Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Правовое регулирование статуса иностранцев в Испании

Андреева Г.

5. Въезд иностранцев на территорию Испании и выезд из нее

Желающий въехать на территорию Испании иностранец должен по общему правилу, прежде всего, обладать паспортом или иным подтверждающим его личность документом в соответствии с подписанными Испанией международными договорами. Кроме того, он должен представить документы, подтверждающие цеди и условия пребывания, а также наличие достаточных средств на весь срок пребывания в стране.

Закон устанавливает в целом визовой въезд в страну “за исключением тех случаев, когда обратное предусмотрено международными договорами, подписанными Испанией”. Иностранцам, имеющим вид на жительство на территории Испании или иной аналогичный документ, дающий право на въезд в Испанию, виза не требуется.

Указанные требования не распространяются на лиц, которые просят убежища в момент их въезда на территорию Испании, поскольку требования к ним и их правовой статус регулируется специальными предписаниями.

Помимо этого, делается исключение по соображениям гуманитарного характера, общественного интереса и выполнения взятых на себя Испанией обязательств.

Установлен запрет на въезд и получение визы высланным из Испании иностранцам в течение срока запрещения на въезд и лицам в отношении которых приняты аналогичные меры

1. Не могут въезжать на территорию Испании, ни приобретать визу для этой цели иностранцы, которые были высланы, в течение периода действия запрещения на въезд, находящиеся под запретом на въезд по другим легальным причинам, а также те, кому запрещен въезд в страны, с которыми Испания связана международными договорами.

Виза выдается дипломатическими миссиями и консульскими отделами Испании.

Выезд с территории Испании является свободным, за исключением случаев, предусмотренных Уголовным кодексом и данным Законом.

В исключительных случаях Министерство внутренних дел может запретить выезд с территории Испании по соображениям национальной безопасности или здравоохранения. Изучение и рассмотрение случаев отказа всегда должно носить индивидуальный характер.

Принудительный выезд предусматривается в следующих случаях:

а) высылка с территории Испании по решению суда в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом;

б) высылка или репатриация, применяемые в административном порядке

в) административный отказ по прошению, поданному иностранцем с целью продолжить свое пребывание на территории Испании, или ошибка с дачей разрешения на въезд.

Статус иностранцев в Испании по Закону имеет несколько разновидностей. Иностранцы могут находиться в Испании на положении пребывания, временного проживания и постоянного проживания.

Под пребыванием понимается нахождение на территории Испании в течение не более, чем 90 дней. По окончании этого периода, для продолжения нахождения в Испании требуется либо продлить пребывание, либо получить вид на жительство.

Статус, обозначенный в Законе как “временное проживание” позволяет находиться в Испании больше 90 дней и меньше 5 лет.

Получение статуса, определенного как “постоянное проживание” позволяет иностранцу проживать в Испании в течение неограниченного времени и работать на общих с испанцами условиях.

В Законе выделен специальный режим студентов.

Значительной спецификой отличается также режим проживания апатридов, лиц, не имеющих не имеющих документов и беженцев. С одной стороны в наиболее важных аспектах их статус регулируется международными актами, с другой –значительными полномочиями наделено Министерство внутренних дел.

Оригинальной чертой испанского Закона является особое регулирование вопросов проживания несовершеннолетних.

6. Правонарушения в сфере Закона и санкции

Преступления в сфере действия данного Закона установлены специальной главой Уголовного кодекса Испании. В Законе прямо установлена ответственность за конкретные административные правонарушения. Осуществление полномочий по применению санкций за предусмотренные Законом административные нарушения, осуществляется как на основе предписаний данного закона, так и административного законодательства (Закона 30/1992 о правовом режиме публичных администраций и общих административных процедур). Административной ответственности лица подлежат лица, совершающие административные правонарушения или участвующие в них. Закон подразделяет административные правонарушения на легкие, тяжелые и особо тяжкие.

К легким правонарушениям относится несообщение испанским властям или сообщение с запозданием об изменении гражданства или места жительства, а также прочих обстоятельствах трудового положения, как того требует законодательство; опоздание на срок до трех месяцев с подачей прошений о продлении разрешений по истечении их срока действия; осуществление профессиональной или трудовой деятельности без административного разрешения на работу.

За совершение легких правонарушений Законом установлен штраф в размере до 50.000 песет.

К тяжелым правонарушениям Закон относит: нелегальное нахождение на территории Испании без визы или по просроченной более чем на три месяца визе, без вида на жительство и иных аналогичных документов, когда их наличие является обязательным, если заинтересованное лицо не подало прошения об их продлении в указанный срок; работа в Испании без оформления разрешения на работу или административного разрешения, если данное лицо не располагает действительным видом на жительство; несообщение в Министерство внутренних дел обязательной к сообщению информации о смене гражданства, семейного положения или места жительства; въезд на территорию Испании без установленных документов в нарушение существующих требований, через пункты, не предусмотренные для въезда или в нарушение предусмотренного законодательством запрета на въезд; несоблюдение мер, предусмотренных для сохранения общественного порядка, несоблюдение установленной периодической явки или непоявления у границ или в конкретных поселениях; совершение третьего легкого нарушения, если в течение года ( в первоначальной редакции был установлен срок шесть месяцев, т.о. в этой части произошло смягчение предписаний Закона) данное лицо привлекалось к ответственности за два легких нарушения аналогичного порядка, а также участие иностранца в нелегальной деятельности.

За совершение тяжелых правонарушений установлен штраф в размере до 50.001 до 1.000.000 песет.

Особо тяжкими правонарушениями являются: участие в действиях, угрожающих внешней безопасности Испании или отношениям Испании с другими странами; участие в действиях, угрожающих общественному порядку по Закону об охране безопасности граждан; пособничество, сотрудничество и участие в коммерческой структуре по организации подпольной эмиграции через территорию Испании или на территорию Испании, если эти действия не образуют состава преступления; совершение дискриминационных действий по расовым, этническим, национальным или религиозным мотивам в формах, которые запрещены соответствующими предписаниями данного Закона (см. предыдущий Бюллетень), если эти действия не образуют состава преступления; наем или использование иностранных рабочих без предварительного получения на это соответствующего административного разрешения; совершение третьего тяжкого нарушения в течение одного года (в первоначальной редакции – двух лет, т.е. в отношении этих правонарушений установлены более жесткие требования по сравнению с предыдущей редакцией) с момента совершения предыдущих аналогичного характера и некоторые другие.

Совершение особо тяжких правонарушений наказывается штрафом от 1.000.001 до 10.000.000 песет.

Применение санкций за установленные Законом административные нарушения возложено на органы исполнительной власти соответствующего уровня.

При определении суммы штрафа они должны учитывать материальное положение и другие, перечисленные в Законе обстоятельства, относящиеся к личности нарушителя.

В Законе установлено два вида сроков давности по административным правонарушениям: в отношении самих правонарушений и в отношении применения санкций. И те, и другие сроки давности дифференцированы в соответствии с тяжестью совершенных правонарушений.

По легким правонарушениям установлен срок давности в шесть месяцев, санкции по ним имеют годовой срок давности.

Тяжелые правонарушения имеют срок давности два года, а налагаемые за них санкции – два года.

Особо тяжкие правонарушения имеют срок давности три года, а санкции –пять лет.

Если санкцией является высылка с территории Испании, то срок давности начинает отсчитываться после окончания периода запрещения въезда, указанного в приговоре (максимум десять лет).

Высылка применяется за особо тяжкие административные правонарушения и некоторые тяжелые административные.

Поскольку вполне логично законодатель исходит из того, что высылка является даже более тяжелым наказанием, чем штраф, в Законе установлены категории, к которым она не может применяться (лица, родившиеся в Испании, но проживавшие в ней нелегально; испанцы по происхождению, утратившие испанское гражданство; лица, получающие вспомоществование по нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, полученного в Испании, беременные женщины, в случае, если высылка создаст угрозу здоровью матери и плода, а также некоторые другие категории иностранцев).

Вопрос о высылке может также рассматриваться и в отношении привлеченного к суду за правонарушение иностранца, если за данное правонарушение предусмотрено лишение свободы сроком до шести лет. Этот вопрос судья решает после предварительных консультаций с соответствующим фискальным ведомством и исходя из предписаний уголовно-процессуального законодательства.

Любой случай высылки подразумевает запрет въезда на территорию Испании сроком от трех до десяти лет.

В отдельных случаях заводить дело о высылке иностранцев при их депортации необязательно. В частности, если иностранец пытается въехать на территорию Испании, несмотря на запрет на въезд по причине прежней высылки. При неудачной попытке въехать нелегально на территорию Испании соответствующие органы также могут, как заводить дело о высылке иностранца при депортации, так и не делать этого. Однако решение этого вопроса оставлено на усмотрение соответствующих органов исходя из конкретных обстоятельств дела.

Депортация согласовывается с правительственным учреждением, компетентным в вопросах высылки.

Иностранцы, которым на границе отказывают во въезде выдворяются в страну, из которой прибывают, в кратчайшие сроки. Государственный орган, выносящее постановление о депортации, обращается к судье, в случае, если депортация задерживается на срок, превышающий семьдесят два часа, чтобы тот определил место для интернирования до момента депортации. Места интернирования иностранцев не носят исправительного характера и снабжены социальными, юридическими, культурными и санитарными службами. Интернированные иностранцы лишаются только права на свободное передвижение.

В течение периода интернирования, иностранец все время находится в распоряжении судебных властей, решением которых его туда поместили;

судебные власти получают информацию от правительственного учреждения о любых обстоятельствах статуса интернированного иностранца.

Информация о задержании иностранца с целью депортации сообщается в Министерство иностранных дел и в посольство или консульство страны задержанного.

Законодательство Испании предусматривает возможность установления для отдельных иностранцев обязательной явки. Вопрос об этом решается компетентным органом исполнительной власти в каждом отдельном случае и если на иностранца заведено судебное дело. Обязанность периодической явки по месту, указанному данным учреждением, носит временный характер.

Также может отбираться у иностранца паспорт или иной удостоверяющий его гражданство документ с выдачей ему взамен документа, свидетельствующего о применении данной меры.

При вынесении решения по некоторым делам (например, о высылке обвиняемого) компетентный орган исполнительной власти может предложить соответствующему судье, рассматривающему дело, дать распоряжение об интернировании обвиняемого на время ведения следствия. Судебное решение об интернировании иностранца, приговоренного к высылке, принимается после собеседования с обвиняемым. Решение должно быть мотивировано. Интернирование применяется на неопределенный срок на время ведения дела, но не более чем на сорок дней. Кроме того, срок интернирования ни в коем случае не может быть продлен по одному и тому же делу. Судебное решение об интернировании должно базироваться на учете всех обстоятельств каждого случая.

По делам об интернировании несовершеннолетних предусмотрено участие соответствующих служб по делам несовершеннолетних, в частности несовершеннолетние могут быть переданы в их ведение. Вместе с тем, судья, при получении предварительной положительной информации из фискальных органов, может принять решение об интернировании несовершеннолетних в те центры, где находятся их родители или опекуны. Однако для этого Закон устанавливает два условия. Первое состоит в том, что родители или опекуны должны этого желать, против их воли такое “воссоединение” невозможно. Во-вторых, в данном центре должна быть возможность семейного проживания.

Информация о возбуждении дела, о мерах пресечения в форме задержания или интернирования и окончательное решение по делу о высылке иностранца сообщается в Министерство иностранных дел и в посольство или консульство его страны.

В отношении иностранцев, находящихся в Испании обжалование приговоров по делам иностранцев осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.

Исполнение приговоров подчиняется общим правилам.

Если иностранец не находится в Испании, он может подать на апелляцию как по административной линии, так и судебной, через соответствующие дипломатические или консульские представительства или уполномоченные организации по поддержке миграции, которые передают данную апелляцию по назначению.

Закон предусматривает различные формы взаимодействия государственных органов и общественных структур по вопросам миграционной политики. Ведущую роль в этом процессе призвано играть правительство. Оно должно постоянно следить за динамикой качественных и количественных характеристик эмиграционного процесса с целью анализа его влияния на испанское общество и получения объективной и достоверной информации с тем, чтобы можно было избежать возникновения расистских течений и проявлений ксенофобии, либо ослабить их.

Правительство обеспечивает унификацию деятельности существующие служб по делам эмигрантов в провинциях, подчиняющихся различным органам государственной администрации, компетентных в вопросах эмиграции. Целью данной унификации является достижение необходимого взаимодействия в их административной деятельности.

На уровне правительства вырабатываются планы и программы, прежде всего, в сфере трудоустройства и трудовой миграции с целью выяснения степени выполнения принципа равенства и не дискриминации иностранных работников, а также выполнения нормативов в вопросах разрешений на работу для иностранцев. Права автономий в делах планирования и исполнения законодательных решений по трудоустройству при этом сохраняются неизменными.

Для координации деятельности государственных органов, компетентных в вопросах интеграции эмигрантов, и обеспечения их эффективного взаимодействия в Испании учрежден Верховный совет по иммиграционной политике (El Consejo Superior de Politica de Inmigracion). В его состав входят представители государства, автономий и местного уровня власти.

Верховный совет по иммиграционной политике устанавливает принципы и критерии общей политики по вопросу рабочей и социальной интеграции эмигрантов. Для этого он наделен правом получения информации и консультаций от административных государственных или автономных органов, равно как от социальных и экономических структур, связанных с вопросами эмиграции и защитой прав иностранцев.

Законодательством предусмотрена также поддержка эмигрантских движений и ассоциаций публичными властями и оказание ими помощи профсоюзам и неправительственным некоммерческим организациям, которые способствуют социальной интеграции иностранцев, предоставляя им материальную и экономическую помощь через общие программы или в связи с отдельными мероприятиями. Условием предоставления данной помощи является отсутствие собственных экономических интересов у указанных организаций.

Кроме того, в общих чертах установлен правовой статус т.н. Форума по делам иммиграции (El Foro para la Integracion Social de los Inmigrantes). Это – консультативный и информирующий орган, призванный способствовать решению вопросов, связанных с иммиграцией. В состав Форума в равной пропорции входят представители публичной администрации, иммигрантские ассоциации и общественные организации поддержки, включая профсоюзы и предпринимательские круги, чьи интересы связаны с вопросами иммиграции.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ