Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Особенности национальных отношений в Белоруссии

Владислав Лосев (Минск)

I. Уже довольно длительное время на Западе целенаправленно формируется отрицательный образ Республики Беларусь как страны-изгоя, в которой грубо попираются все мыслимые права человека. Основную роль в создании подобного облика играет оппозиция, которая поставляет за рубеж соответствующие сведения. Так, например, в начале октября текущего года «единый кандидат» в президенты от оппозиции Александр Милинкевич заявил в интервью австрийской газете «Die Presse», что в Белоруссии скоро «наступит поворотный момент, когда население больше не захочет мириться с существующим гнетом». Ну а французской «Liberation» было заявлено, что белорусской общество поражено страхом и «за контакты с оппозицией можно лишиться работы или быть крупно оштрафованным».

13 ноября политическим комитетом Парламентской ассамблеи НАТО, в свою очередь, была принята резолюция, в которой белорусские власти в очередной раз обвинялись в проведении жесткой «политики преследований и репрессий в отношении претендентов на пост президента от оппозиции, негосударственной прессы, представителей независимых профсоюзов, национальных меньшинств и иных структур гражданского общества».

В это же время небезызвестный Джордж Сорос заявил на генеральной ассамблее Мадридского клуба (объединяет 30 бывших руководителей стран и правительств), что в Белоруссии – тоталитарный режим и что «определенная часть российского общества должна повлиять на изменение положения в Белоруссии».

В последнее время в «отрицательном» образе белорусской власти появились дополнительные штрихи. Если ранее обвинения в основном касались нестандартной с точки зрения Запада избирательной системы и истории с пропавшими оппозиционерами, то в настоящее время официальному Минску все чаще вменяют «гонения национальных групп и меньшинств». В основном это касалось «притеснений» польской общины и «антисемитизма» на государственном уровне.

При этом в США и в Евросоюзе понимают, что политическое, да и экономическое давление на А.Г. Лукашенко только со стороны западных стран и их союзников из числа стран СНГ не имеет каких-либо серьезных перспектив. Чтобы блокада Белоруссии состоялась, необходимо вовлечение в международный антибелорусский фронт России. А для этого надо убедить российскую общественность в том, что в Республике Беларусь проводится политика ущемления прав русского населения.

И решению этой неблаговидной задачи, к сожалению, способствуют некоторые православные «патриоты» крайнего толка. Так, не так давно на сайте «Русская линия» появилось письмо некоего «православного русского человека» из Минска Владимира Михайлова, который, в котором он утверждает, что подвергается национальной дискриминации со стороны белорусской властей. Суть же «ущемления по национальному признаку» заключается в том, что Михайлов не хочет получать паспорт гражданина Республики Беларусь с написанием своих фамилии, имени и отчества на белорусском языке.

Дело в том, что по существующему законодательству белорусский паспорт содержит записи определяющие личность человека на трех языках: двух государственных (белорусском и русском) и английском. Поэтому претензии Владимира Михайлова вряд ли можно считать обоснованными. Но соответствующее мнение о положении русского населения в Белоруссии может сформироваться.

В связи с тем, что тема национальных отношений в Белоруссии оказалась в центре внимания международной общественности необходимо коснуться этого важного вопроса, т. к. кризисное положение дел в этой важнейшей области, как показывает недавний исторический опыт той же славянской Югославии, способно взорвать самое преуспевающее государство.

Согласно последней переписи населения в Республике Беларусь в 1999 году проживало 10 045 237 человек. По официальным данным в настоящее время численность населения в республике составляет менее 10 миллионов, что свидетельствует об отрицательной демографической тенденции. Всего в Белоруссии проживают представители более чем 134 национальностей. Однако из них только шесть национальностей (белорусы, великороссы (русские), поляки, украинцы, евреи и татары) имеют численность свыше десяти тысяч человек, причем подавляющее большинство населения составляют лица славянской национальности. Всего славянское население составляло в 1999 году 9 934 603 человека или 98,95 процентов населения Белоруссии.

СЛАВЯНЕ

Восточные славяне:

Белорусы                               8 159 074              81,2 %

Великороссы (русские)        1 141 731              11,4 %

Украинцы (малороссы, малорусы)     237 015  2,4 %

Всего:                                    9 537 820              95 %

Западные и южные славяне:

Поляки                                  395 712  3,9 %

Чехи                                      176         0, 002 %

Словаки                 19           0, 0002 %

Болгары                 805         0, 008 %

Сербы                                   58           0,0006 %

Хорваты                                13            0,00012 %

Всего:                                    396 783  3,95 %

После 1999 года, конечно, произошли определенные изменения в количественном составе населения. Однако процентные соотношения вряд ли претерпели серьезные изменения. Республика Беларусь этнически является полностью славянским государством, и поэтому было бы вполне естественным в качестве официального государственного курса избрать политику славянского единства.

В первый период правления А.Г. Лукашенко славянская идея, если и не проводилась как официальный курс государства, то, по крайней мере, провозглашалась. Важно заметить, что идея славянского единства находила отклик не только у большинства представителей славяно-русских (белорусов, великороссов и украинцев) народов, но в значительной мере и у белорусских поляков, что способствовало их лояльности не только к Республике Беларусь как к государству, но и к вопросу строительства белорусско-российского Союзного государства.

После президентских выборов 2001 года славянская идея была практически предана забвению, что было во многом обусловлено намерением официального Минска совершить «прорыв в европейскую семью народов». Все это привело к значительному повышению влияния на формирование внешне- и внутриполитического курса Белоруссии лиц отрицательно относящихся к единению славянских народов и белорусско-российской интеграции.

В том числе и этим обстоятельством объясняется заметное торможение с белорусской стороны строительства Союзного государства и стремительное «похолодание» отношений с западно- и южнославянскими странами. В Белоруссии нет ни одного реально действующего Центра славянской культуры, который бы содействовал единению всех славянских народов и культур. Существующий же Белорусский славянский комитет (председатель – депутат Палаты представителей Национального собрания РБ С.И. Костян) изредка занимается лишь представительскими мероприятиями и какой-либо систематической работой не занимается. Все это свидетельствует о том, что периодическая эксплуатация славянской идеи белорусскими властями носит спекулятивный и сиюминутный характер.

С другой стороны, стремительно возросло количество контактов (пусть не всегда и результативных) с этнически и цивилизационно чуждыми мусульманскими (арабские страны, Иран, Пакистан и др.), африканскими и южноамериканскими странами, Тайванем, Китаем и Северной и Южной Кореей.

II. В Белоруссии, вследствие особенностей ее исторического развития, отсутствуют чисто великорусские национальные объединения. Это обусловлено тем, что к русским этнически и культурно себя относят не только проживающие в Белоруссии великороссы, но и более (по данным Независимого института социально-политических исследований) 40 процентов белорусов (порядка 3,3 млн. чел), которые считают себя одной из ветвей триединого русского народа.

Помимо того, примерно еще 40 процентов белорусов обладают общевосточнославянским сознанием, считая белорусов, русских (великороссов) и украинцев одним восточнославянским этносом. При этом следует учесть, что более половины семей в Белоруссии имеют родственников в Российской Федерации и носят общевосточнославянский (белорусско-русский) характер. По этой причине более 80 процентов белорусских избирателей на референдумах 1995 и 1996 годов высказались за белорусско-русское государственное двуязычие и считают русскую культуру неотъемлемой частью культуры Белоруссии.

Надо сказать, что в языковом вопросе белорусские власти проводят уравновешенную и реалистичную политику. Родителям и учащимся в соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 17), Законами «Об образовании» (ст. 5) и «О языках в Республике Беларусь» (ст. ст. 2, 21, 23, 26, 27) предоставлено право свободного выбора языка обучения. Кроме того, действующим законодательством определено, что белорусский и русский языки являются государственными языками в области культуры и в средствах массовой информации.

 В настоящее время в республике работает всего 4104 школы. Из них:

2428 2355 сельские школы) – с основным белорусским языком обучения; 

1366 школ с основным русским языком обучения;

307 – школы, в которых преподавание ведется в равной степени на русском и белорусском языках.

Кроме того, имеется две школы на польском языке и одна на литовском.

При этом на белорусском языке (при обязательном изучении русского языка) получает образование 257 653 (20,4 %) учащихся, 813 552 (64,3 %) обучается на русском языке (при обязательном изучении белорусского языка) и 192 653 (15,2 %) учащихся учатся одновременно на русском и белорусском языках.

В то же время, несмотря на то, что, по крайней мере, 4,4 млн. (44%) жителей Белоруссии (великороссы и не менее 40 % белорусов) непосредственно отождествляют себя с русской культурой в республике существует всего несколько небольших русских (общерусских) общественных объединений: Республиканское общественное объединение «Русское общество», Белорусское общественное объединение «Русь», Минское общество русской культуры «Русь», Русский культурный центр «Русь» (г. Витебск), Бобруйское общество русской культуры «Русь» (г. Бобруйск). Несмотря на схожесть деятельности названных организаций каждая из них имеет свои особенности.

Республиканское общественное объединение «Русское общество» занимается исключительно вопросами популяризации русской культуры, избегая любых вопросов, касающихся политической деятельности. В то же время политическая ориентация ее членов отличается противоречивостью и разнонаправленностью. Некоторые члены этого объединения (причем выходцы из РФ) состоят или состояли в оппозиционных антироссийских политических партиях (Объединенная гражданская партия и др.), считают что русские (великороссы) и белорусы – разные, хоть и славянские народы, и что русские должны «умерив свою великорусскую гордыню, покаяться за насаждение русского языка и культуры» в Белоруссии.

Другие члены РОО «Русского общества» являются членами пропрезидентских партий (Белорусская патриотическая партия и др.), стоят на позиции триединства русского народа и поддерживают белорусско-российское воссоединение. Примечательно, что председатель РОО «Русское общество» Молодов С.М. в свое время (начало и середина 90-х годов XX ст.) активно выступал против белорусско-русского государственного двуязычия и Союза Белоруссии и России.

Белорусское общественное объединение «Русь» по численности относительно небольшая организация, имеет свои отделения в Гродно, Витебске, Кобрине (Брестская область), Ивацевичах (Брестская область). Членами БОО «Русь» являются в основном представители научно-технической интеллигенции, учителя школ, преподаватели ВУЗов, а также журналисты.

В рамках БОО «Русь» функционируют два общественных исследовательских формирования: Научно-исследовательская историческая ассоциация им. И. В. Оржеховского (председатель – кандидат исторических наук Бендин А. Ю.) и Ассоциация политологии и геополитики «Русский мир» (создается, председатель – Посохов С.А.)

Основной своей задачей БОО «Русь» видит в укреплении в республике позиций русской культуры и формировании общественных настроений солидарных с идеями белорусско-российского воссоединения.

В тоже время около полутора лет назад в руководстве БОО «Русь» возникли противоречия, связанные с тем, что председатель объединения В.М. Ерчак фактически встал на платформу радикального «православного фундаментализма», что выразилось, в частности, в организации им, рядом его сторонников и некоторыми православными священниками в Белоруссии т.н. «антиномерного» протестного движения. Данное неформальное движение (по некоторым данным до 6 тысяч человек) выступает против наличия в паспорте гражданина Республики Беларусь личного номера, который, по мнению его участников, оскорбляет их религиозные чувства и противоречит христианскому православному учению, в частности, писаниям Святых Отцов Церкви.

Благодаря организационной активности Ерчака В.М. несколько сот участников «антиномерного» движения (они называют себя антиглобалистами) вступили БОО «Русь» (вступление в организацию в соответствии с уставом довольно простое, достаточно заявления и согласия с уставом), что в значительной мере способствовало внутреннему размежеванию членов объединения в соответствии с личными мировоззренческими установками.

БОО «Русь» входит в Международный союз общественных объединений «Союзная общественная палата» (СОП). Члены БОО «Русь» неоднократно пытались активизировать деятельность «Союзной общественной палаты» на предмет формирования в республике просоюзного информационно-идеологического актива.

Работа Минского общества русской культуры «Русь» (председатель – Власов Г.И.) в большинстве своем сводится к регулярному проведению (3 раза в месяц) тематических собраний членов общества (более 900 человек). Общество выступает за создание Союзного государства, в целом поддерживает политику А.Г. Лукашенко, сотрудничает с Белорусским Экзархатом Русской Православной Церкви.

Основу деятельности Витебского культурного центра «Русь» (председатель – Потапов И.Н.) составляют образовательные и культурные программы, проводимые совместно с Посольством Российской Федерации в Белоруссии (курсы повышения квалификации учителей, поступление витебской молодежи в российские ВУЗы, экскурсии и оздоровление детей в РФ, распределение учебников, выделяемых посольством РФ в РБ среди школ г. Витебска и др.).

Помимо этого РКЦ «Русь», начиная с 1999 года, было проведено 4 белорусско-российские научно-практические конференции (3 раза при содействии Витебского облисполкома) «Белоруссия и Россия: на пути к государственному единству» с участием представителей Смоленской и Псковской областей, а также некоторых депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В последствии Витебский облисполком не только отказал в поддержке, но и стал препятствовать проведению данных конференций, вследствие общего изменения отношения белорусских властей к тематике белорусско-российского воссоединения.

В начале и середине 1990-х годов РКЦ «Русь» собственными силами издавал региональную общественно-политическую газету «Русь Белая», всего было выпущено

12 выпусков газеты тиражом от 3-х до 5-ти тысяч экземпляров (распространялась бесплатно).

Бобруйское общество русской культуры «Русь» (председатель – Бабасюк А.Н.) объединяет в основном выходцев из Российской Федерации, критично настроено к деятельности нынешних белорусских властей, деятельность общества носит в основном культурологический характер.

К разряду общерусских (восточнославянских) организаций несомненно относится Белорусский литературный союз «Полоцкая ветвь»(председатель – РаткевичА.М.) созданный в начале 1990-х годов как общереспубликанское творческое объединение прозаиков, поэтов, драматургов, переводчиков и литературоведов, пишущих на русском языке. БЛС «Полоцкая ветвь» начал свою деятельность во времена т.н. «белоруссизации» и объединил тех представителей литературного творчества, которые протестовали против ущемления русского языка в области культуры.

БЛС «Полоцкая ветвь» независимое от властей дееспособное творческое объединение, регулярно несколько раз в год проводит практические семинары для лиц, занимающихся литературным творчеством, активно популяризирует общерусскую и местную русскую культуру, издает ежемесячную газету «Вестник культуры (тир. 3 тыс. экз.) и ежеквартальный литературно-публицистический журнал «Западная Двина» (тир. 1000 экз.), ежегодно проводит республиканский литературный творческий конкурс «Поэт-артист». Имеет постоянные связи с русскими литературными кругами Москвы, Петербурга, некоторыми региональными центрами РФ, а также Нью-Йорка (США).

В настоящее время в БЛС «Полоцкая ветвь» (123 члена) имеет свои организации в Минске, Могилеве, Витебске, Гомеле, Гродно, Бресте, Полоцке (Витебская обл.), Борисове (Минская обл.), Молодечно (Минская обл.), Мозыре (Гомельская обл.), Речице (Гомельская обл.), Бобруйске (Могилевская обл.), Осиповичах (Могилевская обл.), Пинске (Брестская обл.).

С самого начала своего существования литературно-просветительская деятельность БЛС «Полоцкая ветвь» вызывала сильное раздражение у чиновников министерства культуры Белоруссии и у официального Союза белорусских писателей (более 500 членов), который является средоточием идеологов антирусских и антироссийских сил в Белоруссии. При соответствующей поддержке со стороны Российской Федерации БЛС «Полоцкая ветвь» мог бы стать серьезным центром пророссийского влияния на общественное сознание в Белоруссии.

Особое место среди общерусских организаций занимает Всебелорусское объединенное казачество (Верховный Атаман – генерал-майор казачьих войск Еркович Н. И.). ВОК стоит на позиции триединства русского народа и традиционной службы Государству, Отечеству и Православию, объединяет не только потомков российских казаков, но и тех граждан Белоруссии, которые разделяют идею становления казачества в Белоруссии.

ВОК – военизированная организация, зарегистрирована в министерстве юстиции Белоруссии как Республиканское общественное объединение с предоставлением права иметь казачью форму, присягу, казачьи звания и казачью атрибутику (знамя, эмблемы и т.д.) В настоящее время в ВОК состоит более 4 тысяч казаков (не считая семей), поставлено на учет в исполнительных органах власти 24 областных и местных организаций Всебелорусского объединенного казачества.

В структуру ВОК входят также казачьи военно-патриотические центры (ВПЦ ВОК), которые действуют во всех областных центрах Белоруссии, а также в 8-ми районах г. Минска. ВПЦ ВОК занимаются военно-патриотическим воспитанием молодежи и подготовкой к службе в вооруженных силах и других силовых структурах Республики Беларусь.

В соответствии с распоряжением министерства обороны Белоруссии и решением администрации президента РБ организации ВОК участвуют в формировании территориальных войск МО РБ. Так подразделения территориальных войск, сформированные на основе организаций ВОК, созданы в Вилейке (Минская обл.),

Гродно и Гомеле. Всебелорусское объединенное казачество имеет договорные отношения (договора 1999 г и 2003 г.) с Казачьими войсками России (реестровые казачьи войска, командующий – Г.Н. Трошев) и Запорожским казачеством Украины.

Несмотря на то, что русские (общерусские) общественные объединения Белоруссии в большинстве своем выступают в пользу А.Г. Лукашенко, они не пользуются каким-либо реальным содействием со стороны белорусских государственных органов. Все то, что им удалось добиться, является результатом упорных усилий по преодолению бюрократического сопротивления властей.

Одной из причин постоянной поддержки А.Г. Лукашенко (при известной доле критического отношения к его политике) со стороны русских организаций является его твердая приверженность белорусско-русскому государственному двуязычию в Белоруссии. Причем, белорусский президент постоянно подчеркивает, что он лично является гарантом государственности русского языка («пока я у власти, русский язык будет одним из государственных») и Союза с Российской Федерацией («меня не любят на Западе за мою верность России», «если кто и выступает в России против Лукашенко (белорусский президент любит называть себя в третьем лице), то это те, кто служит Америке»).

Со стороны Российской Федерации русское движение в Белоруссии не пользуется сколько-либо серьезной поддержкой. По инициативе посольства Российской Федерации в Белоруссии создан Координационный совет Союза общественных объединений российских соотечественников (КССРС), в который входят руководители 7 организаций, в той или иной мере выражающих интересы, проживающих в Белоруссии выходцев из Российской Федерации: Республиканское общественное объединение «Русское общество»; Белорусское общественное объединение «Русь»; Минское общество русской культуры «Русь»; Витебское городское общественное объединение «Русский культурный центр «Русь»; Международный фонд развития татаро-башкирского духовного наследия «Чишма» (белорусское отделение); Общественное объединение «Община белорусских чувашей «Атал» («Волга»); Международное общественное объединение дагестанцев «Очаг» (белорусское отделение).

Через КССРС посольство РФ проводит определенную работу, направленную на укрепление российского влияния в Белоруссии, которая сводится к передаче белорусским школам (по согласованию с министерством образования РБ) некоторого количество российских учебников; покупке билетов на новогодние представления для детей и спектакли гастролируемых в Минске российских театров; подписке части членов организаций, входящих в Координационный совет на российские периодические издания;

участию в организации отдельных мероприятий, проводимых организациями-участниками Координационного совета.

В целом же сотрудники посольства РФ в РБ, опасаясь обвинений в посягательстве на «суверенитет и независимость Белоруссии», ведут себя (в отличие от дипломатических представительств США, Великобритании, Польши и др. западных стран) в отношении укрепления российского влияния в Белоруссии достаточно пассивно, что не отвечает интересам не только Российской Федерации, но и самой Белоруссии и Союзного государства в целом.

III. Изначально, начиная с начала 1990-х годов, украинские общественные объединения строились на идеях украинской «самостийности» и отдельности от России. В связи с этим деятельность украинских организаций пользовалась поддержкой и положительным отношением со стороны еще первых суверенных властей Белоруссии. В январе 1990 года при Белорусском фонде культуры было создано первое украинское культурно-просветительское общество «Заповiт», а в январе 1992 года Белорусское общественное объединение украинцев «Ватра».

 В настоящее время украинское население в Белоруссии (около 2,4 %) в основном проживает в промышленных городах (в первую очередь – это Брест, Гомель, Гродно и Минск), а также (более-менее компактно) в Пинском, Кобринском, Брестском, Столинском, Гомельском и некоторых других южных районах Белоруссии.

В 1995 году в библиотеке № 20 г. Минска создан отдел украинской литературы. Украинский язык преподается в Белорусском государственном университете, Брестском государственном университете, в средних школах №№ 14, 18,29 г. Бреста, Белорусско-славянской гимназии № 36 им. Ивана Мележа г. Гомеля, средней школе № 2 г. Гомеля, а также в школе выходного дня объединения украинцев «Родислав» поселка Руба Витебского района. Раз в квартал выходит газета «Украйнець в Бiлорусi».

Довольно активную работу с представителями украинской диаспоры в Белоруссии проводит посольство Украины, основное направление которой определена стремлением «недопустить русификации местного украинского населения».

В настоящее время в республике имеется пять украинских общественных объединений:

Белорусское общественное объединение украинцев «Ватра» (в своем составе имеет 4 региональных организации); Общественное объединение украинцев «Научно-педагогический союз «Берегиня»; Культурно-просветительная общность украинцев «Полiсье»; Гродненское культурно-просветительское общественное объединение украинцев «Борвинок»; Центр украинской культуры «Сiч».

Часть активистов (в основном это выходцы с Западной Украины) украинских этнических организаций тесно сотрудничает (или является активом) антироссийский оппозиционных организаций, в т.ч. и таких одиозных, как Белорусский народный фронт (Мирослав Кобаса и др.). В то же время украинской население Белоруссии не представляет собой некий этно-общественный монолит. У значительной части белорусских украинцев в достаточной степени присутствует общевосточнославянское сознание и они поддерживают государственное белорусско-русское двуязычие (полагая что такая же языковая политика должна проводиться и на Украине) и Союз с Россией, считая, что Украина также должна присоединиться к этому восточнославянскому союзу.

В связи с этим необходимо отличать позиции актива (в значительной степени антироссийского) украинских организаций и основной массы украинского населения Белоруссии, которые по ряду принципиальных вопросов могут существенно отличаться. Значительная часть украинцев являются членами русских (общерусских) общественных объединений.

IV. Несмотря на то, что в процентном отношении (3,9 %) поляки составляют относительно (порядка 400 тысяч человек) немногочисленную западнославянскую этническую группу в Белоруссии, ее влияние в западных областях республики, в республиканских СМИ (государственных и негосударственных), а также в органах государственной власти (центральных и местных западных регионов) достаточно велико. Это обусловлено высокой степенью организованности данной этнической группы. А также растущим влиянием католической церкви в западных и центральных регионах Белоруссии.

В настоящее время римско-католическая церковь в Белоруссии имеет

(данные на начало 2005 г.) Конференцию католических епископов, 4 епархии, 9 миссий,

8 монастырей и 2 духовных учебных заведения, а также 433 религиозных общины.

СПРАВКА:

Наибольшее количество католических религиозных общин расположено в западных районах республики:

-              Гродненская область – 170;

-              Витебская область (преимущественно западные районы) – 83;

-              Минская область (преимущественно западные районы) – 81;

-              Брестская область – 54;

-              Могилевская область – 18;

-              Гомельская область – 17;

-              г. Минск – 10;

Итого по республике – 433.

Всего в Белоруссии в настоящее время действующими является более 400 костелов.

Польское население крайне неравномерно распределено по Белоруссии и в основном сосредоточено в Гродненской области, на западе Витебской и Минской областей, а также севере Брестской области. Причем в 9 из 16 районов Гродненской области поляки составляют от 21 до 51 процента населения, а в Вороновском районе Гродненской области поляков абсолютное большинство. В 5 западных районах Витебской области польское население составляет около 20 процентов, а в Браславском районе Витебской области – порядка 50 процентов.Высоким является процент поляков среди населения Пружанского (до 6 %), Барановичского (до 6 %) и Ляховичского (до 21 %) районов Брестской области, а также Дзержинского (до 6%), Несвижского (до 21%), Воложинского (до 21%) и Столбцовского (до 51 %) районов Минской области.

Помимо «официальных» поляков существует еще определенная часть населения

(т.н. белорусы-католики, порядка нескольких сот тысяч), которые имеют пропольское сознание. Они ориентированы на Варшаву и Ватикан, значительная часть из них считают себя поляками (хотя при переписи населения обозначали себя как белорусы). В общей сложности польского и пропольского населения в Белоруссии от 12 до 15 процентов.

Самым крупным и разветвленным польским общественным объединением в республике является Союз поляков в Белоруссии (СПБ), который был создан в апреле 1990 года. Официальной целью СПБ является возрождение и распространение польского языка и культуры, традиций «польщизны» и Речи Посполитой среди польского и католически ориентированного населения Белоруссии. В настоящее время в Союзе поляков в Белоруссии состоит около 30 тысяч человек. Всего СПБ имеет 133 действующих отдела, в том числе в Гродненской области – 75, Брестской – 12, Витебской – 18, Минской – 21, Гомельской - 4 и Могилевской – 3. В рамках Союза поляков в Белоруссии действует восемь специализированных обществ, союзов и комитетов: Польское общество врачей; Общество польских художников; Союз польских ветеранов; Союз бывших солдат Армии Краёвой; Союз поляков – жертв политических репрессий; Общество польской молодежи; Союз среднего и младшего медперсонала; Комитет памяти Элизы Ожешко.

Кроме этого в состав СПБ входят: Польское научное общество; Республиканское общественное объединение «Харцерство»; Польский народный ансамбль песни и танца «Лехиты».

Помимо СПБ в Белоруссии ведут свою деятельность еще Общественное объединение «Polska Macierz szkolna na Bialorusi» («Польская школа Отчизны в Белоруссии»), Общественное объединение «Общество польской культуры на Лидчине» и Минское городское культурно-просветительское объединение поляков в Белоруссии «Полоничка».

Польские общественные объединения выпускают 12 периодических изданий:

газеты «Glos znad Niemna», «Slovo Zycia», «Slovo ojczyste», «Ziemia Lidska», «Misericordia», журнал «Magazyn Polski» и другие. Следует заметить, что в своих изданиях польские организации ведут практически неприкрытую пропаганду «территориального наследия второй Речи Посполитой (Польша до 1939 г. – авт.)», открыто называя западнобелорусские земли «Кресами Всходними» (восточными территориями).

В настоящее время в Гродно и Волковыске работают две школы с основным польским языком обучения (русский и белорусский языки изучаются как предметы), 5 школ в Гродненской области работает с двумя основными языками обучения, в средней школе

№ 1. г. Минска и средней школе № 9 г. Бреста имеются классы с польским языком обучения. Всего в государственных школьных и дошкольных учреждениях польский язык в 2004/2005 годах изучали 12603 человека.Польский язык, культуру и традиции изучают также в 27 школах выходного дня.

Всего по данным СПБ польский язык в Белоруссии постоянно изучают более 22 тысяч человек, том числе в Минской области – 4,5 тысячи человек.

При польских общественных объединениях и на базе государственных учреждений культуры в Белоруссии существует 85 польских самодеятельных художественных коллективов, а также Польский театр молодого актера.

Союз поляков в Белоруссии с самого начала своего существования пользовался широкой поддержкой со стороны польских властей различного уровня, включая президента, правительство и парламент Польши. Польской стороной не только финансировались различные программы (образовательные, обучающие, культурные, информационные, экономические и др.), направленные на укрепление польского влияния в Белоруссии, но и приобреталось имущество, недвижимость, технические средства для СПБ и других польских организаций. Практически в каждом населенном пункте западных районов Белоруссии, где действуют отделы СПБ на средства, предоставленные Польшей, приобретены или построены Дома Польские, являющиеся (наряду с костелами) опорными пунктами по расширению и укреплению польского влияния в Западной Белоруссии (на Кресах Всходних).

Фактически можно говорить о создании в западных областях Белоруссии обширной инфраструктуры польского влияния, которая при определенных условиях может стать основой для моделирования в этих регионах религиозно-этнического конфликта. По всей видимости, подобная перспектива осознается как в Варшаве, так и официальным Минском. И если первая пытается возможный конфликт (пока еще мнимый) сынициировать, то администрация президента Белоруссии стремиться пресечь неблагоприятный ход событий в «зародыше». В этом смысле показательным оказался продлившийся несколько месяцев скандал вокруг руководства СПБ.

В марте 2005 г. состоялся съезд СПБ на котором председателем объединения вместо более-менее лояльного властям Тадеуша Кручковского была избрана (по некоторым сведениям ранее проживавшая в США) Анжелика Борис. Так как последняя не только была откровенной ставленницей польских властей (ее лично протежировал, ныне высланный из республики, первый секретарь польского посольства в Белоруссии Марек Бутько), но и провоцировала (очевидно, по заказу из Варшавы) польско-белорусский скандал, заявляя о «притеснениях польского меньшинства в Белоруссии», министерство юстиции заявило о неправомочности мартовского съезда СПБ и не признало его результатов.

Хотя оппозиционные СМИ и называют Т. Кручковского лояльным властям, можно вполне уверенно утверждать, что это далеко не соответствует действительности. Всю свою бытность руководителем СПБ Кручковский целенаправленно работал над укоренением в западных районах Белоруссии польских организационных структур и расширением пропаганды среди белорусских поляков и пропольски настроенных «белорусов-католиков» идей «польщизны» и «славной Речи Посполитой». Выказывая властям внешнюю неконфликтность, активом СПБ под руководством Круковского сделаны значительные «успехи» на означенном поприще.

27 августа 2005 г. в Волковыске (Гродненская область) состоялся 6-й (повторный) съезд СПБ на котором большинством голосов (149 – за, 20 – против) председателем Союза поляков в Белоруссии был избран 68-ми летний Юзеф Лучник, пенсионер, учитель по образованию. Ранее был директором школы в деревне Соничы Гродненского района. Был одним из основателей Союза поляков в Белоруссии. По итогам повторного съезда в свою очередь уже Анжелика Борис заявила о его неправомочности и угодничестве перед властями.

Следует заметить, что администрация президента РБ принимала самое деятельное участие в подготовке повторного съезда. Решение о проведении съезда, регламент и порядок работы были приняты в середине лета 2005 г. на заседании Главной Рады СПБ, которая состоялась в г. Щучине (Гродненская область).

Администрация президента РБ в целом удовлетворена результатами прошедшего 6-го съезда СПБ, полагая, что удалось взять под контроль деятельность крупнейшей польской организации в Белоруссии. В то же время, очевидно, что Юзеф Лучник является переходной фигурой (хотя бы в виду его возраста) и что Польша не прекратить свою деятельность, направленную как на укрепление польской инфраструктуры в Белоруссии, так и на радикализацию идей «польщизны» в западных районах Белоруссии.

По всей видимости, весеннюю попытку Варшавы поставить под свой открытый контроль (посредством Анжелики Борис) Союз поляков в Белоруссии следует рассматривать как своеобразную разведку боем и поэтому официальному Минску не следует «расслабляться».

Не исключено, что в планы Варшавы и ЕС входит создание после президентских выборов 2006 г. в Гродненской области т.н. «территории сопротивления», которая не признает итогов выборов в пользу А.Г. Лукашенко. Такие расчеты, в принципе, не являются безосновательными, т.к. в тех западных районах Белоруссии (Браславский и Поставский районы Витебской области, Вороновский, Свислочский, Щучинский и другие районы Гродненской области), где польское население составляет порядка 40-60 процентов, руководящие должности в органах государственной власти и внутренних дел занимают этнические поляки или лица прокатолической ориентации.

В то же время, многие из местных руководителей-поляков по своему сознанию являются скорее «советскими поляками». Они способствуют распространению «польщизны», католицизма и романтическх воспоминианий о Речи Посполитой в Белоруссии (в первую очередь в ее западных районах), но они не приемлют современной вассальной зависимости Польши от США и поэтому и в основном поддерживают политику А.Г. Лукашенко.

Польша прилагает значительные усилия по формированию в Белоруссии польского общественно-политического и научного (в области гуманитарных наук) «лобби». Особую активность в этом направлению проявляет действующий при посольстве Польши в РБ Польский институт. Этой структурой взяты на специальный учет преподаватели, аспиранты, студенты и другие специалисты-гуманитарии (в первую очередь историки), которые положительно относятся к «польщизне» во всех ее проявлениях, а также специалисты занимающиеся историей римско-католической церкви в Белоруссии. Этим людям оказывается финансовая (в том числе и на постоянной основе) поддержка (гранты, стипендии, гонорары и т.д.), они приглашаются на семинары, конференции и другие научные и общественные мероприятия.

Пропольски и прокатолически (не зависимо от национального происхождения) настроенные студенты и аспиранты приглашаются для обучения и стажировок в Варшавском университете. Так координатором по вопросам «польщизны» в Белорусском государственном университете (БГУ) является этнический русский (великоросс) Михаил Попов (мать и отец уроженцы Вологодчины).

В Гродненской области ведет свою деятельность печально известный в истории Западной Руси (Белоруссии) католический орден иезуитов: ежегодно организуются для молодежи, т.н. «летние иезуитские школы».

В Гродненской области помимо СПБ, опорным центром польского влияния в регионе является Гродненский государственный университет. В качестве координатора по подобному роду деятельности выступают преподаватели этнические поляки, имеющие тесные отношения, с Варшавой и Ватиканом.

V. В настоящее время в Белоруссии проживает около 6,5 тысяч этнических литовцев, из них более 4-х тысяч проживает в приграничных с Литвой районах Гродненской (Островецкий, Вороновский) и Витебской (Браславский) областей и около 2-х тысяч – в остальной части Белоруссии, в основном в крупных промышленных городах. В дер. Пеляса Вороновского района и дер. Рымдюны Островецкого района работают средние школы с литовским языком обучения. Кроме этого работают девять школ выходного дня, классы и факультативы, где изучаются литовский язык, культура и история.

С 2000 г. в д. Рымдюны Островецкого района действует Литовский центр культуры, образования и информации. В библиотеках №20 г. Минска и №10 г. Гродно организованы «литовские читальные залы». Литовской общиной периодически издается альманах «Мусу Жодзис» (« Наша слова»).

Всего в Белоруссии ведут работу восемь литовских национальных организаций: Международное общественное объединение Клуб «Гервячай» (Гродненская обл.); Республиканская общественная организация «Белорусская община литовцев»; Гродненское общественное объединение литовцев «Тэвинэ» («Родина»); Лидское общественное объединение литовцев «Рута» (Гродненская обл.); Гервяцкое общество литовцев (Гродненская обл.); Радуньское общественное объединение литовцев «Гинтарас» (Гродненская обл.); Пелясское общественное объединение литовцев «Гимтине» (Гродненская обл.); Браславское районное общественное объединение «Ритас» (Витебская обл.).

В целом литовское население, вследствие своей немногочисленности, не оказывает заметного влияния на общественно-политическую жизнь Белоруссии. В основном литовцы относятся нейтрально к политике А.Г. Лукашенко, но в то же время большинство из них не поддерживает белорусско-российский союз. При этом значительная часть белорусских литовцев (в процентном отношении к общему числу литовцев, проживающих в Белоруссии) участвует в деятельности оппозиционных организаций.

Какого-либо «литовского вопроса» в Белоруссии не существует, но нельзя исключать, что официальный Вильнюс попытается его обозначить, что следует из высказываний

18 августа 2005 г. во время визита в Польшу вице-спикера литовского сейма Чесловаса Юрсенаса по поводу «проблемного положения польского и литовского меньшинств» в Белоруссии.

Латыши и эстонцы (всего около 3-х тысяч человек) имеют несколько общественных объединений исключительно культурологической направленности.

VI. Проживающая в настоящее в Белоруссии татарская община условно складывается из двух составляющих. Во-первых, это потомки татар, которые переселились на Западную

(Белую) Русь несколько столетий назад, а во-вторых, татары, приехавшие в Белоруссию в советское время, в основном в послевоенный период. Последние, это в основном казанские татары, настроены пророссийски и поддерживают создание Союзного государства. Интересы волжских татар, а также башкир выражают белорусское отделение Международного фонда развития татаро-башкирского духовного наследия «Чишма» и Республиканское общественное объединение «Татаро-башкирский культурный центр «Хэтер» («Память»).

В то же время со стороны «местного» татарского населения (места компактного прживания: Лидский, Ивьевский, Новогрудский, Ошмянский, Сморгоньский районы Гродненской области) отношение к России и Союзу является далеко не однозначным.

Это во многом обусловлено историей пребывания татар на территории Белоруссии. Белорусские татары являются потомками в основном крымских татар, которые переселились XV-XVI в.в. на территорию тогдашнего Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛР) по приглашению литовских князей и польских королей. Татары не единожды выполняли роль карательной полицейской силы в отношении западнорусского населения (в том числе и знати), которое после унии ВКЛР с Польшей и церковной унии неоднократно активно выступало (в том числе и вооруженным путем) за отделение Руси (нынешней Белоруссии) от Литвы. В связи с чем в сознании «белорусских» татар глубоко укоренилось отрицательное отношение ко всему русскому и православному. Поэтому неудивительно, что многие активисты, лидеры и идеологи, как оппозиции, так и в целом антироссийских сил в Белоруссии, имеют не только польские и литовские, но и татарские корни: Зенон Позняк (лидер БНФ), Владимир Гончарик (бывший единый кандидат от оппозиции на президентских выборах 2001 г.) и др.

«Местные» татары имеют Белорусское общественное объединение «Зикр уль Китаб» («Память и книга»), Общественное объединение татар (г. Гродно) и Белорусское региональное объединение татарской молодежи (г. Минск).

Идеологическим «окормителем» татар длительное время выступал в начале министр иностранных дел, затем глава администрации президента Белоруссии У.Р. Латыпов (имеет тесные отношения с президентом Татарии Шаймиевым). В свою бытность министром иностранных дел Белоруссии У.Р.Латыпов организовал в Минске встречу послов некоторых арабских и мусульманских стран в Российской Федерации с «татарским активом» Белоруссии. В ходе встречи татарские «активисты» призвали братьев-мусульман из исламских стран содействовать строительству мечетей на территории республики.

Подобный призыв, нашел положительный отклик у арабских дипломатов. Однако было выдвинуто условие, чтобы вновь возводимые мечети стали центрами единение не только татар, но и всех мусульман, проживающих в Белоруссии. В настоящее время в республике действует 24 мусульманских религиозных общины.

ТАТАРЫ, ДРУГИЕ ТЮРКСКИЕ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

Татары                                                                 10146                     0,1 %

Азербайджанцы                                                   6362                      0,064 %

Башкиры                                                                              1091                      0,011 %

Казахи                                                                   1239                      0,0113 %

Узбеки                                                                  1571                      0,016 %

Всего:                                                                    20409                     0,2 %

Азербайджанцы являются исключительно пришлой частью населения Белоруссии, которая появилась в республике в послевоенный период. Как некая общественная сила азербайджанская община в Белоруссии себя не проявляет. В то же время, в среде «белорусских» азербайджанцев преобладают антирусские и, в целом, антиславянские настроения, имеет место заметное тяготение к «местным» татарам (мусульманская солидарность). Большая часть азербайджанской диаспоры занято в сфере коммерции, что неизбежно накладывает на данную национальную группу криминальный оттенок. Славянское население с почти неприкрытым раздражением воспринимает присутствие азербайджанцев в Белоруссии и имеет по этому вопросу много претензий к властям.

Всего в республике имеется 5 азербайджанских организаций: Международное общественное объединение «Конгресс азербайджанских общин» (белорусское отделение); Культурно-просветительское общественное объединение «Габустан»; Гродненское городское национально-культурное общественное объединение азербайджанцев «Достлуг»; Могилевское общественное объединение азербайджанцев «Хазар»; Бобруйская общественная организация «Азербайджанское общество истории и культуры». Кроме того, в Минске имеется еще и турецкое общественное объединение «Дружба-Достлук».

VII. В настоящее время по официальным данным (перепись 1999 г.) в Белоруссии проживает около 30-ти тысяч лиц еврейской национальности. В то же время по данным международных еврейских организаций в соответствии с критерием «Израильского Закона о Возвращении» еврейская диаспора в Белоруссии насчитывает порядка 70-ти тысяч человек. По мнению независимых экспертов в Белоруссии проживает не менее ста тысяч лиц еврейского происхождения. Наибольшее количество евреев проживает в Минске, в областных центрах, в Бобруйске, Мозыре, Речице, Пинске, Слуцке, Орше, Полоцке, Светлогорске.

Первые еврейские общины появились на территории Западной (Белой) Руси в конце XIV века в Гродно и Бресте. Численность евреев на белорусских землях значительно выросло во времена Речи Посполитой во второй половине XVI века и в XVII столетии в связи с их массовой миграцией из Германии и собственно Польши. Поселившиеся в Белоруссии евреи пользовались покровительством со стороны польских королевских властей и в целом занимали привилегированное положение (в частности, в то время в Белоруссии только шляхта и евреи пользовались свободой передвижения) по отношению к местному западнорусскому населению, которое подвергалось в то время жесткому национальному и религиозному притеснению.

В настоящее время сорок четыре еврейских этнических организации объединены в Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин. Кроме этого, в Белоруссии действуют белорусские отделения Международной организации «Рональд С. Лаудер – содействие белорусской еврейской молодежи» и Международного общественного объединения «Жертвы Холокоста».

В Республике Беларусь функционируют три иудейские религиозные объединения – Иудейское религиозное объединение в Республике Беларусь, Объединение иудейских религиозных общин в Республике Беларусь, Религиозное объединение общин прогрессивного иудаизма в республике Беларусь.

Еврейская диаспора постоянно сотрудничает с Американским Еврейским Объединённым Распределительным Комитетом (АЕОРК), Еврейским Агентством Израиля и Израильским Культурным и Информационным Центром Республики Беларусь. Ведётся активная деятельность в области культуры, улучшения благосостояние членов диаспоры, образования и экономики.

С 1995-го года основными мероприятиями в рамках этих программ стали: международные научные конференции «Евреи в изменяющемся мире» (проводились в 1997 и 1999 годах), «Дубновские Чтения», посвящённые 140-летию со дня рождения С. М. Дубнова (в 2000 году).

Начиная с 1996-го года, в рамках Всебелорусского фестиваля национальных культур, проводятся Фестивали еврейской культуры. С 1997-го года ежегодно проводятся Общинные фестивали еврейской книги. В 1999-м году в Пинске, при участии властей, по случаю 125-летия со дня рождения Шаима Вейсманма, проводились «Дни Шаима Вейсманма», а в 2000 году состоялась выставка молодых художников на тему «Холокост Глазами Художников». Была поставлена пьеса о Марке Шагале «Полёты с Ангелами». Ежегодно проходят «Дни Шагала» и «Шагаловские Чтения». В июле 2001 г. в Минске был открыт мемориальный памятник «Минское гетто». В церемонии принял участие президент Белоруссии А.Г. Лукашенко.

Одним из главных направлений деятельности еврейских организаций являются образовательные программы. В начале 1990-х годов при поддержке министерства образования Израиля была открыта первая Еврейская воскресная школа. На нынешний день в Белоруссии существует 19 воскресных еврейских школ, а также три еврейские средние школы. Одна из них работает при поддержке министерства образования Израиля, вторая (колледж Лаудера Шнеора) – при помощи Фонда Лаудера, третья (в Пинске, Брестская область) – под эгидой религиозных организаций Израиля и Великобритании.

В этих школах, помимо обязательного среднего образования, ученики также получают еврейское образование: изучение традиций, истории и культуры еврейского народа. Кроме того, работает четыре еврейских детских сада – в Минске, Гомеле, Гродно и Витебске.

Во всех областных центрах действуют «народные университеты еврейской культуры», в настоящее время они работают по образовательным программам в области иудаизма и истории еврейского народа. Два раза в год (зимой и летом) проводятся семинары для молодых еврейских семей. Существует разнообразные программы по иудаизму для еврейских молодёжных организаций и клубов.

В 1999-м году в Белорусском государственном университете был открыт Международный гуманитарный университет им. Марка Шагала (в настоящее время закрыт). Еврейская община частично оплачивала обучение студентов. В Гродненском государственном университете студенту по желанию могут предмет «Изучение еврейства». В Белорусском государственном педагогическом университете проводится курс «История Государства Израиль. Прошлое и настоящее». В ближайшем будущем при содействии международных еврейских организаций планируется открытие Научного центра им. Дубнова.

Международные еврейские организации придают большое значение обеспечению социального благосостояния членов еврейской диаспоры в Белоруссии. Члены еврейской общины получают материальную поддержку через международную систему «Хэсэд». Эта система начала действовать в Белоруссии в 1994-м году, при поддержке израильского агентства «Джойнт». В настоящее время в Белоруссии работают 18 Хэседов, которые охватывают примерно 20 тысяч человек, получающих поддержку в рамках различных программ: питание, домашний присмотр, медицинские услуги, «тёплые дома», аренда оборудования для трудоустройства, социальная поддержка, культурные программы, программы для волонтёров.

В Белоруссии система «Хэсед» охватывает практически всех членов диаспоры пенсионного возраста. Программы по улучшению благосостояния еврейского населения осуществляются также для неполных семей и семей с инвалидами. Еврейские организации при помощи зарубежных спонсоров, оказывает также поддержку членам еврейской общины, которые не финансируются в рамках системы «Хэсед». В основном, это нуждающиеся люди среднего возраста, молодёжь и дети. При этом руководство еврейской диаспоры считает, что в настоящий момент социальные нужды общины полностью не удовлетворены.

Несмотря на относительную немногочисленность, еврейская диаспора вносит заметный вклад в различные стороны жизнь Белоруссии. Достаточно отметить, что крупнейшие государственные проекты в области культуры возглавляются представителями еврейской общины. В частности – это руководитель Национального концертного оркестра Республики Беларусь Михаил Финберг и генеральный директор дирекции Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» Родион Басс.

В большинстве своем элита белорусской еврейской общины негативно относится к идее воссоединения Белоруссии и России, а также практически к любым проявлениям русского или славянского начала. По-видимому, это является следствием традиционного для белорусского еврейства чрезмерно настороженного отношения к России как к таковой и романтического восприятия «золотых времен Речи Посполитой».

VIII. В отношении существующих в республике национальных общин белорусские власти проводят политику т.н. равноудаленности, создав для всех равные пусть и сильно забюрократизированные юридические условия. Поэтому идущие с Запада обвинения официального Минска в государственном антиполонизме или антисемитизме не имеют под собой никаких оснований. Более того, польская и еврейская общины выступают как наиболее организованные и влиятельные национальные группы. Это обусловлено, в первую очередь, большим вниманием со стороны Польши и Израиля к своим соплеменникам, проживающим в Белоруссии.

На этом фоне довольно уныло выглядит позиция Российской Федерации, которая в течение всего постсоветского времени фактически безразлично относилась к российским соотечественникам в странах СНГ, у только в последнее время наметились положительные изменения.

В то же время при рассмотрении национальных отношений в Республике Беларусь необходимо учитывать то обстоятельство, что в Белоруссии, независимо от позиции властей и тем более оппозиции, на основе государственности русского языка и общности современной культуры фактически идет процесс воссоединения, проживающих в республике белорусов и великороссов в единый западнорусский народ, являющийся частью огромного и уже глобального Русского мира. Понятие же белорусы постепенно приобретает вместо этнического политико-государственное звучание и начинает означать исключительно гражданство Республики Беларусь.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ