Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Российская нефть уходит в казахскую трубу

16.12.2005. Коммерсант

Николай Семенов, Рената Ямбаева

ОАО РЖД может потерять объемы перевозок в Китай

15 декабря был официально введен в строй нефтепровод от казахского города Атасу до населенного пункта Алашанькоу китайской провинции Синьцзянь.

Поставки нефти по первому казахско-китайскому нефтепроводу начнутся весной, и до 2010 года их объем составит 10 млн т в год, причем значительная часть нефти будет поставляться из России. В результате новый нефтепровод может существенно ограничить перспективы экспорта российской нефти в Китай по железной дороге. Уже в следующем году железнодорожники недосчитаются трети запланированных объемов по этим перевозкам, несмотря на утвержденное на днях снижение тарифов на них.

В прошедшей вчера торжественной церемонии введения в строй нефтепровода Атасу–Алашанькоу принял участие президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Новый нефтепровод протяженностью 962 км был построен за год и два месяца, стоимость строительства составила $806 млн. Он должен стать частью нефтетранспортной системы Западный Казахстан–Китай, которая позволит экспортировать в Китай нефть, добываемую в том числе при участии китайских компаний на месторождениях Каспийского моря и ближайших к нему районов. Планируется, что после отрезок этой системы (трубопровод из Актюбинской области в Атасу) будет построен к 2011 году, когда разработка месторождений на шельфе Каспия должна войти в активную фазу.

К тому времени мощность нефтепровода Атасу–Алашанькоу должна быть увеличена с 10 млн до 20 млн т нефти в год. Китайская CNPC, являющаяся коммерческим оператором проекта, рассчитывает и на поставки российской нефти по новому нефтепроводу – он связан с системой магистральных трубопроводов "Транснефти" через нефтепровод Омск–Павлодар–Чимкент–Туркменабад. НК "Сибнефть" уже несколько лет используют мощности нефтепровода из Омска для экспорта нефти в Китай через Атасу по железной дороге.

Отметим, что до сих пор единственным способом доставки российской нефти в Китай оставался железнодорожный транспорт, причем объемы этих перевозок в последние годы стабильно росли. Так, если в 2001 году железнодорожники доставили в страну 1,414 млн т нефти, то в 2004 году – уже 5,734 млн т. В рамках соглашений, заключенных ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) с "Роснефтью", НК ЛУКОЙЛ и НК ЮКОС, в 2005 году нефтекомпании должны поставить в Китай 10 млн т нефти. Однако за январь–ноябрь перевезено только чуть более 7 млн т.

При этом весь год нефтяники настойчиво просили ОАО РЖД снизить расценки на доставку нефти в Китай. Еще летом руководство Федеральной службы по тарифам не хотело утверждать спецтарифы на этом направлении, и только на днях железнодорожникам удалось убедить чиновников – в среду они утвердили скидку на данные перевозки в размере 16,9%.

Однако снижение тарифов не помогло ОАО РЖД привлечь значительные объемы перевозок нефти в Китай. Как заявил вчера Ъ вице-президент компании Салман Бабаев, сейчас у ОАО РЖД есть только две соответствующие заявки – от "Роснефти" чуть более чем на 8 млн т и от ЮКОСа на 3 млн т. "Но мы рассчитывали на 15 млн т,– констатирует господин Бабаев.– И потратили средства на соответствующую модернизацию инфраструктуры (в этом году вложения ОАО РЖД в этот проект составят 3 млрд руб.– Ъ)".

Появление нефтепровода Атасу–Алашанькоу дополнительно снижает шансы ОАО РЖД на развитие перевозок нефти в Китай. Скорее всего, с весны 2006 года нефть "Сибнефти" начнет поставляться по новому нефтепроводу (сейчас идет его заполнение технологической нефтью). Это значительно удешевит транспортировку нефти из России, и ее поставками в Китай по этой схеме могут заинтересоваться и другие российские компании, прежде всего – "Роснефть", которая, по данным Ъ, в декабре планирует отправить в Атасу 100 тыс. т нефти.

В ОАО РЖД угрозу осознают и уже начинают подсчитывать потенциальные убытки. Тем более что компании пришлось снизить расценки не только на перевозку нефти в Китай, но и по ряду других грузов – например, на доставку энергетических углей и черных металлов на Дальний Восток (см. Ъ от 15 декабря). "Уже очевидно, что введение в 2006 году спецтарифов приведет к появлению в бюджете компании "дыры" в размере 1,05-1,1 млрд руб.,– поясняет Салман Бабаев.– Мы должны компенсировать этот разрыв за счет внепланового роста объемов перевозок и сейчас работаем над этим".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ