Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Сохраним то, что имеем

8 августа 2005 г., «Ольвия-пресс»

Не успели в Молдове отгрохотать фанфары по поводу  принятого  по инициативе  президента  и без согласования с приднестровской стороной  закона    «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)»,  согласно которому Приднестровская Молдавская Республика, отмечающая 2 сентября 2005 года  15-летие своей независимости,  якобы  вот - вот  должна  преобразоваться   в  автономию и стать  составной частью  Республики  Молдова,  как последовала  очередная  его  инициатива.

Правительство РМ (опять же  с подачи  Воронина)  срочно, в течение одной  недели,  разработало и в субботу  30 июля  приняло сразу  два  постановления:  «О подтверждении основных гарантий населению Приднестровья» и «О регулировании  потока грузов,  являющихся предметом внешнеторговой деятельности Приднестровья».

Но, наверное, всем понятно, что от росчерка пера под документом  до претворения  его в жизнь – дистанция огромного размера.  И очень  часто бывает, что новорожденный документ, что давно практикуется в Молдове, так и не начинает «работать».  Конечно же, и закон  о статусе Приднестровья,  и  эти последние два документа,  как и все предыдущие, принятые администрацией официального Кишинева  «во благо Приднестровья», юридической силы на территории ПМР не имеют,  и «работать» в Приднестровье  не будут, но знать  о них  приднестровцы должны.

Во-первых, хочется Воронину  того или нет,  признана  ли  ПМР субъектом международного права или нет,   Приднестровье – юридически  суверенное государство, и закрывать на это глаза, как  это делает президент Молдовы,  может только человек,  лишенный здравого рассудка,  либо руководитель государства, стремящийся спровоцировать  соседа  на  военный конфликт. Во-вторых, то, что предлагает официальный Кишинев в целях якобы снятия с ПМР  экономической блокады, является на деле лишь еще более мощным затягиванием экономической удавки вокруг Приднестровья.   Чего стоит только один момент воронинского постановления  «О регулировании грузопотоков, являющихся предметом внешнеторговой деятельности Приднестровья». Согласно этому постановлению,  администрация Кишинева  якобы возобновляет  временную  (сроком до 6 месяцев) регистрацию экономических агентов Приднестровья в Государственной регистрационной палате Молдовы,  что будто бы позволит  им  приобретать документы, дающие право  на экспортно-импортную деятельность.  Но это далеко не так.

Во-первых, получая  сертификат происхождения товара  формы «С» вместо  формы «А» и «СТ-1»,  приднестровские предприниматели теряют  все льготы во внешнеэкономической  деятельности.  В странах СНГ в настоящее время  действует режим свободной торговли. То есть, при экспортно-импортных операциях товаров и услуг не взымаются таможенные пошлины. Документом, который предоставляет такую преференцию (льготу) является  сертификат  формы «СТ-1».  Во-вторых, для поставок товаров в страны Европы необходим только сертификат по форме «А». Однако  господин Воронин и тот, и другой сертификаты выдавать приднестровцам  запретил.

Подлинную цель раскрывает  следующий пункт этого постановления:  еще сильнее затянуть экономическую удавку  для Приднестровья. Оказывается,  таможенное оформление,  согласно постановлению,  должно  осуществляться только в Таможенной службе Молдовы и экспорт-импорт всех подакцизных товаров (из групп 1-24 Номенклатуры товаров РМ) должен проходить только через таможенные посты, расположенные на правом берегу Днестра, а не на приднестровском участке  границы с Украиной.

Делаем вывод. Если экономические агенты ПМР будут проходить регистрацию в Молдове и оформлять таможенные документы на таможнях Молдовы, то  все положенные при этом налоги и таможенные поборы должны  будут идти в бюджет Молдовы.  Если во втором полугодии 2005 года уровень поставок товаров в Приднестровье сохраниться,  то сумма таможенных сборов в бюджет РМ  составит,  ни много,  ни мало,  около $40 млн..   Значит,  для хозяйствующих  субъектов ПМР это выльется  в двойное (!) налогообложение (от уплаты  положенных налогов в Приднестровье никто не освобождается),  а для населения  – удорожанием цен как минимум на 20 – 25 процентов. 

Такое  мы уже проходили до 1 августа 2004 года.                       

Несколько слов следует сказать и по поводу постановления  «О подтверждении основных гарантий для населения Приднестровья».  В основу этого документа  положен закон РМ об основных положениях статуса Приднестровья. Постановление это  предусматривает разработку кабинетом министров РМ до 1 октября 2005 года   законопроектов и постановлений, предоставляющих якобы физическим и юридическим лицам Приднестровья гарантии на право собственности, а сотрудникам  отраслевых министерств и ведомств – на  сохранение рабочих мест.  Этими документами планируется предоставить гарантии занимаемых должностей и сохранение трудового стажа в соответствующих должностях сотрудникам силовых ведомств и учреждениям ПМР, работникам прокуратуры, судов, адвокатуры, нотариата и другим служащим, за исключением  опасных для них  руководителей и  сотрудников центрального аппарата  МГБ.

Свежо предание,  да верится  с трудом. Никогда официальный Кишинев не пойдет на то, чтобы сохранить подобные гарантии приднестровцам. На сто процентов можно быть уверенным, что как только власть Кишинева распространится на территорию ПМР, все сегодня принимаемые  законы и постановления  будут переделаны в соответствии с Конституцией Молдовы в пользу «титульной нации». В этом отношении пример, как поступил официальный Кишинев с  Республикой Гагауз-Ери,  для приднестровцев должен быть более чем показателен!  Принцип, ассимилированный в жизнь еще Мирчей Снегуром – «изгнать из румынского пространства всех обнаглевших пришельцев» и заселить это пространство исключительно «законными его хозяевами» - румынами, в настоящее время актуален в Молдове  как никогда.

Возвращение во власть националистов Народного фронта, творивших беспредел в Молдове в конце 80-х - начале 90-х годов тому подтверждение. И современная партия власти во главе с Ворониным тоже это хорошо понимает. Понимает и то,  что  без объединения  с Румынией, евроинтеграция Бессарабии, несмотря на помпезные заявления отдельных западных политиков,  ей  не светит,  пожалуй, еще 15-20  лет. А если в ее составе окажется еще и славянское Приднестровье,  Бессарабия навсегда утратит такую  возможность.  Поэтому сегодня ни о какой гарантии тому, что права  приднестровцев после реинтеграции на условиях Кишинева  будут сохранены,  не может быть даже разговора. Молдова – не единственная в этом роде.  

Вспомните, что творилось и твориться по сегодняшний день  в странах Балтии. Там  перед  проведением референдумов об объявлении независимости  власть предержащие  тоже  гарантировали нацменьшинствам  право на сохранение  собственности, на получение  гражданства, на получение образования на родном языке и так далее. А сегодня  русскоязычному  населению в прибалтийских странах  гражданства страны проживания не дают, действует принцип «чемодан, вокзал, Россия», его в судебном порядке выгоняют из  квартир, если на их собственность претендует представитель титульной нации, его освобождают от работы, если не сдал экзамен на знание языка титульной нации. Закрываются русские школы, чтобы искоренить из сознания прибалтийцев русскую речь.  Русских  просто изгоняют из страны только потому,  что они – русские.  

А скажите, чем сегодня отличается воронинский режим в Молдове от режима, например, Латвии?  Или Воронин ни разу не обманывал свой народ и приднестровцев? Или мы стали забывать о том, что Воронин – отъявленный лжец? Или не понимаем, что он действует по принципу «Мое слово. Кому хочу, тому его даю. А хочу – забираю обратно»?   Если и впрямь кто-то  забывает, то таким  «забывчивым»  следует лишний раз напоминать  об этом.

Достаточно сказать, что из ста подписанных Ворониным и его окружением   совместных документов, регламентирующих  взаимоотношения между ПМР и РМ, как минимум 80 (!) не исполняются администрацией Кишинева.  Это  подчеркивает тот факт,  что  верить  «гарантиям», прописанным в постановлении правительства РМ, невозможно.  

Не следует забывать и о том, что обещания (гарантии)  Воронина,  данные  гагаузскому народу перед выборами 21 февраля 2001 года, были грубо им  проигнорированы.  К тому же  Воронин  не выполнил практически ни одного из обещаний, данных перед выборами 21 февраля 2001 года компактно проживающему в Бельцком районе русскоязычному населению. А ведь предполагалось придать Бельцкому району статуса административно-территориального образования  (АТО) с особым статусом,  чтобы  проживающее  в этом  регионе русскоязычное население  не чувствовало себя ущербным по сравнению с титульной нацией. Однако обещания так и остались не реализованными.

Итак,  в настоящее время весь административный аппарат и  административный ресурс официального Кишинева направлен на оболванивание не только своего, но  приднестровского народа.

Эту цель и преследуют  принимаемые парламентом и правительством Молдовы законы и постановления по Приднестровью. Этой цели добиваются в Приднестровье так называемые «правдоискатели» и неправительственные приднестровские организации, отрабатывающие богатые по нашим меркам гранты ОБСЕ,  эту цель преследует и приднестровская «пятая колонна»,  обильно финансируемая из президентуры Молдовы. К слову сказать, для этих целей министерство реинтеграции РМ располагает специальным бюджетным фондом.  

Главное для Воронина сегодня, и на что он не жалеет средств – получить принципиальное согласие приднестровской стороны на вхождение ПМР под юрисдикцию Молдовы. Вот тогда, получив право вершить собственное правосудие над приднестровцами в правовом поле Молдовы, он проявится во всем своем административном блеске и моральном уродстве. Но тогда уже никто не помешает ему творить беспредел на территории Приднестровья.  Ни одно государство, никакой гарант безопасности  не  будет иметь  права и не станет  вмешиваться во внутренние дела  Молдовы, тем более что она  отражает интересы  западного международного сообщества.

Поэтому, чтобы упредить подобное развитие событий, необходимо сохранять  завоеванные позиции и помнить народную мудрость, которая гласит: «Что имеем – не храним, потеряем – плачем».

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ