Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Газовый спор с Украиной

15.12.2005. Новая политика

Аждар Куртов

Россия мужественно отстаивает интересы Туркмении

Обострившийся в конце текущего года конфликт Москвы и Киева по поводу цены поставок газа многие украинские политики поспешили представить как рецидив имперской политики России, стремящейся "ободрать до нитки" соседнее государство. Об экономической несостоятельности подобных инсинуаций в последнее время было сказано много, в том числе и президентом Владимиром Путиным. Тем не менее, есть один аспект, который дополнительно проясняет ситуацию. Причем он свидетельствует, что твердая позиция России на самом деле отражает не только ее собственные национальные интересы, но и интересы ряда других постсоветских государств. А потому никак не может быть названа эгоистичной или имперской.

Если верить украинским СМИ, то ликвидация зависимости этой страны от поставок газа из России как кошмарный сон много лет мешает покою этих "гарных хлопцев". Однако поставки газа из России еще не означают, что речь идет исключительно о поставках российского газа. Сама Украина не имеет сколько-нибудь существенных месторождений голубого топлива – собственная добыча удовлетворяет потребности Украины лишь на 16 %. 84 % от общего объема необходимого газа Киев получает по импорту. Так в этом году предполагалось, что Украина импортирует 71 млрд. кубометров природного газа. Но из них большая часть – это отнюдь не российский, а туркменский газ – 33 млрд. кубометров. Он лишь поставляется через территорию России, поскольку Киев, несмотря на неоднократные крикливые обещания осуществить финансирование строительства альтернативных российским трубопроводам, за все эти годы ни на сантиметр не приблизил воплощение таких планов в жизнь. Собственно же российский газ в общем балансе украинского потребления составляет 26 млрд. кубометров.

Причем большая часть собственно российского газа как раз не покупалась Киевом, а зачитывалась в счет оплаты за транзит действительно больших объемов российского газа, идущего в страны Европы через украинскую территорию. Например, в прошлом году "живыми деньгами" Украина оплатила "Газпрому" весьма маленькую сумму – всего около 130 млн. долларов. Иными словами никто в России много много лет Украину не обдирал, а даже наоборот, действительно субсидировал в ущерб собственно российским интересам.

Украинская же сторона не раз просто воровала и российский и туркменский газ. Если Россия с трудом, но выносила это откровенно хамское отношение "славянской сестрицы", то, например, для Туркменистана такая практика привела к кризисным явлениям в газовой отрасли. В 90-ых годах Туркменистан вынужден был пойти на существенное сокращение добычи голубого топлива.

Мировые цены на природный газ в 90-ых годах не были столь высокими, как сегодня. Природный газ – это не нефть или золото, способ его продажи на мировом рынке не ориентируется четко на биржевые цены. То есть его нельзя продать, ежедневно меняя цену. В этой ситуации Туркменистан со своим природным газом оказался в зависимости от неплатежеспособности Украины, равно как и многих иных стран СНГ, являвшихся потребителями его газа с советских времен. Уже к осени 1994 года долг Украины Туркменистану превысил 700 млн. долларов.

Реально номинальные цены на туркменский газ, поставляемый на Украину, и тогда составляли не более 60 % от его мировой цены. Но Киев всегда пытался обвести Ашхабад даже по поводу этой, более чем льготной цены. А поскольку Украина, например, в 1995 году являлась основным потребителем туркменского газа (на ее долю приходилось 92 % его экспорта), украинская политика никак не может быть объяснена через категории "борьбы против российского давления". Киев постоянно задерживал платежи Ашхабаду и старался предоставить в счет товарной части оплаты свою явно неликвидную продукцию по завышенным ценам.

В 1996 году украинцы очередной раз "подложили свинью" Ашхабаду. При попустительстве госпредприятия "Укргазпром" из хранилища было украдено потребителями около 3 млрд. кубометров туркменского газа, за которые Киев отказался платить вовсе. (Подобные финты неоднократно Киев предпринимал и в отношении российского газа). Кроме того, правительство Украины, гарантировавшее оплату поставок туркменского газа в частности поставками со своей стороны 600 тысяч тонн зерна, эти свои обязательства в полном объеме не выполнило.

Необходимо отметить, что такая позиция украинского руководства самым отрицательным образом сказывалась на интересах и России, и Туркменистана, и Казахстана и Узбекистана, поскольку через территорию этих государств еще в советское время был проложен магистральный трубопровод. Газопровод "Средняя Азия – Центр" был построен в 70-80-е годы ХХ века. Он представлял из себя пять ниток трубопроводов диаметрами 1220-1420 мм. Трубопроводы, как и любая сложная инженерная система со временем стареет и требует ремонта. А отказ Украины оплачивать поставки газа как раз и не давали возможности изыскивать средства на ремонт и модернизацию "трубы".

После ряда осложнений именно благодаря России Туркменистан в газовой области получил возможность оправиться от последствий хитростей украинских хлопцев. На рубеже веков в России произошли существенные перемены. Государство после прихода нового президента Владимира Путина стало наводить порядок. Компания "Итера" постепенно стала вытесняться с уступленных ей в свое время "Газпромом" рынков.

Предпринятые меры благоприятно сказались на позиции Ашхабада, который почувствовал, что теперь он будет иметь дело к более внятной и четкой позицией мощной российской компании. "Газпром" стал стремиться получить гарантии долгосрочных и стабильных поставок туркменского газа. Руководство российской компании подготовило проект соглашения с Туркменистаном. 10 апреля 2003 года президенты России и Туркменистана подписали пакет документов в Кремле.

В соответствии с этими документами, туркменская сторона брала на себя обязательства по поставкам своего природного газа на 25-ти летний период в Россию. Такие долгосрочные ориентиры, несомненно, были благоприятны для капиталоемкой и в известном смысле инертной газовой отрасли России и Туркменистана. Объемы поставляемого газа определялись по конкретным годам, причем определялись и минимальные и максимальные объемы таких поставок. Начиная с 2007 года, туркменский газ должен был поставляться в Россию в огромных объемах – 70 млрд. кубометров, что превышало весь уровень его добычи в республике в 2003 году.

Сам график роста поставок туркменского газа по конкретным годам был формально сформирован с расчетом, чтобы по мере истечения сроков ранее подписанных Ашхабадом контрактов, высвободившиеся экспортные объемы газа переходили "Газпрому".

Наиболее щекотливый вопрос – о цене за поставляемый газ в соглашении тогда был решен фактически в пользу позиции, занимаемой Туркменистаном. Собственно именно это обстоятельство, вероятно, стало решающим, склонившим Ашхабад к подписанию.

Киев понял, что его жульничеству с импортируемым газом может прийти конец. И он начал действовать. Всего через несколько день Ниязов принял в Ашхабаде президента Украины Кучму. Последнему было обещано, что Туркменистан продлит заканчивающееся в 2006 году соглашение с этой страной на поставку газа также на 25 лет.

Но судьба этого соглашения между Туркменистаном и Украиной и по сей день неясна. В 2005 году президент Туркменистана не раз публично обвинял Киев в нечистоплотной политике в газовой области.

Сейчас же в Ашхабаде внимательно следят за исходом ценового конфликта Москвы и Киева по поводу поставок газа. Ведь если Россия не дрогнет и заставит Киев платить настоящую цену, то это будет означать победу и для Туркменистана, поскольку он сможет продолжать увеличивать цены за поставки уже своего газа в Россию.

А Туркменистану есть, что поставлять. Хотя там и явно любят преувеличивать данные о своих природных ресурсах, но, тем не менее, даже с учетом "поправок на хвастовство", они выглядят внушительными.

Ресурсы и запасы углеводородов Туркменистана выглядят в оценках туркменской стороны примерно так:

Начальные суммарные ресурсы – геологические ресурсы – 45,44 млрд. тонн условного топлива, извлекаемые ресурсы – 30,60 млрд. тонн условного топлива. Из недр Туркменистана по состоянию на первое января 2005 года было добыто 2 млрд. 488 млн. 466 тыс. тонн условного топлива.

Текущий резерв на начало 2005 года составил: геологические ресурсы – 42,32 млрд. тонн условного топлива; извлекаемые ресурсы – 27,48 млрд. тонн условного топлива.

В Туркменистане открыто 149 газовых и газоконденсатных месторождений с запасами 4970768 млн. кубометров, в том числе 139 месторождений на суше – 4573361 млн. кубометров и 10 месторождений шельфа – 397407 млн. кубометров. В разработке находятся 54 месторождения с запасами более 2,6 млрд. кубометров, подготовлено к разработке 11 месторождений, в разведке находятся 73 месторождения, в консервации – 11 месторождений.

В специальной российской литературе чаще всего можно встретить менее оптимистичные оценки потенциала углеводородов Туркменистана. Так разведанные запасы оцениваются всего в 2,86 трлн. кубометров газа, а остаточные извлекаемые запасы 20 основных эксплуатируемых в настоящее время месторождений – в 1,5 трлн. кубометров (в том числе самого крупного из них – "Довлетабад" – в 0,9 трлн. кубометров).

В любом случае этот потенциал Туркменистана наилучшим образом будет востребован лишь после того, как Россия решит свой газовый спор с Украиной.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ