Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Революционная контрреволюция. Митинговые страсти в Кыргызстане

04.11.2005. Общественный Рейтинг (Киргизия)

Сыргак Абдылдаев

"Революции всегда бывают неудачные, удачных революций не бывает и быть не может. Они всегда порождают не то, к чему стремились, всегда переходят в свою противоположность".

Николай Бердяев (1874–1948), русский мыслитель и литератор

Митинговые страсти в Кыргызстане разгораются в прежнем русле критически нарастающей массой повсеместного недовольства. Приходится констатировать, что политическая ситуация в стране целенаправленно и неуклонно раскачивается в сторону усиления гражданского противостояния. Процесс перегруппировки и создания новых политических альянсов продолжается. Точка тяготения борьбы за новые рубежи в пирамиде будущей власти постепенно перемещается из регионов в центр. Дальнейшая жизнеспособность тандема Бакиев-Кулов вызывает все большие сомнения и увеличивает количество противников этого союза. Процесс дифференциации групповых интересов в высших эшелонах власти перешел в режим жесткого и бескомпромиссного выбора между двумя формирующимися новыми политическими центрами, исключающего игру на два фронта. Баталии различных группировок развернулись как по вертикали, так и на горизонтальных уровнях власти.

Обстановка в республике неуклонно накаляется, и революционная анархия радикально настроенных масс уже перехлестывает через край, выходя за пределы всяких разумных границ. Пространство неконтролируемых правительством региональных зон медленно, но устойчиво продолжает расширяться. "Кара-кечинский" катализатор подобно увеличивающейся озоновой дыре трансформируется в сработавший нейтронный фугас, ударная сила которого по убийственному воздействию сравнима с оружием массового поражения. Распространяясь в пространстве массового социально-политического мышления волнами (с нарастающей силой), всепроникающая радиация "кара-кечинской миниреволюции" заражает население страны идеями радикального удовлетворения собственных проблем без участия Центра. Этот феномен в Кара-Кече заключается в том, что вчерашние сторонники новой власти под воздействием ультра-революционной риторики, основательно подкрепленной практическим примером установления "народной и справедливой власти" в масштабе отдельно взятого района, сподвигают остальных соотечественников к мысли о решительных действиях по переделу местных доходных наделов. Точечные миниудары на районном уровне и митинговые бунты в столице и административных центрах раскалывают и дробят фундамент центральной власти, разрушая до самого основания и без того расшатанную систему государственного управления. Предпринимаемые правительством ответные авральные меры наталкиваются на яростное сопротивление местного дисциплинарно-организованного (и часто военизированного) контингента из числа местных сторонников ультра-революционеров. В конечном итоге локальные бои местного значения трансформируются в республиканскую проблему противостояния между Центром и многочисленными регионами, в котором власти приходится нести ощутимые потери, сдавая тактические позиции одну за другой революционно настроенным местным радикалам. Однако груз тактических потерь по мере увеличения количества утраченных позиций имеет свойство неизбежно перерастать в стратегическое поражение, если вспомнить, что падение прежнего режима экс-президента А. Акаева началось с южных регионов. Сегодня очевидно, что местные органы власти вынуждены занять роль пассивного наблюдателя, либо находиться в состоянии крайней растерянности. При этом очевидно, что силовые решения заранее обречены на провал, и малейшие движения в этом направлении могут спровоцировать и, следовательно, пополнить и без того угрожающий список мини-революций районного масштаба.

Между тем, растущие боевые порядки демонстрантов и персоны ораторов на оппонирующих трибунах столицы четко указывают, что хрупкое единство нынешней тандемно-региональной власти попало под плотный огонь тяжелой артиллерии сегодняшних коллег (соратников), вчерашних товарищей по революционному братству и разрозненных групп из бывшей команды экс-президента А. Акаева. Кыргызстан фактически политически уже раздроблен на удельные суверенитеты, ставшие тормозом в процессе стабилизации обстановки в постреволюционной республике.

Однако наибольшие опасения политических кругов страны вызывает:

а) тенденция наметившегося союза коллег (соратников) и оставшихся без портфелей "радикалов" с криминалитетом;

б) давление на Президента и правительство с их стороны.

Очевидно, что при таком развитии событий конфронтация между ведущими региональными группировками только усилится. При этом попытки Президента найти с криминальной ультра-оппозицией компромисс путем уступок оценивается среди населения весьма негативно. Двусмысленность сложившейся ситуации заключается в том, что, разыгрывая карту компромисса с вышедшим на арену публичной политики Р. Акматбаевым, К. Бакиев попал в весьма щекотливое положение в глазах политического истеблишмента как внутри республики, так и за ее пределами. Сам факт переговоров главы государства с представителями лидера региональной организованной группировки вызвал большой резонанс среди политиков и представителей гражданского сектора. Невозможно представить, чтобы в Москве криминальные лидеры, как, например, известный авторитет Япончик, вывел бы на Красную площадь пару сотен своих "сторонников", а затем в Кремле их принял бы для переговоров В. Путин. Такой сюжет может быть только плодом воображения больной фантазии. Однако в постреволюционном Бишкеке эта встреча стала верхом кыргызского политического сюрреализма. Более того, после "успешных" переговоров представителей одного из ведущих иссык-кульских кланов с главой республики в местных СМИ стала активно муссироваться информация о том, что брат погибшего депутата Р. Акматбаев имеет намерение баллотироваться в парламент. Но, как полагают аналитики, шансов у местного "Робин Гуда" пробиться в стены законодательной власти слишком малы, так как очевидно, что присутствие криминалитета в ЖК не входит в интересы БД и тем более большинства политических сил республики. Без комментариев понятно, как ударит по внешнеполитическому имиджу страны появление представителя этого известного клана в парламентской кухне. Скорей всего, после непродолжительных, но определенно сложных трений и взаимных консультаций на вакантное место в парламенте подберут более приемлемую фигуру, устраивающую обе стороны и непременно лояльной к правящему тандему.

С этой точки зрения нынешний мезальянс коллег (соратников) и радикалов с "иссык-кульцами" вероятно является временным союзом против общего противника, в борьбе с которым коллеги (соратники) действуют по проверенному шаблону большевистского принципа "Чем хуже, тем лучше". При этом кроме популистской беллетристики и обструкционистской критики в адрес правящего тандема на политическом рынке, как показывает анализ суммы озвученных заявлений, со стороны "тандемной" оппозиции пока предложить нечего. Отсутствие признаков конструктивности в позициях и неадекватное сложившейся ситуации поведение на политической арене явно оттолкнули не только значительную часть электората от лидеров постреволюционных "контрас", но и заставили дистанцироваться умеренную оппозицию от коллег (соратников) и радикалов.

Тем не менее, пока очевидно, что политика ультимативного давления существенно дестабилизирует ситуацию на региональном уровне, которая, по мнению аналитиков, целенаправленно реализуется радикалами и ведет к последовательному отключению от Центра административно-территориальных подразделений. Таким образом, управление Центра наглухо блокируется на региональном уровне, на котором возникший вакуум безвластия быстро заполняется местными лидерами из когорты самовыдвиженцев от народа, в цели которых, как правило, входит достижение максимальной автономности (или абсолютной "кара-кечинской независимости") в балансе отношений с Бишкеком. Между тем независимые социологические опросы показывают рост негативного отношения среди населения республики к возникающим в регионах всплескам политических протестов. С этой точки зрения, как показывает анализ, реприватизация крупных экономических объектов, имеющих стратегическое значение в плане социально-политической стабильности отдельными группами ультра-оппозиции не находит поддержки в соседних регионах республики. Это наиболее отчетливо наблюдается на примере реприватизации Кара-кечинского угольного месторождения, что в итоге поставило потребителей из остальных регионов в неравные условия с жителями Джумгальского района, получающими топливо бесплатно. В итоге такое соотношение весьма деструктивно отражается на социально-политической стабильности в стране в целом. В призме среднесрочных прогнозов (при дальнейшем практическом развитии теории перманентной революции районного масштаба) очевидно, что время играет против нынешней управленческой команды К. Бакиева, неуклонно сужая поле влияния на текущие социально-политические процессы. Развитие процессов в этой плоскости рано или поздно поставит под вопрос дальнейшее существование правящего тандема, так как лидерам блока придется встать перед выбором: либо двигаться в критическом режиме "пожарной команды" (аврального управления), сохраняя имидж демократического государства, либо заморозить демократические преобразования и перейти к жесткому административному управлению. Однако в обоих случаях правящему тандему необходимо время для реализации своих задач, которого, как показывает складывающаяся обстановка, нынешней команде катастрофически не хватает.

P.S. В случае невыполнения предвыборных обязательств правящему тандему придется нести совместную ответственность, и по полной программе. Причем желающих привлечь их к персональному ответу сегодня предостаточно. За этой категорией ура-патриотов уж точно не заржавеет…

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ