Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Да будет Свет! - сказал Господь. - А вот и нет! - сказал Чубайс...

24.08.2005. Вечерний Бишкек

Елена Авдеева

Стратегическая отрасль страны - гидроэнергетика - будет передана в концессию. Очевидно, россиянам. О таком решении весьма категорично заявил новый президент, не посоветовавшись даже с парламентом. Оно имеет два аспекта - политический и экономический. Ни тот ни другой не принесут Кыргызстану какой–либо выгоды. Зато сулят новые проблемы.

Итак. После мартовского переворота перед Кыргызстаном неожиданно встала дилемма: Москва - Вашингтон. За последние годы, по сути, создалась уникальная ситуация, когда интересы трех крупнейших мировых держав - США, России, Китая - завязались на крошечной географической точке. Причем Кыргызстан всегда держался с исключительным достоинством и умел придавать ситуации позитивную окраску, не выказывая при этом явных предпочтений и приоритетов. Поэтому и имел столь же явную политическую выгоду.

Курманбек Бакиев с первых же своих шагов непостижимым образом умудрился превратить все плюсы в минусы. И сам себя тем самым поставил перед выбором. Отсюда и не совсем объективная, может быть, не совсем адекватная оценка политологами его решения о концессии энергетической отрасли. Шаг этот рассматривается нынче не иначе как верноподданический в сторону России.

Аспект экономический вызывает еще большие сомнения. Еще в начале года речь шла о привлечении в отрасль солидных иностранных инвестиций, причем не только российских - они должны были поступить прежде всего на строительство двух Камбар– Атинских ГЭС, но и китайских, и, возможно, казахстанских.

Решение о передаче отрасли в концессию меняет дело. Очевидно, что первой решила внести изменения в договоренности именно российская сторона. И причиной тому, естественно, изменение политической обстановки в Кыргызстане. При такой ее нестабильности, какую все наблюдают сегодня, инвестирование как таковое становится крайне рисковым. Поэтому понятно, что нам были выдвинуты условия более выгодные России. Мы пошли на уступки. Теперь, скорее всего, командовать парадом в нашей энергетике будет РАО "ЕЭС России". (И это, кстати, был бы лучший вариант! Но есть опасения, что концессионер окажется иным, куда более "скромным".)

Что такое концессия по–кыргызски, мы уже видели. На примере золотодобычи. Не далее как месяц назад и.о. вице–премьера Данияр Усенов оглашал публично свои глубокие возмущения тем фактом, что Кыргызстан за все годы разработки месторождения Кумтор получил не более 5 процентов прибыли. Подразумевалось, что во всем виноват прежний режим. Однако же Данияр Токтогулович, наверное, поостерегся бы от резких высказываний, если бы вспомнил, как на первом после переворота расширенном заседании Международного делового совета нынешний госсекретарь заявил - не без хвастовства, - что именно он стоял у истоков инвестиционных соглашений по Кумтору. Так, получается, именно с него надо спрашивать за не выгодные для страны условия этого соглашения? Или я чего–то не понимаю?

Нынче все возвращается на круги своя. И именно поэтому внушает нешуточные опасения. И возникает множество весьма, надо полагать, неприятных для правительства вопросов.

ЗАЧЕМ вообще нужно отдавать отрасль в руки чужакам? Это значительные потери потенциальной экономической прибыли. Значительные потери для бюджета.

Позвольте напомнить, что в прошлом году Кыргызстан экспортировал в Россию около 1,5 миллиарда киловатт–часов электроэнергии и около 1,1 - в Казахстан. Отрасль только–только стала приносить ощутимые доходы, и вдруг, вместо того чтобы их наращивать, добровольно передают потенциальную прибыль иностранцам. Как минимум - и непатриотично, и расточительно. Особенно если учесть, что в странах Европы тарифы за пользование электроэнергией достигают 25–30 центов за киловатт–час.

Практически все гидроэлектростанции в стране требуют капитального технического переоснащения. Говорят, даже большую часть оплаты от россиян наши энергетики брали (или же намеревались брать) турбинами и прочим оборудованием. Однако не факт, что концессионер станет вкладывать деньги в техническую реконструкцию отрасли. Слишком долго будут окупаться затраты.

Аргумент же о том, что мы сами не справляемся с администрированием отрасли, представляется более чем слабым. Фактические, осязаемые проблемы в этом плане имеются в основном на уровне распределения и потребления электроэнергии. Это те самые технические и коммерческие потери, которые достигли уже 46 процентов. Грубо говоря, наши энергетики не умеют - или не хотят по–настоящему - бороться с воровством своего товара. Но наивно полагать, что придет чужой дядя, и сразу все станет замечательно. Да, скорее всего, потребители и столкнутся с более жестким менеджментом. И действовать россияне у нас станут по–чубайсовски: раз - и свет погас! Однако наши люди, увы, с попустительства властей уже освоили радикальный метод борьбы с радикальными мерами. Они устраивают пикеты и захваты. А сие в данном случае уже не просто социальная напряженность как таковая. Когда протест направлен против пришельцев - это уже политика. Точнее - ее обострение.

Это не страшилки, между прочим, это достаточно взвешенный прогноз. Ведь еще неизвестно, не поднимут ли иностранные хозяева Кыргызстану тарифы за пользование электроэнергией. Мало ли какие разговоры идут сейчас. Фактически же о необходимости такого шага говорили не раз и эксперты Международного валютного фонда (МВФ). И если чужим менеджерам не удастся существенно сократить потери, то они неизбежно пойдут на повышение тарифов рано или поздно именно под этим предлогом. Как следствие, правительству потребуется увеличить малоимущим семьям компенсации. А это уже незапланированная и серьезная нагрузка на бюджет. Неужели Курманбек Бакиев не в состоянии просчитать экономические последствия своего шага?

Однако, коль скоро он делается, значит, неизбежно встает второй вопрос: КОМУ это выгодно? Стране в целом, как мы уже выяснили, - нет. Значит, отдельным ее представителям. И я не удивлюсь, если несколько лет спустя обнаружится, что некий процент от сделки имели некие конкретные представители временного правительства. И такое подозрение они навлекли на себя не на пустом месте. Слишком уж явно их желание сегодня побыстрее перераспределить реальный экономический продукт, извлечь реальную собственную выгоду. Должности временны, зато доходы могут быть постоянными...

Словом, все намерения президента и правительства - и благие, и не очень - вылезут наружу, как только станут известны конкретные условия концессии. КАКИМИ они будут - это сегодня вопрос вопросов. И не надо думать, что они надолго останутся в секрете. "Вечерка", например, заранее просит правительство их обнародовать, не ссылаясь на коммерческую тайну. Ибо новая власть сама выдвинула тезис о прозрачности экономических решений.

Cправка "ВБ"

Концессия - особый метод приватизации, при котором частное лицо за фиксированную плату или процент от прибыли получает в пользование государственные активы. Остальная (иногда - основная) часть доходов находится в распоряжении этого частного лица.

Доля энергетической отрасли в ВВП Кыргызстана в последние годы составляет 8–12 процентов.

Квазифискальный дефицит в энергетике в 2000 году достигал 5,6 миллиарда сомов, однако к настоящему моменту снизился почти на треть.

Бюджетные капитальные вложения в отрасль в 2004 году составили 406,6 миллиона сомов.

Mежду прочим

Председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс как раз год назад приезжал по приглашению Аскара Акаева в Бишкек. Он провел переговоры с руководителями энергетической отрасли, побывал на стройплощадке Камбар–Атинских ГЭС и на Иссык–Куле.

Ему сообщили, что Кыргызстан сегодня вырабатывает в среднем около 14 миллиардов киловатт–часов в год. Но когда главный энергетик России услышал, что потенциальные мощности гидроэнергетики выше в десять (!) раз, глаза его вылезли из орбит. Он долго шептался о чем–то со своими советниками.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ