Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Обращение общественных организаций Латвии

Документ

В настоящее время Латвия испытывает давление со стороны международных организаций по поводу отмены содержащихся в Законе о выборах дискриминационных языковых требований к кандидатам в депутаты.

Общественные организации, последовательно отстаивающие демократические принципы развития общества, положительно оценивают усилия международных организаций, направленные на приведение законодательства Латвии в соответствие с демократическими нормами.

Однако вызывает недоумение, что Европейское сообщество обеспокоено недемократичностью лишь некоторых статей Закона о выборах, второстепенных по своей практической и общественной значимости, и, вместе с тем, весьма спокойно относится к несоизмеримо более серьёзным проявлениям дискриминации в Латвии. С нашей точки зрения основными из них являются:

1) Наличие массового безгражданства - приблизительно четверть постоянных жителей Латвии, большая часть которых являются её уроженцами, поражены в политических правах, в том числе лишены права избирать муниципальные органы власти. Само по себе это явление свидетельствует о нарушении одного из базовых принципов демократии - всеобщего равного избирательного права. Кроме того, Латвия уклоняется от выполнения обязательств, предусмотренных Конвенцией ООН “О сокращении безгражданства”;

2) Закон об образовании - предусматривает перевод существующей государственной системы среднего образования на русском языке с 2004 года на латышский язык обучения. Это происходит без учёта мнения родителей-налогоплательщиков, выступающих против подобного реформирования школы. Закон лишает детей права получать полноценное образование на родном языке, права воспроизводства этнокультурной идентичности и рассматривается нами как инструмент принудительной ассимиляции;

3) Закон о выборах - содержит нормы, ограничивающие пассивное избирательное право по политическим мотивам;

4) Закон о государственном языке - содержит целый ряд дискриминирующих норм по отношению к нелатышской части общества, а это не менее 40% постоянных жителей Латвии. В частности. Закон о госязыке исключает возможность использования языков меньшинств в общении с государственными и муниципальными органами власти даже в регионах, где лингвистические меньшинства исторически составляют большинство населения;

5) Закон о радио и телевидении - запрещает создание частных теле- и радиоканалов на языках национальных меньшинств, тем самым ограничивая право на свободу слова;

В этих условиях снятие мониторинга ПАСЕ и. что ещё более существенно, ликвидация миссии ОБСЕ в Латвии, с нашей точки зрения, являются шагами явно преждевременными.

Подтверждением может служить то, что на момент написания этого Обращения, Сеймом Латвии в первом чтении приняты поправки к Конституции, закрепляющие ограничения общепризнанных прав меньшинств уже на уровне Основного Закона страны. Упомянутые конституционные поправки снижают уровень защиты прав человека и практически делают невозможным ратификацию в полном объёме Конвенции о защите прав национальных меньшинств, подписанной Латвией ещё в 1995 году и до сих пор не ратифицированной.

Отношение со стороны Европейского сообщества к серьёзным нарушениям прав национальных меньшинств в Латвии резко контрастирует с незамедлительной и жёсткой реакцией, вынудившей власти Македонии в форсированном порядке изменить своё законодательство в пользу значительного расширения прав албанского меньшинства.

Этому есть своё объяснение - ведь для достижения своих целей албанцы пошли на вооружённый конфликт. Мы же в Латвии вот уже более 10 лет пытаемся защищать свои права демократическими методами, в том числе привлекая внимание Европейского сообщества к существующим проблемам. Однако ненасильственные методы не вызывают должного понимания и поддержки.

К сожалению, вышесказанное свидетельствует о наличии двойных стандартов в области прав человека. Снисходительное отношение со стороны международных организаций к Латвии воспринимается как поощрение дискриминационной политики, цель которой - превращение Латвии в моноэтническое, латышское государство, хотя на протяжении нескольких столетий на территории современной Латвии жили люди, принадлежащие к различным лингвистическим, этнокультурным и религиозным группам.

Ту же этнократическую цель преследует и правительственная программа интеграции, исказившая идею интеграции общества, и потому неприемлемая для абсолютного большинства общественных организаций, выражающих интересы нелатышской части народа Латвии. Правительственная программа игнорирует интересы национальных меньшинств и носит ассимиляционный характер, в силу чего не может служить инструментом истинной интеграции общества.

В условиях фактически существующей двухобщинности, при неравноправном, подчинённом положении одной части общества по отношению к другой, в условиях нарастающей напряжённости и отсутствия реального диалога между властью и нелатышской частью общества, истинная интеграция невозможна. Более того, реальные действия политических сил, осуществляющих власть в стране, усугубляют раскол, являясь дестабилизирующим и дезинтегрирующим фактором в обществе.

Обращаясь к межгосударственным организациям, нх членам и к международным организациям, мы призываем занять принципиальную позицию в отношении нарушения прав человека и национальных меньшинств в Латвии и. используя свой авторитет, способствовать решению жизненно важных для нелатышской части общества вопросов :

- ликвидации массового безгражданства;

- использования языков национальных меньшинств в общении с властями в местах компактного проживания в соответствии с требованиями Рамочной конвенции;

- сохранения существующей системы образования на русском языке;

Мы призываем также при оценке готовности к вступлению Латвии в ЕС руководствоваться не политической конъюнктурой, а духом действующих в Европе международных соглашений, защищающих права человека и национальных меньшинств.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ