Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Политическое землетрясение или тактика «блокады и соблазнов»

Владислав Лосев (Минск)

В Белоруссии случилось землетрясение. Правда, не природное, а политическое. Именно так может показаться, если судить по болезненной тональности публикаций (начало декабря) антипрезидентских СМИ, заявлений лидеров оппозиции, а также их западных попечителей. 2 декабря белорусский парламент по представлению КГБ Белоруссии принял дополнения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, которые поставили ограничения в той области политической деятельности, которая совершенно определенно попадает в разряд подрывной и антигосударственной.

Поправки в уголовное законодательство предусматривают усиление ответственности «за преступления против государства и системы управления, создающие предпосылки для оказания внешнего давления на Белоруссию». В УК также введено наказание за деятельность от имени незарегистрированной общественной организации или фонда, а также за подготовку лиц для участия в массовых беспорядках или финансирование подобных действий. Помимо того, усиливается ответственность за публичные призывы к захвату государственной власти или насильственному изменению конституционного строя. За названные деяния предусмотрено наказание от шести месяцев ареста до лишения свободы на срок до трех лет.

Понятно, что появление подобных правовых норм не может вызывать восторг у представителей белорусской оппозиции, так как оппозиционная политическая сеть построена в основе своей на базе полулегальных фондов, гражданских инициатив, молодежных и экстремистских организаций.

Уже давно не является каким-либо секретом то обстоятельство, что западными специализированными структурами уже на протяжении длительного времени осуществляется финансирование и обучение оппозиционного актива методам проведения «ненасильственного» государственного переворота в пользу геополитических интересов США, НАТО и Европейского союза. Собственно говоря, главной целью ведущейся вокруг Белоруссии политической игры является разрушение Союза Белоруссии и России и недопущение воссоздания общего белорусско-российского государства.

По сведениям белорусского КГБ в настоящее время действует более 30 международных и иностранных неправительственных организаций гуманитарной, экономической и политической направленности нацеленных на моделирование в республике «революционной ситуации». В первую очередь это Национальный демократический институт (США), Международный республиканский институт (США), Фонд Freedom House (США), Фонд Стефана Батория (Польша), Международный центр журналистики, Фонд Фридриха Эберта (Германия), Фонд Конрада Аденауера (Германия), транснациональные - «Международная амнистия», «Article 19», Международная Хельсинкская федерация по правам человека и целый ряд других западных фондов и организаций.

К слову сказать, нынешний лидер и «единый кандидат» от оппозиции Александр Милинкевич уже в течении почти десяти лет является высокопоставленным профессиональным «революционером». В частности, с 1998 года он возглавляет незарегистрированную (т.е. нелегальную) Белорусскую ассоциацию ресурсных центров, имеющую обширные политические и деловые связи западнее Буга от уже упомянутого Фонда Стефана Батория, министерства иностранных дел и канцелярии председателя совета министров Польши до правительственных учреждений Великобритании. Поэтому его резко отрицательная реакция на законодательные новшества вполне объяснима. При этом Милинкевич пригрозил властям перспективой возникновения в Белоруссии жесткого политического подполья.

И надо признать, что подобные угрозы имеют под собой определенные основания. Уже не один год в республике активно, и практически не скрываясь, действует целый ряд не зарегистрированных (и не собирающихся это делать) радикальных оппозиционных организаций. В первую очередь это «Зубр», «Малады фронт», Белорусская партия свободы, «Правый альянс», «Партнерство», «Хартия-97» и другие. Деятельность этих нелегальных организаций не только разносторонне поддерживается Западом, но и их лидеры принимаются в западных столицах в качестве «законных» представителей белорусского народа.

Кроме того, по сведениям белорусских спецслужб в сопредельных с Республикой Беларусь государствах развернуты специальные военизированные лагеря по подготовке боевиков и других «специалистов» по организации массовых беспорядков и противодействию правоохранительным органам. Отмечены также попытки по созданию подобных лагерей и на территории Белоруссии в лесных массивах под Вилейкой, Раковым, Осиповичами, Лунинцом и Крупками.

В связи с этим принятие названных дополнений в уголовной законодательство представляется вполне оправданным, так как до сих пор нелегальная политическая деятельность в Белоруссии никак не ограничивалась.

Вообще же в Белоруссии сложилось довольно странное положение относительно комфортности существования политических партий и общественных объединений. От нарастающего бюрократического давления в основном страдали, как это ни покажется странным, партии и организации пропрезидентской и неоппозиционной направленности.

Они не пользуются со стороны властей (за редким исключением) какой-либо поддержкой и поэтому им очень не просто выполнять все ужесточающиеся требования со стороны белорусского законодательства. Именно по этой причине прекратили существование целый ряд партий и организаций конструктивной патриотической направленности. В настоящее время в стадии ликвидации находится очередная пропрезидентская общественно-политическая структура – Республиканская партия.

Оппозиционным партиям и организациям (по крайней мере, основным из них) в этом смысле проще. Они имеют средства, чтобы нанимать квалифицированных юристов для преодоления бюрократических препонов и арендовать помещения для своих штаб-квартир. Те же, кто не попадал под официальную регистрацию, действуют полулегально.

Вступление в силу названных дополнений в уголовное законодательство, несомненно, осложнит жизнь оппозиции, но не более того.

В настоящее время в Белоруссии существует два ярко выраженных политических полюса – оппозиция и президент, опирающийся на чиновничий аппарат. Помимо этого Александр Лукашенко продолжает пользоваться широкой поддержкой со стороны населения. Вот мнение по этому поводу депутата Палаты представителей Национального собрания Белоруссии, лидера белорусского «Яблока» Ольги Абрамовой: «У власти очень высокий рейтинг. Реально высокий. Бояться ей нечего. У меня есть своя социологическая методика (я по образованию социолог) касательно политических и социально-экономических процессов на основе прочтения доступной информации. Я не доверяю профессиональным социологам ни со стороны власти, ни со стороны оппозиции. Согласно моему анализу президентский рейтинг — 60-63%. Его правление по-прежнему популярно среди большинства населения».

При всем при этом поддержка Александра Лукашенко со стороны населения не носит организованный и тем более мобилизационный характер. В республике фактически отсутствуют партии и общественные организации пропрезидентской направленности способные на эффективные политические действия. Справедливости ради стоит заметить, что, начиная еще с первых лет правления Лукашенко, идея создания президентской партии постоянно обсуждалась, но так и не была осуществлена. А ведь все возможности для этого были: и массовая поддержка населения, и многочисленный пропрезидентский общественный актив. И можно не сомневаться, что сейчас эта партия была бы самой влиятельной и дееспособной политической силой в республике. Но А. Г. Лукашенко избрал другой путь. И сейчас он опирается только на одну бюрократическую «ногу».

Видят это и на Западе. И поэтому в дальнейшем, как заявил недавно в украинской газете «Зеркало недели» Збигнев Бжезинский, в отношении белорусской политической элиты будет проводиться политика «блокады и соблазнения». Как считает Бжезинский нынешние постсоветские элиты «очень чувствительна к западным соблазнам». На это, по всей видимости, и будет делаться расчет.

Эта методика сокрушения противника стара как мир и многократно использовалась агрессором. Еще царь Филипп Македонский любил говорить, что «ни одна крепость не устоит перед ослом нагруженным золотом».

Приложение:

Дополнения и поправки в законодательные акты.

Организация либо руководство политической партией (иным общественным объединением, религиозной организацией), деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами, или с причинением им телесных повреждений, или с иными посягательствами на права, свободы и законные интересы граждан, или с воспрепятствованием исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей, - наказываются арестом на срок до 6 месяцев или лишением свободы на срок до 3 лет.

Организация деятельности или участие в деятельности организаций и фондов, в отношении которых вступило в силу решение о приостановлении их деятельности или ликвидации, будут наказываться или штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет.

Амнистию получат те, кто добровольно прекратит участие в такой организации и заявит об этом соответствующим государственным органам. Они будут освобождены от уголовной ответственности, если в их действиях не будет состава иного преступления.

Арест на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок до трех лет можно будет получить за обучение или иную подготовку лиц для участия в массовых беспорядках, а также за финансирование подобных действий. Арест на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок до двух лет предусмотрены за обучение или иную подготовку лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а также за финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков более тяжкого преступления.

Усиливается ответственность за публичные призывы к захвату государственной власти или насильственному изменению конституционного строя - от шести месяцев ареста до лишения свободы на срок до трех лет.

Призывы, обращенные к иностранным государствам, иностранной или международной организации, совершить действия в ущерб внешней безопасности Беларуси, ее суверенитету и территориальной целостности, а также распространение материалов, содержащих такие призывы, наказываются арестом на срок от шести месяцев до трех лет. Если эти призывы будут распространяться через СМИ, наказание возрастает - лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

Уголовный кодекс также дополняется новой статьей - "Дискредитация Республики Беларусь". Под ней понимается "предоставление иностранному государству, иностранной или международной организации заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан Республики Беларусь или ее органов власти". За это - арест на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок до двух лет.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ