Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Демографическая ситуация в Узбекистане и потенциальные угрозы для Кыргызстана

15.09.2005. Общественный рейтинг (Киргизия)

Азат Мураталин

Сегодня уже очевидно, что "узбекистанская модель развития" во многом оказалась неуспешной. Перенаселение, коррупция, безработица и нищета спиралью раскручивают другие социально-экономические проблемы страны. Одновременно с государственным прессингом в сфере экономики узбекское население лишено возможности открытого протеста, что канализирует проявление недовольства в различные полу- и нелегальные формы борьбы с существующей властью. События в Андижане показывают, что на данном этапе не приходится говорить о перспективах равноправного и взвешенного диалога власти и общества. Андижан завершил собой череду бунтов и митингов, проходивших в стране в последние 1,5–2 года. В таком же ключе рассуждают международные аналитики, не исключающие возможности новой дестабилизации ситуации в РУз, результатом чего может стать новая волна беженцев в сопредельные страны.

Набор узбекских проблем становится головной болью для Кыргызстана на ближайшую и отдаленную перспективу. Это будет и трудовая миграция, и переезд на временное и постоянное место жительства. Как свидетельствуют исследования, основными направлениями миграции узбеков являются Россия и Казахстан. Наша страна становится, как местом постоянного оседания узбеков, в силу схожести климата, обычаев, отсутствия языковых проблем, а самое главное – наличия мощной и организованной диаспоры, так и перевалочной базой для выезда в другие государства. Кыргызстан оказался в самом потоке узбекской трудовой и политической эмиграции со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Демографы давно говорили о новом "великом переселении народов", оно уже идет из бедных стран в богатые, ставя перед последними проблему сохранения национального и культурного своеобразия. Также утверждалось, что и часть бедных стран начнет испытывать все увеличивающееся и влияние иных культур, психологии и идей. Похоже, что наша страна в этом списке. Традиционно у нас в регионе у кочевников и земледельцев (торговцев) было заметно взаимное пренебрежительное отношение друг к другу. И не стоит в этом винить кого-либо – такой была история взаимоотношений народов и культур Средней Азии. Тем не менее, потомки кочевников четко знали, за что надо уважать и ценить оседлых, поскольку у них есть черты национального характера, не свойственные им. Но вместе с тем все понимали, откуда корни такого пренебрежения.

Сейчас коммерция стала спасением для миллионов, в то время как политическая элита кыргызов была занята воровством и периодическими попытками управлять страной. Итак, можно ожидать, что через лет 10-15 ментальность наших двух народов будет еще больше сближена, поскольку потихоньку начинает исчезать главный внутренний антагонизм в отношениях двух народов – принадлежность к двум чуждым друг другу хозяйственным и культурным цивилизациям. Этому также способствует распространение культурной информации на узбекском языке. Ничего не сделано для паритета по телерадиовещанию на юге страны, где эфир занят узбекскими каналами. КТР, словно отвечая требованиям о предоставления статусу официального языка узбекскому, вводит обязательные передачи на узбекском, по всей видимости, предназначенные для "привыкания" к "братской речи" коренного населения севера страны. Концерты узбекских звезд эстрады собирают такое же количество поклонников, что и российские. Узбекская музыка стала фоном в практических во всех бишкекских увеселительных заведениях. Даже традиционные семейные торжества кыргызов заканчиваются напевами на пока малопонятном языке. Культурная ассимиляция нашего народа идет очень активными темпами. Мы народ, который оказался неспособным вырабатывать общенациональные культурные ориентиры. Многовекторность внешней политики привела к культурной многовекторности нашей молодежи. Многие из них предпочитают все турецкое, узбекское, русское, казахское, американское. Это касается музыки, книг фильмов, друзей, семейных партнеров и т.д. Остановить все это невозможно. Глобализация сделает свое дело. Но очень важно, на каком языке мы, кыргызы, будем говорить в следующем столетии. В пошлом веке мы пользовались русским и стали достаточно современной и толерантной нацией. Впереди у нас появляется новая задача – сохранить себя на фоне влияния увеличивающегося узбекского населения.

Весной этого года активно раздавались призывы о придании статуса государственного узбекскому языку. Может быть кто-то просто пробовал раскачать ситуацию на фоне тех политических событий, но идея осталась звучать. Многим эта идея понравилась. Правильно, что узбекская диаспора в Кыргызстане имеет право на создание собственного театра, университета, что наши сограждане-узбеки могут занимать руководящие посты в правительстве, избираться в парламент и т.д. Несмотря даже на то, что этнические кыргызы в Узбекистане практически лишены таких возможностей.

Андижанский кризис поставил нас перед одной мрачной перспективой – разборки центральной власти с каждой религиозной группировкой будут оборачиваться для Кыргызстана головными болями с мигрантами. Мировое сообщество не сможет вечно заниматься приемом и размещением узбеков по миру. Представьте, что события, подобные андижанским, произойдут сразу в нескольких городах Ферганской долины – сколько будет тогда беженцев? Страшно представить. Мы обречены быть жертвами негуманной политики Ташкента по отношению к собственному населению. Когда власть не заботится о ценности человеческой жизни в своей стране, ждать хорошего от этой власти не стоит никому из соседей. Мы не можем быть вечно образцом добродетели для Центральной Азии. Необходимо ужесточение пограничного и миграционного режима с Узбекистаном. Мы не должны больше пускать к себе беженцев с той стороны. Если мировое сообщество заботят проблемы гражданского населения в этой стране – пожалуйста, требуйте соблюдения законов от Правительства Узбекистана.

На данном этапе очень важно было бы дать оценку уровня нелегальной миграции и натурализации этнических узбеков в Кыргызстане. По данным Департамента миграции МИД КР, Иммиграционного Фонда такие данные получить ни в одном государственном ведомстве КР невозможно, поскольку нет технических средств для должного контроля над границей, нет инструментария, финансов и персонала для выявления нелегальных мигрантов, особенно на юге страны. В настоящее время отслеживаются только те, кто переезжает на официальной основе в Кыргызстан, но таковых в действительности немного, поскольку, согласно данным специалистов, узбекские власти зачастую препятствуют в оформлении документов на выезд. На данный момент большинство известных властям нелегальных мигрантов – это этнические кыргызы, которые постепенно покидают Узбекистан. Практически все они – выходцы из различных районов Ферганской долины. По итогам проведенной республиканской переписи этнических кыргызов, общее количество переселенцев из Узбекистана на июль с.г. составляет 1740 человек, в то же время по югу страны эти данные можно рассматривать с коэффициентом 4 или 5 – такова рекомендация Иммиграционного Фонда.

Основная причина выезда – тяжелые экономические условия в Узбекистане (дорогая аренда земли, отсутствие свободы выбора в отношении выращиваемых культур), а также желание жить в государственном образовании кыргызов.

Очевидна тенденция – стремление покинуть РУз ради улучшения материального положения. Тенденция характерна не только для этнических кыргызов, но и для узбекского населения, которое предпочитает оседать на юге страны. Этнические кыргызы перебираются также преимущественно в южные области страны и в достаточном количестве в Чуйскую область. Процесс ползучей миграции узбекского населения в Кыргызстан идет уже давно, но он остается вне внимания государственных служб, поскольку процесс носит скрытый, нелегальный характер, не поддающийся прямому учету и контролю со стороны государства.

Рост числа некоренного населения на юге приведет к обострению политической ситуации у нас. Нельзя исключать того, что в будущем политические элиты Узбекистана пойдут по пути выталкивания части своего населения для снятия социального напряжения внутри страны. Одновременно это неплохой способ распространения своего влияния на соседа через формирование сильной этнической группы. В то же время необходимо учитывать, что переселенцы в КР будут людьми негативно настроенными против правления Каримова. Их политическая и общественная активность будет дополнительной возможностью для обвинения Бишкека в потворстве "международным террористам" и т.д.

Проблема серьезная и даже опасная. Пока не видно государственного подхода к ее решению, хотя очевидно, что она является одной из угроз национальной безопасности страны в ближайшем будущем. Времени осталось немного.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ