Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Русские в Казахстане — политическая сила или заложники ситуации?

08.09.2005. АПН.ру

Ярослав Бутаков

Русские в Казахстане —Предстоящие президентские выборы в Казахстане задолго до объявления их даты начали захватывать своей интригой. Во-первых, до недавнего времени было неясно, состоятся они в нынешнем или только в будущем году. Во-вторых, пресловутый "оранжевый каток", прокатившийся по некоторым республикам бывшего Союза, грозит сделать грядущие казахстанские выборы впервые по-настоящему альтернативными. Так, по крайней мере, это дело представляется антиназарбаевской оппозиции и её вдохновителям и поклонникам.

Задолго до выборов начался розыгрыш так называемой "русской карты". Русскоязычное население Казахстана, как всем ясно, — довольно мощный электоральный фактор, способный повернуть избирательный процесс в любую сторону. По переписи 1999 г. оно, хотя и сократилось на 1,7 миллиона по сравнению с 1989 годом — годом последней советской переписи, тем не менее, составляет 4,5 миллиона человек (30 % на тот год). Вместе с украинцами, белорусами и представителями других национальностей, для которых русский язык является, если не вторым родным, то первым в быту, численность русскоязычных лишь незначительно уступает численности титульного народа. А по некоторым оценкам, на русском языке регулярно общаются 80 % населения республики. Понятно, что тот, кто сумеет разыграть "русскую карту" на казахстанских выборах, тем самым почти обеспечит себе в них победу.

Важным внешним проявлением новой ситуации в Казахстане стало активное участие русских общественных организаций в предвыборном процессе. Можно сказать, что впервые за годы независимости Казахстана русские в нём выступают не как объект, а как действенный субъект политики. Ещё одним симптомом видимых изменений является лояльность и даже покровительство официальной Астаны откровенно пророссийской идеологии и риторике русских организаций.

Вообще, есть нечто трогательное и волнующее в том, что русские в Казахстане, всячески демонстрируя свою лояльность России как основному Отечеству, в то же время выступают в поддержку действующей власти Казахстана. Это ли не момент наибольшего единения двух бывших братских народов и республик со времён распада Союза?

В отличие от ставки на Януковича, вариант с Назарбаевым выглядит изначально беспроигрышным для российского государственного руководства. Сценарий победы оппозиции выглядит настолько маловероятным, что мы даже не будем рассматривать здесь невыгодные перспективы подобной ситуации.

Однако предвыборная борьба уже привела к такому неблагоприятному явлению, как раскол русского движения в Казахстане. Далеко не все руководители и члены русских национальных объединений благосклонно восприняли установку на поддержку Назарбаева. Особенно много споров вызвало создание НКС — "Неформального Координационного Совета русских организаций в поддержку президента Назарбаева", или "русского блока", куда вошли Русская Община Казахстана, Славянское движение "Лад" и ряд других организаций русскоязычной общественности. Некоторые активные деятели русского движения объявили образование блока чуть ли не предательством русских национальных интересов и следствием подкупа отдельных лидеров, вступивших в "русский блок".

Наиболее непримиримую позицию в связи с этим занял руководитель Научно-исследовательского информационного центра "Русский обозреватель" Фёдор Мироглов. В открытом письме председателю "Лада" И.С. Климошенко, опубликованном на сайте КУБ 22 августа, он прямо обвинил того в продажности и измене национальным интересам русской общины: "Вспомните трагедию сотен тысяч вынужденных русских переселенцев… Вспомните… закрытые русскоязычные школы, толкование истории о "геноциде и колонизаторах" и многое другое". "Как и подавляющее большинство российских соотечественников", автор письма не видит "альтернативы действующей власти. К сожалению! Но это не значит, что её нужно восхвалять. Она этого не заслуживает".

Ф.В. Мироглов всегда был известен жёсткой, но в рамках закона, критикой национальной политики казахстанского руководства. В аналитических сводках о положении русских в Казахстане, издаваемом "Русским обозревателем" каждый год, Мироглов неизменно отмечал факты ущемления казахстанских русских в правах, стеснения деятельности русских организаций. Его статья в конце 2003 года, опубликованная в ИАП "Содружество", так и была озаглавлена: "Русские в Казахстане — вне закона". "В республике продолжается уже ничем не прикрытая реализация установок по ограничению возможностей деятельности организаций российских соотечественников в Казахстане, а также прямая дискриминация русских граждан по языковому, кадровому и ряду других признаков", — утверждал автор статьи.

Правда, презентуя (в феврале 2005) выпуск "Русского обозревателя" за 2004 год, Мироглов несколько смягчил прежние оценки, отметив, что Казахстан ныне — вторая после Белоруссии страна, где положение русских не вызывает опасения. Интенсивной миграции русских из Казахстана уже не происходит. Однако всего этого, по мнению Мироглова и разделяющих это мнение лидеров и активистов русских организаций, видимо, далеко недостаточно для того, чтобы русское население бросилось поддерживать действующую казахстанскую власть.

Известно, что в Казахстане и в России существуют заметные группы русских националистов, для которых режим Назарбаева однозначно ассоциируется с этническими чистками, направленными против русских. Питательной средой для подобных настроений является казачье движение, многие участники которого на территории Казахстана подверглись репрессиям. Отношение этих групп к существующей власти Казахстана и к легитимности самого этого государственного образования рисует, например, резолюция, принятая в конце 2000 года Советом атаманов Московского казачества (ИА "Славянский мир" от 15.12.2000). В ней, в частности, говорилось:

"Считать существующие границы между Российской Федерацией и Республикой Казахстан: а) недостоверными, б) исторически необоснованными, в) требующими пересмотра…

Добиваться проведения в ряде областей Казахстана референдума по вопросам возвращения русских земель…"

Совершенно ясно и то, что демонстрация явной солидарности российского и казахского руководств только усилит непримиримый настрой подобных политических групп по отношению к российской власти.

Позицию резкого неприятия поддержки Назарбаева выразил и заместитель председателя Кустанайской областной русской общины А.Денисов: "Власть использует русские организации в качестве презерватива" (интернет-газета "Республика" от 26 августа). В этой обстановке, по его мнению, можно говорить, что "русского движения в Казахстане нет".

Как считает Сергей Дуванов ("Русская карта" президента Назарбаева", russians.kz, 19.8 ), к поддержке Назарбаева многих русских толкает страх перед анархией и казахским национализмом. "Жупел национализма и анархии — это сегодня главные идеологические козыри власти". Между тем, этот страх есть лишь следствие того, что "власти имеют возможность при помощи мощного пропагандистского аппарата лавировать и раздавать авансы…, тогда как оппозиция даже не в состоянии довести свои взгляды до рядового избирателя". С.Дуванов полагает, что антирусский имидж казахстанской оппозиции искусственно и умело формируется командой Назарбаева, старательно разыгрывающей перед выборами "русскую карту". Поведение русских избирателей, как рядовых, так и лидеров, определяется только тем, по мнению Дуванова, что "их так запугали мифическим национализмом оппозиции, что они забыли, как ещё вчера возмущались вытеснением русских из Казахстана, национализацией госаппарата и ускоренным переводом делопроизводства на казахский язык".

Позиция русских противников Назарбаева сводится, в общем, к тому, что русским необходимо сохранять нейтралитет в схватке казахских политиков за власть. Этой точке зрения противопоставлена позиция одного из организаторов "Русского блока" — председателя движения "Лад" Ивана Климошенко. Отвечая на открытое письмо Мироглова, он, в частности, заявляет: "Сесть в сторонке и наблюдать, как дерутся "красные" и "белые" — позиция во всех смыслах опасная и политически порочная". Активное участие в политическом процессе выводит, по мнению Климошенко, русских в Казахстане из приниженного положения "квартирантов".

Идеологическое же острие атак русских сторонников Назарбаева на оппонентов отточено аргументами такого плана: "И если вы сегодня разрушаете евразийское пространство, на котором мы все живём, в угоду западному индивидуализму и вседозволенности, то вы являетесь людьми, несущими глобальное зло". Нужно согласиться, что это куда более весомо и неотразимо, чем обвинения в "продажности", которые, таким образом, даже не нуждаются в опровержении, ибо что может быть хуже "глобального зла", выражаемого "западным индивидуализмом и вседозволенностью"!

Однако нельзя не признать, что поддержка Назарбаева многими русскими — поддержка, которая, как легко можно предсказать, будет в преддверии выборов шириться — вызвана не столько авторитетом лидеров организаций "Русского блока", о многих из которых казахстанские русские и слыхом не слыхивали, и даже не "запугиванием" их "национализмом оппозиции", осуществляемым властью. Национализм оппозиции вовсе не мифический, и, чтобы заручиться лояльностью русских избирателей, Назарбаеву достаточно просто цитировать слова некоторых своих радикальных оппонентов, вроде С. Атакая, лидера партии "Алаш", имеющего к Назарбаеву "большие претензии" из-за якобы усилившейся за годы независимости "русификации казахов". По мнению Атакая, президент должен "строить мононациональное государство, обязанное обеспечить нормальные условия жизни прежде всего казахам". Так что русские в Казахстане, скорее всего, не забыли, как при Назарбаеве они выдавливались из госаппарата, престижных сфер деятельности и вообще из республики. Нет, просто они обоснованно опасаются, что, в случае победы оппозиции всё это повторится в ещё большем объёме.

Так вот, главный фактор, заставляющий многих русских в Казахстане оказывать поддержку действующему и, вероятнее всего, будущему президенту, — это впервые за много лет проявляющееся чувство солидарности и сопричастности с Матерью-Россией. Действует совершенно нехитрая связка: если за Россию — то за Путина — и за Назарбаева, поддерживаемого Путиным, а значит, поддерживаемого Россией. Если предвыборная кампания русского населения, имеющая такую психологическую подоснову, примет общеэтнический характер, то не послужит ли это мощным толчком к осознанию русскими в Казахстане себя как солидарной общности? Можно услышать, что "никогда за историю существования русской нации русским не удавалось создать сколько-нибудь эффективной диаспоры". Если это так, то надо же с чего-то начинать? И кто знает, не отметит ли история грядущую декабрьскую победу союза двух президентов как точку формирования политически действенной русской диаспоры?

Вот только хотелось бы верить, что интерес, проявленный российской властью к Казахстану, вызван не только конъюнктурными интересами верхов, и что больше никогда не повторится такая знакомая, типичная для всех последних лет, ситуация: "Государство [казахское — Я.Б.] твёрдо уверено, что россияне не заявят протест по поводу дискриминации соотечественников. А если что-либо корректно и заявят, то за дружеским обедом или публичным выступлением о приоритетности интеграции, необходимости сохранения русского языка, исторической дружбы, любви к России и прочих сладких слов, российские власти и общественность — презрительно многими казахстанскими политиками считаемую наивной, — вновь удастся убедить, что всё происходящее лишь маленькое недоразумение. Причём исправить это недоразумение пообещают немедленно, но в последующем, конечно, позабудут…". Кто сможет гарантировать, что не позабудут?

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ