам 1997–2000 годов, которое подписано в августе прошлого года. Главный рычаг в руках «Газпрома» – рубильник, с помощью которого они могут отключить Украине газ зимой. А нынешнее поведение руководства Украины дает «Газпрому» лишний шанс на будущих переговорах занять жесткую позицию и перейти в расчетах с ней на европейский уровень цен.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ