Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Экономический прорыв: Казахстан на пути от кризиса к лидерству в новой экономике

Александра Борисова

Современный Казахстан является наиболее интенсивно развивающимся регионом не только на постсоветском пространстве, но и, пожалуй, в Евразии. Президенту Нурсултану Назарбаеву за годы своего правления удалось превратить Казахстан из государства, образовавшегося на обломках СССР и переживающего серьезный социально-экономический кризис, в страну, готовую вот-вот войти в число лидеров мирового развития. Сегодня, пожалуй, не будет большим преувеличением сказать, что ни пройдет и трех-пяти лет, как в мире появится еще один мощный и перспективный центр новой экономики.

Чего уже удалось добиться или текущая социально-экономическая ситуация в Казахстане

Главным показателем успешного развития Казахстана и упрочнения его позиций в мировой экономики являются беспрецедентные темпы роста ВВП. Если будущее амбициозных программ президента России Владимира Путина по удвоению ВВП страны к 2010 году вызывают сомнение даже у некоторых членов правительства РФ, то Казахстан сможет решить аналогичную задачу, скорее всего, даже досрочно.

Как известно, на постсоветском пространстве Казахстан входит в тройку лидеров роста, наряду с Россией и Белоруссией.

Если в 2003 г. рост ВВП государств СНГ в среднем составил 6.2 %, в Центральной Европе и странах Балтии – 3.3 %, то в Казахстане этот показатель превысил 9%. На протяжении, как минимум, последних пяти лет прирост ВВП Казахстана стабильно составляет 7 – 10 %. При этом республика входит в число лидеров и по восстановительному (после структурного кризиса начала 1990-х гг.) росту ВВП на душу населения, который уже на 4 % выше уровня 1990 г.

Следует подчеркнуть, что достигнутый в Казахстане за этот период рост среднедушевого ВВП в 104 % сопоставим с аналогичными показателями для высокоразвитых стран мира – США (119 %), Германия (115 %), Япония (110 %).

Для сравнения, среднедушевой ВВП в России вырос за тот же период на 31 %, в Белоруссии – на 7 %, а вот в Украине он даже снизился на 40 %. Ситуация, схожая с украинской, имеет место в большинстве бывших советских республик Закавказья и Центральной Азии, где среднедушевой ВВП так и не достиг предкризисного уровня.

Далее, по абсолютной величине ВВП Казахстана в 2 раза превышает соответствующий показатель Украины, в 2.5 раза – показатель Грузии, и по итогам 2004 г. составил более 35 млрд. долл., заняв тем самым второе место после России среди стран СНГ.

Совокупный объем промышленного производства в Казахстане в 2004 г. увеличился на 9.8 %. В частности, рост объемов производства в горнодобывающей промышленности составил 12.8 %, в обрабатывающей – 7.8 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды возросло на 4.4 %. Увеличение объемов промышленного производства осуществляется за счет роста производства в добывающих отраслях: добыча природного газа в РК выросла на 37.3 %, сырой нефти и попутного газа – на 13.1 %, железных руд на – 5.4 %, руд цветных металлов – на 1,4%.

Таким образом, по темпам роста промышленного производства Казахстан опережает большинство стран СНГ, не исключая и России.

Если Казахстан сумел восстановить объемы промышленного производства предкризисного 1990-го г. на 80 %, то Россия – только на 66 % (здесь вышла вперед только Белоруссия, которая восстановила экономику до уровня 120 %). Страны же Центральной Азии и Закавказья значительно отстают: объемы промышленного производства в этих странах составляют, в лучшем случае, 50 – 70 % от уровня начала 1990-го г.

В настоящее время в РК выпуск промышленной продукции осуществляют более 2 700 предприятий, на которых занято свыше 800 тысяч человек, что составляет около трети всех занятых в сфере материального производства. К числу ведущих отраслей промышленности относится цветная и черная металлургия. Казахстанская медь, свинец, цинк и кадмий пользуются устойчивым спросом на мировом рынке.

Республика располагает богатыми запасами полезных ископаемых, что делает ее наряду с Россией крупнейшим топливно-энергетическим регионом Евразии. По запасам нефти Казахстан опережает многие нефтедобывающие страны. Доказанные запасы нефти в Казахстане оцениваются в 39.6 млрд. баррелей, а доказанные запасы газа – 18.2 млрд. баррелей в нефтяном эквиваленте (здесь имеются 172 нефтяных, 42 конденсатных и 94 газовых месторождения). Это, соответственно, 3.3 % и 1.7 % от общемировых запасов.

Строительство экспортных нефтепроводов позволило увеличить добычу нефти с 20 млн. тонн в 1995 г. до почти 40 млн. тонн в 2000 г. и по прогнозам в 2014 г. она достигнет уровня в 120 – 170 млн. тонн.

На данный момент транспортировка нефти осуществляется, в основном, по территории России и, например, в 2003 г. через российские трубы было прокачено 32 млн. тонн казахстанской нефти. В то же время Астана, придерживаясь принципа многовекторности маршрутов транспортировки нефти, предполагает завершить строительство нефтепровода в Китай мощностью 20 млн. тонн. Этот проект стоимостью около 690 млн. долларов фактически финансируется Китаем.

Таким образом, сырьевые отрасли остаются наиболее рентабельными и привлекательными с точки зрения инвесторов. На них приходится более 60 % общего объема промышленной продукции. На нефть, газ и металлы приходится более 80 % национального экспорта и около 90 % экспорта на рынки вне СНГ.

Так что, несмотря на ряд кризисных процессов в машиностроении (где доля убыточных предприятий составляет до 1/3 от числа всех производств), для дальнейшего успешного экономического развития в Казахстане имеются достаточные предпосылки.

Экономика крупных корпораций – залог конкурентоспособности на мировой арене

Современную экономику Казахстана можно смело рассматривать как экономику крупных корпораций. Высокая концентрация капитала делает ее хорошо подготовленным плацдармом для осуществления крупных технологических проектов, что в современной экономике является одним из необходимых условий конкурентоспособности. В процессе приватизации сложилась монополистическая структура экономики с небольшим числом лидирующих бизнес–групп.

Так, богатейшие запасы нефти Казахстана разрабатываются крупнейшими мировыми нефтяными компаниями. Акции ряда независимых компаний котируются на западных биржах. В настоящее время объем добычи «черного золота» в Казахстане составляет около 1.3 млн. баррелей в сутки. Казахстан отправляет нефть на экспорт в основном по территории России (по нефтепроводным системам Транснефти и КТК) и Ирана. В дальнейшем планируются экспортные поставки по нефтепроводу Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан (АБТД), а также пуск в строй нового нефтепровода в Китай.

Другую часть крупных корпораций Казахстана составляют, как и в России, банковские структуры и инвестиционные фонды, аккумулировавшие значительную часть приватизационных купонов (свыше 75 % всех купонов вложено в 25 % фондов). Впоследствии банковский капитал начал экспансию в промышленную и торговую сферу. Банковские группы занимают ведущие позиции в экономике Казахстана (в отличие от России, где после кризиса 1998 г. центральными звеньями являются компании добывающей и обрабатывающей промышленности).

С учетом того, что казахстанская экономика является небольшой по общей емкости, наибольшие перспективы долговременного экономического роста в любом случае видятся в экспортной, а не импортозамещающей стратегии.

Соответственно, и в долгосрочной перспективе базу казахстанской экономики будут образовывать крупные компании топливно-энергетического сектора. Форма участия государства в подобных системообразующих компаниях будет варьировать от владения «золотой акцией» до стопроцентного владения акциями. Вокруг этих компаний будут группироваться мелкие и средние предприятия, работающие по их заказам. Также в будущем ожидается широкая экономическая экспансия Казахстана, приобретение необходимых промышленных объектов и инфраструктуры в ближнем зарубежье, прежде всего в сфере энергетики и трубопроводного транспорта, портов и терминалов.

В перспективе государство будет способствовать развитию финансово-промышленных групп (ФПГ) и в сфере высоких (наукоемких, информационных) технологий.

При этом уже определены основные направления государственной экономической политики по развитию таких технологий:

- совершенствование соответствующей правовой базы и предпринимательского климата;

- создание условий для развития многоуровневой инновационной системы (технопарков, технологических бизнес-инкубаторов, научных парков);

- подготовка профессиональных кадров и специалистов;

- развитие свободной экономической зоны «Парк информационных технологий» на территории г. Алматы и свободной экономической зоны «Морпорт Актау.

В этой сфере ФПГ будут создаваться как настоящие транснациональные корпорации с передовыми технологиями и современным менеджментом. Всемерно продвигая свои ФПГ на рынки других стран, постоянно ориентируя на это внешнеэкономическую политику, Казахстан расширит сферу своего влияния и займет достойную нишу в новой мировой экономике.

Будущее страны – в ее гражданах или социальная ситуация в Казахстане

Казахстан имеет весьма высокие демографические показатели – естественный прирост населения в 2004 г. составил порядка 6.5%.

Для сравнения, в России соответствующий показатель не просто ниже, но имеет отрицательный знак ( – 6.2%), похожая ситуация наблюдается в Белоруссии ( – 5.5%) и в Украине ( – 7.5%). Весьма скромные демографические показатели демонстрируют и высокоразвитые страны. Из числа развитых стран конкурировать с Казахстаном в этом отношении могут, пожалуй, только США (5.6%), а, скажем, в Великобритании естественный прирост населения устойчиво ниже 1%.

Таким образом, Казахстан попадает в группу стран с высоким демографическим потенциалом, благоприятным для экономического развития.

В Казахстане неуклонно снижается безработица. За последние 5 лет число безработных сократилось почти на треть – с 906 тыс. человек в 2000 г. до 672 тыс. человек в 2003 г. Столь высокоэффективной борьбой с безработицей вряд ли может похвастаться какое-либо другое государство СНГ и, без преувеличения, мира.

Хотя в Казахстане, как и в России, наблюдается значительный разрыв в доходах между богатыми и бедными, тем не менее, средняя заработная плата достаточно высока – около 200 долл. в месяц, что существенно выше по сравнению с другими государствами СНГ, тем более, соседними республиками Центральной Азии.

Наконец, Казахстан традиционно отличает высокая степень внимания к развитию человеческого капитала.

Республика является одним из лидеров в СНГ и мире по количеству студентов высших и профессиональных учебных заведений. Так, в Казахстане на 100 человек населения приходится 61 студент.

Для сравнения в США ежегодно готовится около 56 студентов на 1000 человек населения. Близкие показатели имеют Россия, Белоруссия и Украина. Такие же страны как Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Грузия, Армения, увы, не могут похвастаться такими показателями.

Это показывает, что в Казахстане явно созданы условия для развития высшего и профессионального образования, образующих необходимый фундамент для успешного развития экономики и общества в целом.

Инвестиции – завтрашние достижения закладываются сегодня

Будущее экономики определяется, в первую очередь, структурой и тенденциями текущей инвестиционной активности.

В Казахстане такая деятельность направлена на оживление процесса воспроизводства за счет внутренних и внешних источников финансирования. С момента обретения суверенитета РК держит курс на всемерное привлечение иностранного капитала, создание благоприятного инвестиционного климата или комплекса факторов, притягательных для инвесторов.

В республику активно привлекаются прямые и портфельные иностранные инвестиции. По показателю инвестиций на душу населения Казахстан опережает все республики бывшего СССР, а по доле инвестиций в ВВП превосходит ряд стран Восточной Европы – Чехию, Венгрию и Польшу.

Начиная с 1993 г., в республику привлечено более 25 млрд. долларов прямых инвестиций – почти треть от всех вложений иностранного капитала в страны Содружества Независимых Государств.

Доля иностранных инвестиций в формировании основного капитала в России не превышает 10 %, а в Казахстане с 1997 г. колеблется на уровне 30 – 50 %. Транснациональные корпорации (ТНК) контролируют до 40 % промышленного производства и около 50 % внешней торговли Казахстана.

Естественно, что иностранные инвестиции концентрируются в нескольких наиболее привлекательных и конкурентоспособных отраслях экономики: 65 % – в нефтегазовой отрасли, 10 % – в черной металлургии и 5 % – в цветной металлургии.

Следует отметить, что в нефтегазовой отрасли РК по инвестициям лидируют гиганты мирового энергетического рынка: Chevron, BG Group, Texaco, Agip, TotalFinaElf, Shell, Statoil, CNPC и ЛУКойл. Этим заложена устойчивая основа для интеграции казахстанской экономики в мировой рынок.

Внешнеэкономическая экспансия – готовность к интеграции с мировыми лидерами

Во внешнеэкономической деятельности Республика Казахстан проводит политику, направленную на построение открытой экономики, полноправное участие в международном разделении труда и интеграцию в систему мирового хозяйства.

На сегодняшний день доля Казахстана на мировом рынке составляет 0.2 %. Среди стран СНГ это один из наиболее высоких показателей. Например, он в 2 раза выше, чем в Литве и Белоруссии, и более чем на порядок больше, чем в таких странах как Азербайджан, Грузия, Армения, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, доля которых на мировом рынке составляет сотые доли процента.

Разумеется, пока Казахстан не может претендовать на слишком высокие доли ведущих мировых стран, таких как США (10.3%), Великобритания (4.3%), Германия (10.7%) или Япония (6.8%), но, в сравнении со странами Восточной Европы, Казахстан выглядит весьма достойно: соответствующие доли Польши – 0.7%, Венгрии – 0.6 %, Болгарии – 0.1 %.

В области регулирования внешнеторговой деятельности Казахстан прошел путь от жесткого контроля со стороны государства до значительной либерализации внешней торговли.

Внешнеторговый режим в Казахстане совершенствуется в соответствии с требованиями Всемирной Торговой Организации (ВТО), снимаются барьеры во взаимной торговле, создаются оптимальные условия для доступа казахстанских экспортеров на зарубежные рынки, стимулируется экспорт готовой продукции. Планируется тесное сотрудничество по созданию зоны свободной торговли в рамках Единого Экономического Пространства (ЕЭП).

В области валютного регулирования и валютного контроля приоритетным направлением государственной политики стала либерализация путем смягчения режима валютного регулирования и устранения чрезмерных административных преград при осуществлении резидентами операций с иностранными активами. Либерализацию валютного режима предполагается завершить к 2007 г. Меры по ослаблению валютных ограничений направлены на рост национального финансового рынка, развитие финансовых инструментов и привлечение дополнительных финансовых ресурсов.

В целях поддержания ценовой конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках Национальный Банк РК использует режим плавающего обменного курса национальной валюты – тенге. Национальный Банк осуществляет минимальное присутствие на внутреннем валютном рынке, вмешиваясь только в наиболее острых ситуациях для предотвращения спекулятивных скачков обменного курса тенге.

Следует отметить, что одним из ведущих экономических партнеров Казахстана является Российская Федерация. В Россию поставляется 90% экспортируемой Казахстаном животноводческой продукции, 80% плодоовощной, почти весь экспортируемый уголь и железная руда, более половины товаров химической и текстильной промышленности, а также изделия из черных металлов, машинно-техническая продукция. Если говорить об общем товарообороте стран Содружества, то здесь доля Казахстана составляет 15%, а доля России в товарообороте Казахстана со странами СНГ – 30%.

Наконец, следует сказать, что неуклонно растет экономическая значимость для Казахстана сотрудничества с лидирующими державами мира. Так, например, доля Великобритании, Германии и Италии в казахстанском экспорте возросла с 8.1 % в 1995 г. до 18.5 % в 2000 г. и, в перспективе, она будет увеличиваться.

Ключ к успеху – стратегический выбор руководства Казахстана

Сегодняшние успехи в развитии Казахстана, на которые четко указывают проанализированные нами макроэкономические показатели и международные сравнения, не были бы возможны без последовательной и крайне продуманной политики, которую под руководством президента Назарбаева осуществляло правительство Казахстана.

Общепризнанно, что Республика Казахстан выступает лидером среди стран СНГ по реализации последовательных реформ. Некоторые реформы, давно воплощенные в жизнь в Казахстане, в Российской Федерации, например, находятся еще только в стадии обсуждения.

Разумеется, ключевым элементом экономических реформ в РК стала масштабная приватизация государственной собственности, начавшаяся в 1991 г.

Законодательную базу приватизации в РК сформировали законы «О собственности» и «О разгосударствлении и приватизации», особенностью которых явилось сочетание массовой приватизации на основе приватизационно-инвестиционных купонов и приватизации крупнейших объектов и стратегически важных предприятий (прежде всего, в нефтегазовой сфере) по индивидуальным проектам, которые были ориентированы, по преимуществу, на крупных иностранных инвесторов.

В настоящее время более 85 % объема промышленного производства создается частным сектором. При этом государство сохраняет свое присутствие в стратегически важных секторах экономики через специализированные национальные компании.

Так в рамках реформы электроэнергетики технологически разделены производство, транспортировка и распределение электроэнергии. Значительная часть генерирующих мощностей находится в частном секторе. Транспортировка энергии осуществляется по магистральным сетям государственной компанией KEGOС, а распределение энергии – региональными электросетевыми компаниями.

Поскольку длительное время интерес иностранных инвесторов к приобретению активов в Казахстане оставался неустойчивым, был введен механизм концессионного управления. Принцип ориентации на международных инвесторов сохранялся и впоследствии в секторных программах приватизации. Так, значительная часть тепловых электростанций при реформировании электроэнергетики переведена в собственность иностранной компании AES, а имущественный комплекс государственной компании по управлению магистральными сетями KEGOС передан в управление британской National Grid Company. Иностранным компаниям продано или передано в управление более половины распределительных энергосетевых компаний. Аналогичные реформы реализовывались в сфере телекоммуникаций.

Казахстан, так же как и Россия, большое внимание уделяет реформированию государственных финансов. По инициативе Национального Банка РК для повышения устойчивости финансового сектора введена система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках второго уровня.

В 2002 г. Казахстан первым среди стран СНГ реализовал амнистию капиталов. В 2001 году в Казахстане принят новый Налоговый кодекс, закрепляющий принципы либеральной рыночной экономики и создающий благоприятные условия для всех хозяйствующих субъектов. Ставка налога на добавленную стоимость была снижена с 20 до 16 %, а социального налога – с 26 % до 21 %. Снижение фискальной нагрузки сопровождается предоставлением дополнительных налоговых стимулов приоритетным секторам, в том числе малому предпринимательству, сельскому хозяйству и социальным услугам, сектору высоких технологий.

Кроме того, в целях упрощения разрешительных процедур по въезду-выезду руководителей иностранных компаний и сотрудников их представительств, в практику введена выдача специальной визы – так называемой «инвесторской визы».

В 2005 г. продолжалось снижение налоговой нагрузки с целью стимулирования потребительского спроса населения, снижения налогового бремени на предприятия, увеличения внутренних инвестиций.

Для этого уменьшаются ставки налогов, базой исчисления которых являются доходы работников, выплачиваемые в виде оплаты труда, а также снижена ставка НДС с 16% до 15%.

Введен отдельный налоговый режим для организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон, основной деятельностью которых являются научные разработки, создание и развитие информационных технологий.

Кроме того, для стимулирования научной и инновационной деятельности будет меняться налоговое законодательство в части стимулирования научных и инновационных исследований и работ и внедрения в производство научных достижений и инновационных разработок.

Одновременно Казахстан пытается изымать большую ренту при эксплуатации природных ресурсов. С 2004 г. введен новый режим налогообложения нефтяных операций.

Энергично реформируется бюджетная сфера. Казахстан первым среди стран СНГ создал систему казначейства. Введены паспорта бюджетных программ, позволяющие отслеживать эффективность бюджетных расходов, ликвидированы все внебюджетные фонды, а сам бюджет разделен на текущие расходы и инвестиционные программы.

Для рационализации расходов и сокращения дефицита бюджета полностью отменены натуральные льготы. Все льготы персонифицированы, носят строго целевой характер и выделяются исключительно на адресной основе. Принятие в 2004 г. Бюджетного кодекса позволило перейти на среднесрочное бюджетное планирование и формировать бюджет на основе новых принципов. Предполагается продолжить работу по дальнейшей гармонизации стратегического, индикативного и бюджетного планирования, упорядочению бюджетного законодательства.

Таким образом, высокая инвестиционная активность и привлечение зарубежных инвестиций во многом объясняется особенностями приватизации и сильной законодательной базой.

В одном из своих выступлений президент Назарбаев отметил: «Наша задача – представить Казахстан в глазах мирового сообщества как привлекательное место для инвестиций, активно привлекать инвесторов в наиболее важные отрасли».

И проводимая инвестиционная политика позволила реализовать эту установку – она осуществляется на основе следующих принципов:

- государственной поддержки предприятий за счет централизованных инвестиций;

- значительного расширения практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

- усиления государственного контроля за целевым расходованием средств республиканского бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования.

В 1997 г. президентом РК были изданы указы «Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики Республики Казахстан для привлечения прямых и иностранных инвестиций» и «Об утверждении Положений о системе льгот и преференций и порядке их предоставления при заключении контрактов с инвесторами», а также приняты законы «О государственной поддержке прямых инвестиций», «О рынке ценных бумаг», «О регистрации сделок с ценными бумагами», регулирующие инвестиционные отношения на национальном и международном уровне. Заключено более 30 межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций. Иностранным инвесторам гарантируется использование по их усмотрению доходов, полученных от своей деятельности. В 2000 г. Казахстан присоединился к Энергетической хартии.

Эти направления нашли дальнейшие развитие в «Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003 – 2015 гг.»

Целью, провозглашенной в этом государственном документе, является построение конкурентоспособной в долгосрочном плане экономики.

К 2010 г. предполагается вдвое увеличить объем валового внутреннего продукта и снизить зависимость экономики от конъюнктурных факторов при инфляции менее 6 % в год.

Предполагается превратить государство в «локомотив» экономического роста, поддержать крупные системообразующие компании и вывести их на региональный и мировой уровень при дальнейшей экономической экспансии в рамках СНГ. Деятельность национальных компаний будет осуществляться в соответствии с утвержденными правительством концепциями развития отраслей (секторов) экономики, предусматривающими демонополизацию определенных рынков, развитие регулирующего законодательства и институтов. По каждой национальной компании будут утверждаться среднесрочные (3 – 5 лет) индикативные планы развития.

Правительство Казахстана сосредоточит свои усилия на улучшении инвестиционного климата путем укрепления и защиты прав частной собственности, сокращения административного вмешательства в хозяйственную деятельность, развития финансовых рынков и институтов.

* * *

Таким образом, анализ социально-экономических данных о развитии Казахстана на протяжении последних 15 лет позволяет сделать вывод о том, что в условиях изначально высокого экспортного потенциала последовательное и систематическое реформирование позволило руководству этой страны вывести экономику из постсоциалистического трансформационного кризиса и перевести ее в режим стабильного и прогрессивного развития.

При этом, на наш взгляд, не будет преувеличением сказать, что ни пройдет и трех – пяти лет, как в мире появится еще один мощный и перспективный центр новой экономики – Казахстан.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ