Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информация Департамента образования города Москвы на заседании межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом

Комплекс работ по поддержке и продвижению русского языка был по­ложен в основу образовательного раздела «Программы поддержки соотече­ственников за рубежом на 2003-2005 годы». В декабре 2004 года на заседа­нии коллегии Департамента образования, рассмотревшем ход реализации поддержки соотечественников за рубежом, был принят План основных ме­роприятий Департамента образования города Москвы по поддержке сооте­чественников в странах СНГ и Прибалтики средствами образования на 2004-2005 гг., в соответствии с которым и осуществлялась деятельность департа­мента.

Основными направлениями работы Департамента образования города

Москвы по поддержке русского языка и образования на русском языке в те­кущем году являлись следующие:

1.  Проведение четвертого Совещания директоров русскоязычных школ;

2.                 Повышение квалификации, стажировка и переподготовка на курсах повышения квалификации в МИОО;

3.                 Проведение П-го Международного форума пушкинских школ;

4.                 Проведение Международных летних школ русского языка;

5.                 Проведение Открытой международной олимпиады для школьников стран СНГ и Прибалтики по русскому языку с финалом в Москве;

6.                 Прием и обучение в московских вузах детей соотечественников;

7.                 Обмен группами педагогов и учащихся партнерских школ-побратимов;

8.                 Поддержка деятельности славянских университетов в странах СНГ и При­балтики;

9.                 Оказание помощи в учебной и учебно-методической работе путем поставки учебной литературы на русском языке;

10.               Содействие в поставке компьютерных классов и организация центров дистанционного образования;

11.               Участие в проведении Пушкинского конкурса «Я русский бы выучил, только зачем?..»;

12.               Содействие в реализации программы «Стипендия Мэра Москвы» и про­граммы «Московский аттестат» и др.

13.Развивается и общественное движение - Международное педагогическое общество в поддержку русского языка (МПО).

***

1. Очередное 1У-ое Международное совещания директоров школ с пре­подаванием на русском языке было проведено 23-27 марта 2005 года. Суще ственным отличием этого совещания стало значительное расширение гео­графии представительства участников совещаний за счет стран «традицион­ного» зарубежья. Если в 2004 году в совещании участвовали представители 21 страны, в том числе всех стран СНГ и Балтии и шести стран Восточной и Западной Европы, то в 2005 году число стран «традиционного» зарубежья увеличилось до пятнадцати. Участники совещания 2005 года отметили, что существенное расширение географии представительства участников Сове­щания свидетельствует о растущем интересе к изучению русского языка в странах традиционного зарубежья. В этой связи расширяются цели и методы изучения русского языка не только как родного и как иностранного, но и как языка семьи в иноязычном окружении.

По материалам данного совещания был подготовлен сборник материа­лов «Русский язык без границ», содержащий значительное количество и до­полнительной информации (демонстрируется).

Участники Международного совещания, проходившего накануне вели­кого праздника - 60-летия Победы над фашизмом, работники образования из 32 стран Европы и Азии и учащаяся молодежь Москвы обратились с благо­дарностью к ветеранам фронта и тыла, ко всем, кому мы обязаны сегодня не­зависимостью и мирной жизнью: Мы обращаемся к молодежи и людям среднего возраста, ко всем тем, кто реально влияет на умы и сердца людей: НУЖНО СОХРАНИТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПАМЯТИ, и в этом наша мо­ральная обязанность, человеческий и исторический долг. Мы заявляем о на­шей решимости отстоять мир, позаботиться о воспитании молодежи и буду­щих поколений на героических традициях народов, отстоявших независи­мость и свободу, в духе культуры мира, гармонии и согласия.

В соответствии с утвержденной Правительством Москвы 6 сентября 2005 года Комплексной целевой среднесрочной программой осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы в дальнейшем практика проведения подобных международ­ных совещаний директоров школ будет продолжена.

2 . Продолжалось и проведение курсов повышения квалификации и стажиро­вок педагогов из стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2005 году на кур­сах в МИОО побывало почти 1000 человек - преподавателей соотечествен­ников из Украины, Казахстана, Молдавии, Грузии и других стран СНГ и Балтии, а также из 7 стран дальнего зарубежья.

3. Наиболее значимой просветительской акцией текущего года в сфере под­держки русского языка и русской культуры явился проведенный 25-29 сен­тября Международный форум пушкинских школ. Акция осуществлена Де­партаментом образования совместно с Департаментом международных свя­зей города Москвы и Комитетом образования Санкт-Петербурга с участием руководителей и педагогов зарубежных школ, а также юных победителей ре гиональных и международных конкурсов по пушкинской тематике из 28 стран. Рабочие заседания и другие мероприятия форума убедительно под­твердили актуальность поддержки русской культуры за рубежом, высокий интеллектуальный потенциал многих зарубежных школ с изучением русско­го языка и преподаванием на русском языке, близость их концептуальных подходов и целесообразность обмена опытом учебно-методической работы с участием московских ученых и специалистов. По материалам форума будет подготовлен специальный сборник. В порядке подготовки к этой форуму в мае 2005 года при содействии правительства Москвы в г. Львове (Украина) состоялся XV Международный пушкинский конкурс учащейся молодежи Украины, Белоруссии, Польши и города Москвы. Принято решение о прове­дении такого форума один раз каждые два года.

4. Международная летняя школа русского языка проведена в Москве в тре­тий раз. Итоги работы школы и отзывы ее зарубежных участников позволя­ют отметить ее позитивные результаты. Департамент образования признате­лен возглавляемому Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И. Швецовой оргкомитету по подготовке и проведению Школы за помощь и поддержку и благодарит представителей подразделений Прави­тельства города Москвы, ведомств и организаций, внесших свой вклад в ее успешное проведение.

МИД РФ и Департамент международных связей города Москвы оказа­ли значимую поддержку при формировании международного состава участ­ников. Главное управление внутренних дел города Москвы и Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве обеспечивали безопасность проживания детей. Префектуры административ­ных округов города Москвы оказали существенную поддержку в материаль­но-техническом оснащении школы.

Кроме того, набирают силу подобные окружные летние школы, прово­димые в административных округах окружными управлениями образования. В этом году такие школы прошли в Центральном, Северо-Западном, Юго-Западном, Восточном округах с участием делегаций подшефных регионов и стран.

Департамент образования, с Вашего согласия, Людмила Ивановна, приступил к подготовке очередной IV Международной школы русского язы­ка (июль 2006 года, ДСОЛ «Московия»). Считаем, что есть возможность расширить контингент зарубежных участников школы и включить в список стран-участниц Бразилию, Японию, Китай, Испанию, Египет, Сирию, Анго­лу и Мозамбик, сохранив при этом общий численный состав.

5. Открытая международная Олимпиада школьников по русскому языку: привлекла к себе внимание более 9 тысяч школьников. В 2005 году посеще ние сайта данной школы превысило число в 200 тысяч посещений. В январе 2005 года на очередной очный тур Олимпиады прибыли 45 участников с ро­дителями или учителем, что явилось них поощрением. А двое участников приглашены для дальнейшего продолжения обучения в вузах Москвы.

6.               В настоящее время в вузах Департамента образования обучаются 92 сту­дента-соотечественника из стран ближнего и дальнего зарубежья.

7.               Побратимские связи осуществляются в настоящее время со многими школами. На основе межшкольных договоров осуществляются взаимные поездки учащихся в разные страны и проводится прием учащихся в Москве. По линии окружных управлений образования на регулярной основе осуществля­
ется обмен группами педагогов и учащихся школ-побратимов с Белоруссией (Восточный, Западный, Северо-Западный учебные округа) и Украиной (Северо-Восточный, Восточный, Юго-Западный учебные округа), установлены прямые профессиональные связи с опорными школами в Грузии (Центральное ОУО), Казахстане (Юго-Восточное ОУО), Латвии (Центральное ОУО), Молдавии (Северо-Восточное ОУО), Узбекистане (Западное ОУО), Эстонии (Северное ОУО).

8.               Славянские университеты: в 2005 году продолжалась работа со Славянскими университетами в странах СНГ. Представители университетов принимали участие в проведении семинаров, круглых столов, стажировок преподавателей и т.д.

9.       В этом году Правительством Москвы в совокупности было выделено на реализацию программ по оказанию гуманитарной помощи школам с преподаванием на русском языке за рубежом учебной и учебно-методической литературой 14 млн. руб. Основное внимание уделяется обеспечению литературой русскоязычных школ стран СНГ и Балтии, а также дальнего зарубежья - Великобритании, Болгарии, Боливии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Испании, Франции, Австрии, Швейцарии, Италии, Македонии, Польши, Мальты, Южной Кореи и др. В настоящее время учебники и учебные посо­бия в основном отправлены в количестве около 140 тыс. экземпляров.

10.            В соответствии с Договором о дистанционном повышении квалификации учителей школ стран СНГ и Балтии с русским языком обучения Московский институт открытого образования провел обучение по русскому языку и литературе 124 преподавателя и по информатике 64 преподавателя, всего 188 преподавателей при плане 180 человек. Все преподаватели успешно сдали предусматриваемые контрольные мероприятия и курсовые работы.

11.            Традиционно проведен совместно с «Российской газетой» конкурс «Я русский бы выучил, только зачем?..». В конкурсе приняли участие более 180 преподавателей из которых пятьдесят учителей-победителей в сентября 2005 года прибыли в Москву и приняли участие в круглых столах и в уроках в московских школах.

12.            Продолжается работа проекта «Московский аттестат», который курируют непосредственно подразделения Департамента международных связей города Москвы совместно с «Открытой русской школой». В этом году 178 уче­ников получили московские аттестаты и из них 156 выпускников поступили
в московские вузы. Департамент образования готов подключить к этой рабо­те еще несколько школ с научно-методическим сопровождением со стороны МИОО.

13.            Одной из наиболее крупных инициатив, направленных на укрепление и расширение международного сотрудничества Москвы и зарубежной педагогической общественности в сфере продвижения русского языка является создание в марте прошлого года Международного педагогического общества в поддержку русского языка (МПО).

С марта 2005 года Международное педагогическое общество в поддержку русского языка является членом Международного совета российских сооте­чественников.

Следует подчеркнуть, что создание целевой общественной структуры в сфере международного сотрудничества Москвы по проблемам русскоя­зычного образования позволяет в определенной мере изменить сам характер этого сотрудничества, повысить его эффективность за счет привлечения инициатив широкого круга специалистов стран-партнеров. Более того, большинство наиболее перспективных и существенных инициатив могут реализовываться в рамках деятельности МПО, опираясь на его возможности налаживания координации в практических вопросах международного взаи­модействия.

Состоявшееся в марте с.г. в Москве заседание координационного со­вета МПО предложило провести ряд представительных встреч по актуаль­ным проблемам поддержки и продвижения русского языка:

-      международной конференции «Русский язык как средство межнационального общения в странах Центральной Азии» (готовиться в настоящее время проведение в Ташкенте);

-      международный семинар «Славянский университет и школьное образование на русском языке»;

- международного «круглого стола» по теме «Положение русского языка и преподавания на русском языке за рубежом. Возможности использования международного опыта» (предполагается провести по инициативе общественных организаций и при поддержке Министерства образования Молдавской Республики на территории Молдавии с приглашением участников из Белоруссии, Болгарии, Украины, России, Румынии). Подготовительная ра­бота по его проведению осуществляется его участниками и Международным педагогическим обществом в поддержку русского языка с участием Депар­тамента образования города Москвы;

-       международного семинара-практикума «Формирование моделей культурно-языковой интеграции и билингвального образования русскоязычной молодежи»;

-       международной встречи по проблемам организации и методики русскоязычного обучения в негосударственных образовательных учреждениях стран «традиционного» зарубежья.

Эти предложения одобрены IV Международным совещанием и отра­жены в его итоговом документе. В планах работы МПО имеется еще доста­точно много мероприятий по поддержке и развитию движения за продви­жение русского языка за рубежом.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ