Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Кыргызстан: в микроскопе геополитики интересов

13.10.2005. Общественный рейтинг

Сыргак Абдылдаев

"Меньшевики допустили большую ошибку, не расстреляв большевиков, и в результате Россия получила вторую революцию, а затем и гражданскую войну. Главный вопрос, который мучает оставшихся в живых: откуда большевики достали деньги на вооруженный переворот?".

Александр Рубинштейн (1880-1943) русский литератор и историк-хронолог "Белого движения"

Нынешняя "челночная дипломатия" Госсекретаря США К.Райс вызвала резкий диссонанс в системе уже установившихся отношений между странами азиатской части СНГ. Как следует из анализа текущих событий, Кыргызстан стремительно набирает вес на безмене геополитических интересов ведущих держав. По итогам последних "центральноазиатских игр" стало очевидным, что над военным присутствием США нависла явная угроза оказаться перед фактом в принудительно ускоренном порядке покинуть территориальные границы региона надолго и с большими последствиями для нынешней команды Буша-младшего. Очевидно, что после андижанских событий и ультиматума Ташкента о немедленном выводе военной базы США со своей территории последней опорной точкой в ЦА для Вашингтона остался революционно-бардачный "островок свободы" Кыргызстан, для внешнеполитического курса последнего времени которого стало характерно определять союзников по своим собственным правилам и меркам, понятным только сидящим у кормила власти вождям и совершенно неизвестным остальным обитателям страны. Непоследовательность Бишкека во внешнеполитическом поведении и неразборчивость в выборе стратегических партнеров среди ближайших соседей создала имидж Кыргызстану, как стране, с которой необходимо вести жесткий и твердый диалог по ключевым вопросам сотрудничества. Однако такая чересчур игривая маневренность в отношениях с геополитическими конкурентами, с одной стороны, безусловно, заставила ближайших соседей по региону взглянуть на Бишкек под новым ракурсом, а с другой – предпринять адекватные меры. Астана и Ташкент, как обычно, оперативно попытались напомнить истинное место Бишкека в региональной иерархии влиятельных государств, пропедалировав газовую проблему. Однако эти шаги соседей не произвели на Бишкек должного впечатления. Команда революционных демократов Кыргызстана продолжила с прежней безмятежностью играть на стратегических разногласиях геоконкурентов, не придавая особого внимания прессинговым потугам соседних стран.

Между тем диаметральное расхождение бывшего стратегического союзника в центральноазиатском регионе Узбекистана с США оказались на деле большим подарком для слаборазвитого соседа Кыргызстана, который с самого первого дня обретения независимости вынужден был проводить на международной арене политику "протянутой руки". И тем более теперь, после мартовских событий, когда новая властная команда испытывает в прямом смысле финансовый голод, правящим революционерам проглядывающаяся возможность глотнуть нектар больших кредитов, несомненно, покажется манной небесной в пустыне. В этом плане челночный визит шефа Госдепа США есть не что иное, как реальный шанс ухватиться захлебывающейся в штормящем океане проблем команде К.Бакиева за спасительную соломинку, с помощью которой, возможно, ей удастся удержаться на плаву. Нет сомнения, что социально-политическая и экономическая ситуация в Кыргызстане стремительно набирает критическую массу. На этом фоне вчерашние "локомотивы", "отцы" и прочие лидеры "кыргызской революции", сброшенные своими же соратниками по борьбе за светлое будущее на обочину власти (и вкупе с ними бывшие апологеты прежнего режима), тем временем активно формируют организованную и боевую дружину новой оппозиции. Новая политическая команда способна в ближайшей перспективе на волне массового социального недовольства захватить БД и построить новую пирамиду управления государством, опираясь на диктатуру ее власти, покончив с хаосом демократической анархии, и в дальнейшем жестко подавлять любые контрвыступления оппонентов. Крайне неустойчивое положение нынешней власти улавливают не только оппозиционеры внутри Кыргызстана, но далеко за его пределами. В Москве и Вашингтоне сегодня до физически ощутимой точности отлично понимают истинную критическую ситуацию, сложившуюся на кыргызском "полигоне революций". Нынешние экстраординарные события на геополитическом поле ЦА прямо указывают, что игра за центральноазиатский регион идет по крупному, и первым отправным плацдармом для завоевания этой части планеты, по всей видимости, стал Кыргызстан. Этот факт подтверждает весьма значительное, по мнению аналитиков, событие, которое ими связывается с визитами в Бишкек двух высокопоставленных посланцев Кремля и Вашингтона, состоявшимися практически в течение короткого времени. Более того, первой страной в списке дипломатических турне обоих представителей соперничающих держав был выбран именно Кыргызстан, на территории которого базируются военные контингенты России и США. Однако подоплека этих высокопоставленных вояжей заключается не столько в факте военно-политического присутствия геоконкурентов на территории одной страны, сколько в том, что после решения Ташкента о выводе со своей территории воинских подразделений сил Антитеррористической коалиции поставили на грань провала, проводимую администрацией Вашингтона геополитику создания пострановой системы глобального военного присутствия США. Естественно, что Бишкеку остается только воспользоваться образовавшейся временно, но крайне выгодной для него ситуацией: снять с конкурирующих держав политико-экономические дивиденды по максимальной планке. Однако основная интрига и трудная задача для Бишкека заключается в том, сможет ли Президент К.Бакиев (чуть более месяца назад совершивший первый официальный визит в Москву, где он заверял Кремль в вечной дружбе и верности) после команды "добро" на дальнейшую дислокацию авиабазы "Ганси" и дальше сохранять только что установившиеся с Россией отношения партнерства и доверия. Дружить одновременно с Россией и США не удавалось до сих пор ни одному лидеру постсоветского пространства. Последним таким "неудачником" стал таджикский коллега Бакиева Э. Рахмонов, выбравший в итоге Москву. Кыргызский президент в этом смысле добился почти уникального достижения. Впрочем, согласившись "терпеть" американских военных, Бакиев ориентировался не только и не столько на региональную стабильность. Дружба с Бишкеком должна была стоить американцам официального признания легитимности молодой кыргызской демократии, а также значительных материальных вложений в разваленную после "революции тюльпанов" экономику. И того и другого от Госсекретаря Райс Бакиев с успехом добился. На завершившей переговоры пресс-конференции Госсекретарь США сначала признала, что "Кыргызстан проделал большой путь в сторону развития демократии", а затем коснулась и финансового вопроса, пообещав Киргизии помощь в области развития малого и среднего бизнеса, а также сельского хозяйства. К.Бакиев в свою очередь, заверил американскую гостью в том, что правительство Кыргызстана объявило борьбу с коррупцией своим главным приоритетом, а значит, в неизвестные руки помощь США не попадет.

Как следует из достигнутой договоренности с шефом Госдепа, команда К.Бакиева получила средства, достаточные для того, чтобы удержать власть в республике. Однако, по мнению аналитиков, в перспективе это достижение может оказаться палкой о двух концах, а широкая многосторонняя поддержка США никак не может выступать в роли политического стабилизатора для нынешней власти. В Кыргызстане, как отмечают аналитики, идет процесс формирования новых политических центров, которые в итоге смогут предложить населению страны реальные пути выхода из тупика политико-экономического кризиса. Сложившаяся обстановка в республике на текущий момент такова, что правящему блоку революционеров пока удается держать под контролем лишь отдельные административные территории республики. По различным оценкам независимых экспертов, социального кредита доверия нынешней команде управленцев хватит максимум на год. За этот срок К.Бакиев должен любыми путями успеть ввести происходящие негативные социально-политические и экономические процессы в русло стабильного развития, то есть нормализовать обстановку в центре и регионах. Главной стратегической задачей нынешнего правительства является решение проблемы установить со стороны Центра жесткий вертикальный контроль над всеми процессами, происходящими в экономике и социально-политической сфере жизнедеятельности государства. Однако, как показывает анализ, нынешний глава республики крепко увяз во внутрикомандных разборках, которые практически сводят на нет любые достигнутые им успехи. Как показывают текущие события, политическое противостояние между Центром и регионами, с одной стороны, и борьба за сферы влияния между различными удельными кланами – с другой, продолжает нарастать. Естественно, что команде К. Бакиева приходится вести фронтальные бои на самых различных и сложных по тактике решения направлениях, что приводит к распылению и без того малых сил и ограниченных ресурсов. Более того, в республике прослеживаются отдельные моменты, свидетельствующие о противостоянии между ветвями государственной власти. Между тем, страну захлестнула волна организованной преступности, подтверждением чего является целая череда заказных убийств высокопоставленных госчиновников и известных крупных предпринимателей. Очевидно, что пока новая власть не справляется с решением остро стоящих перед ней проблем, фактически проигрывая на стратегических направлениях развития экономики и социальной политики. С этой точки зрения многовекторная (двойная) игра на поле борьбы геополитических противников несет в себе изначально большую степень риска для национальных интересов самого Кыргызстана. Однако главная цель, поставленная К.Бакиевым в этой рискованной игре на геополитических противоречиях держав, в целом пока внушает оптимистическую надежду на то, что эта цель может быть достигнута, и лидеру Кыргызстана удастся снять максимальную сумму политико-экономических дивидендов, которая позволит ему за счет внешних источников решить внутренние проблемы страны. Вопрос заключается только в том, через какой период времени новоиспеченному главе республики удастся привлечь крупные инвестиции и заставить внешних доноров работать на решение собственных проблем новой власти. А между тем первые полгода существования новой власти проскочили без видимых позитивных перемен в экономике и социально-политической жизни страны. Уровень социальной напряженности по-прежнему ползет по неуклонно раскручивающейся спирали вверх, стягивая мертвой петлей возрастающую критическую массу социального и политического недовольства новой властью из отдаленных сельских районов на центральную площадь столицы "Ала-Тоо". При этом не сложно понять, что время играет против власти революционеров первой волны, и новая оппозиция, конечно, ждать не станет, и понятно, что первые признаки массового социального недовольства для оппонентов правящей команды станут сигналом к действию.

Теперь очевидно, что прежде чем протянуть руку помощи нынешней власти, Вашингтон просчитал ситуацию в Кыргызстане и перспективы ее развития до абсолютного нуля. Но парадокс заключается в том, что, отстаивая свое военное присутствие в регионе, Вашингтон прекрасно понимает, что нынешняя власть, как оказалось, не оправдала тех надежд, которые на нее возлагались после "тюльпановой революции". Очевидно, что главная игра за кыргызский плацдарм только начинается. Ведь и Москва не останется пассивным наблюдателем по отношению к внутренним проблемам Кыргызстана, и здесь у нее имеется достаточно сильных и влиятельных союзников.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ