Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Kazakhstan today,
11 сентября 2002

Год геополитики в отдельно взятом регионе. Итоги и прогнозы военного присутствия США для ЦА и Казахстана

Борис Анциферов

Лидеры среднеазиатских республик рассматривают американское военное присутствие здесь как наступление новой эры

Ташкент, Узбекистан, 27 августа 2002 года. Американская военная база на засушливых холмах в юго-западной части Узбекистана не выглядит внушительно. Палатки с системами кондиционирования воздуха разбиты по квадратной сетке, а проходы между ними носят названия улиц Нью-Йорка: Пятая авеню, Лонг-Айлендская автострада, Уолл-стрит. Здесь живут и несут службу около 1000 американских военнослужащих, обрабатывающих тонны грузов, которые доставляются сюда для войны в Афганистане. Но эта база, которой присвоено обозначение "К-2", является мощным символом военного присутствия Соединенных Штатов в регионе, который когда-то был лучше известен как театр военных действий армий Александра Великого, Чингисхана и Тамерлана. Фактически, американские военнослужащие здесь являются первыми западными солдатами, которые действуют в этом регионе со времен Александра Великого, умершего в 329 году до нашей эры.

Лидеры среднеазиатских республик рассматривают американское военное присутствие здесь как наступление новой эры. Ислама Каримова, бескомпромиссного лидера Узбекистана, Соединенные Штаты долгие годы удерживали на расстоянии из-за его деспотичного стиля руководства. Сегодня он считает себя важным союзником США. После своего дружеского визита к президенту США Джорджу Бушу-младшему (George W. Bush) прошлой весной и подписания формального соглашения, в котором Соединенные Штаты взяли на себя обязательство реагировать "на любую внешнюю угрозу" Узбекистану, г-н Каримов заявил в одном из интервью, что его страна "имеет с Соединенными Штатами отношения стратегического партнерства".

"Логика ситуации, - сказал Абдулазиз Камилов, министр иностранных дел г-на Каримова, - заставляет сделать вывод, что Соединенные Штаты пришли сюда с серьезными намерениями и надолго". Целью, которая привела Соединенные Штаты в Среднюю Азию, была охота за Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden), его сторонниками и покровителями. Когда официальные лица США объявили войну бен Ладену, им потребовались стратегические возможности вблизи его главной базы в Афганистане. Официальные лица Узбекистана дали им понять, что готовы помочь, и 28 сентября прошлого года подтвердили заместителю государственного секретаря США Джону Болтону (John R. Bolton), что на их территории может быть создана американская военная база. "К-2" расположена всего в 80 милях (1 сухопутная миля = 1, 609 км) от границы с Афганистаном.

Вот так Соединенные Штаты оказались на этой экзотической и беспокойной земле. В последовавшие за 11 сентября недели четыре из пяти правительств этого региона предложили свои военные объекты Соединенным Штатам. Все пять стран приветствовали развертывание вооруженных сил США на своей территории. Никто из них не оставил без внимания следующий парадокс: на 11-м году своей независимости бывшие республики Советского Союза стали военными партнерами Соединенных Штатов. "Мир изменился", - сказал в интервью министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев.

Заключив эти соглашения, Соединенные Штаты взяли на себя новые обязательства и приобрели новых союзников в Средней Азии на многие годы. А как насчет последствий? За пять недель, что я провел в этом регионе в качестве репортера, а также в ходе интервью с политиками в Вашингтоне мне стало ясно, что обязательства США, хотя они достаточно реальны и потенциально дорогостоящи, остаются туманными. Для понимания всех их последствий потребуются годы.

Государственный департамент США называет свою политику в Средней Азии после 11 сентября "расширенным взаимодействием". В начале нынешнего лета в своем выступлении в конгрессе США заместитель помощника государственного секретаря США Б. Линн Паско (B. Lynn Pascoe) разъяснил цели Соединенных Штатов в Средней Азии в следующих словах: подталкивать среднеазиатские страны к свободным рынкам и демократической политике, чтобы попытаться укрепить их возможности по борьбе с исламским экстремизмом и нестабильностью. Без политических и экономических реформ, сказал г-н Паско, "они не сумеют выжить как современные государства".

Сегодня все пять среднеазиатских стран отягощены коррумпированной и авторитарной политикой и серьезными социальными и экономическими проблемами. По мнению многих ученых и специалистов, ситуация в этом регионе фактически ухудшается. Кэтлин Коллинс (Kathleen Collins), профессор Нотрдамского университета в городе Саут-Бенд, штат Индиана, США, недавно написала, что эти пять стран "не идут по пути демократии, но следуют политической и экономической траекторией, которую можно назвать только резко негативной". Ей вторят многие из среднеазиатов. "У нас наблюдается процесс децивилизации", - сказал Мурат Ауэзов, казахский интеллектуал, который был послом своей страны в Китае в начале 1990-х годов.

По словам одного официального представителя администрации Буша-младшего, никто из лидеров этого региона не допускает независимой политики или проведения честных выборов, и в результате во всех этих странах отмечается нехватка законности. Все они - "люди, оказавшиеся на своих местах" в качестве лидеров своих республик, когда произошел распад Советского Союза, сказал этот официальный представитель. Все они пользуются высококонцентрированной личной властью в нарождающихся системах управления, где государственные и общественные институты варьируют от слабых до совершенно неэффективных. Помощник государственного секретаря США по правам человека Лорн Крейнер (Lorne W. Craner) недавно свидетельствовал перед конгрессом США, что ситуация с правами человека в пяти среднеазиатских странах является "очень плохой", "плохой" или "исключительно плохой".

Однако эти новые союзники могут требоваться Соединенным Штатам многие годы, потому что от них будут зависеть усилия по стабилизации Афганистана. Генерал Томми Фрэнкс (Tommy R. Franks), командующий Центрального командования вооруженных сил США (U.S. Central Command), в зону ответственности которого входит Афганистан, в этом месяце подтвердил, что американские солдаты останутся в Афганистане "на долгое, долгое время". Описывая ситуацию в Афганистане, г-н Фрэнкс сравнил ее с ситуацией в Южной Корее, где американские вооруженные силы базируются на протяжении вот уже более полувека.

Подобно Афганистану, все пять среднеазиатских стран - Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан - нуждаются в серьезных мерах "по строительству нации". Во время своей компании за избрание в президенты в 2000 году Джордж Буш-младший заявлял, что "строительство нации" не должно являться делом Соединенных Штатов, но с прошлой осени оно им стало. В этом году помощь Соединенных Штатов странам этого региона увеличилась на 200 млн. долл., достигнув в совокупности 442 млн. долл. Американцы помогают среднеазиатам учиться жить и работать в условиях рыночной экономики, преподают им английский язык, готовят и развертывают современные вооруженные силы, развивают независимые средства массовой информации (СМИ) и создают общественные объединения, чтобы сформировать гражданское общество. Агентство США по международному развитию держит двух "специалистов по демократии" для этого региона в казахской столице Алма-Ата плюс по одному специалисту в Узбекистане и Киргизстане.

Как для лидеров Средней Азии, так и для их американских партнеров региональная стабильность является главенствующей целью. Но они по-разному определяют этот термин. Среднеазиатские президенты указывают на необходимость стабильности для оправдания своих нападок на внутренних оппонентов. Американские дипломаты доказывают, что, напротив, стабильность будет зависеть от терпимости к оппонентам и создания им возможностей для конкурентной борьбы за власть. Простые люди в этих странах с вожделением говорят о стабильности, сопровождаемой экономической безопасностью и ощущением упорядоченности своего будущего. Сильные державы мира, имеющие интересы в этом регионе, все видят стабильность как антидот тем тенденциям, которые их тревожат - исламскому экстремизму, вооруженной оппозиции правящим режимам, грязной борьбе за власть и богатство.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ