Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Российский бизнес воскресит «крымскую жемчужину»

10.03.06, Росбалт

Илья Карлинский

«Крымская жемчужина» умирает. Превосходный в прошлом курорт, богатая земля, теплый и гостеприимный край давно превратился в территорию политических интриг и провокаций. Крым стал игрушкой в руках нечистоплотных политиков и пиарщиков, которые бессовестно его грабят, уничтожая одно из самых дорогих наследий Советского Союза. Для России Крым всегда будет близок настолько, насколько он чужд для Украины. Как спасти его от дальнейшего разорения и политического хаоса? Как вернуть автономии ее былое благополучие и защитить крымчан от гнета «оранжевой власти»? Что может сделать для этого российская сторона?

На эти и другие вопросы в интервью «Росбалту» отвечает автор и ведущий программы «Судите сами» (Первый канал), руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко:

- Максим Леонардович, какова, на Ваш взгляд, должна быть стратегия России по отношению к Крыму?

- Для России Крым, с одной стороны — это часть широкого спектра российско-украинских отношений, а с другой — особая стратегическая линия, ограниченная рамками именно российско-крымских отношений. Для РФ Крым всегда был, есть и будет зоной особых жизненных интересов. И поэтому Россия не может позволить себе иметь в Крыму хаос, дестабилизацию, враждебно настроенное по отношению к себе население или правительство. Это правильно, это разумно, в этом нет ничего шовинистического, империалистического и ничего великодержавного. Подобный прецедент уже есть в международном праве: Алжир даже после того как подавляющее большинство франкоязычного населения его покинуло (что, я надеюсь, никогда не произойдет с русскоязычным населением Крыма), по-прежнему остается территорией жизненных интересов Франции. И Франция сегодня там самый главный игрок, которому конкуренцию составляет разве что США.

Что мы хотим от Крыма? Здесь зона позитивной стратегии гораздо менее ярко выражена. Нельзя строить политику только на развитии этнорелигиозных или этнокультурных составляющих. Мы не можем поддерживать тот или иной спектр населения, только потому, что он считает себя русским или православным. Россия — это многонациональное государство, а не государство русских. Поддерживая только одну национальность, Россия совершает большую ошибку, превращаясь из государства многонационального с глобальными претензиями, в государство однонациональное, с узкими и хорошо просчитываемыми амбициями. Поэтому в Крыму мы должны поддерживать и русских, и украинцев, и евреев, и татар, и караимов, и греков, и немцев, и других, кто считает Крым своей родиной. Ведь главная проблема Крыма — не этнорелигиозная. Проблема Крыма — в его геополитической чужеродности в составе «оранжевой» Украины. По структуре населения Крым намного больше подходит федеративной России, чем унитарной Украине. И крымские татары без проблем получили бы автономию в составе РФ в рамках Крыма. В составе Украины проблему крымских татар в принципе решить невозможно. В Украине строится унитарное государство, они говорят: мы - страна украинцев. И они натравливают татар на русских, а русских на татар, для того чтобы властвовать. И это заявляет государство, где живет минимум четыре огромных народа с ярко выраженной культурой — украинцы, русские, татары и венгры, не говоря уже о польском, еврейском населении и народностях Карпат.

А «оранжевая» власть, презирающая права восточной части страны, презирающая русский язык — язык подавляющего большинства населения, более того, унизительно запрещающая его, несет в себе угрозу для Крыма. И пока эта власть существует, Крым, как единая целостность, не может ощущать себя в безопасности, а ситуация нестабильности вокруг автономии будет поддерживаться и развиваться. И Россия обязана защищать зону своих жизненных интересов от хаоса и скатывания в гражданскую войну. Инициаторами нестабильности в данном случае выступают правители Киева. При том не только «оранжевая власть», но и последовательно — Кравчук, Кучма, Ющенко.

- Какие меры может принять Россия, чтобы поддержать Крым?

- России крайне важно усиливать экономическую стабильность в Крыму, а также в восточной части Украины за счет усиления позиций российского бизнеса и привлечения местных экономических элит не мифами о православной и русской общности, которых нет и в самой России, а создавая экономическую систему развития региона. России есть, во что вкладывать в Крыму. Это и газовые месторождения, и развитие здравниц, курортов, и агропромышленный комплекс, которые находятся в бедственном состоянии.

Правда, пока в этом вопросе нет ясности. Каковы условия работы, партнерства? Непонятна ситуация, в которой это партнерство может быть стабильно, что очень важно для бизнеса. Ведь серьезные инвестиции в Крым должны исчисляться не миллионами, а миллиардами долларов. Речь идет не только о курортах, но и об оросительных каналах, которые, безусловно, имеют стратегическое значение для полуострова. Неизвестно, финансирует ли нынешнее руководство Украины их функционирование. Если Россия будет вкладываться в Крым, то этот вопрос должен находиться в компетенции потенциальных инвесторов. Потому что без вопроса о воде, который является политическим, все остальные инвестиции в Крыму попадают под угрозу. Как известно, до проведения этих каналов в 30-е годы центральная часть Крыма была засушливой полупустыней.

- Как российский бизнес сможет укрепиться в Крыму с учетом непростых отношений России и Украины?

- Здесь нужна четкая консолидированная система на государственном уровне. К сожалению, сегодня внешняя политика России на постсоветском пространстве определяется интересами кучки политтехнологов, а не реальными интересами группы серьезных игроков, таких как РАО «ЕЭС», «Газпром», РЖД, «Аэрофлот». Пока политика РФ в этой области будет строиться на разыгрывании национальной карты, не стоит ожидать ничего хорошего. Политика — это то «мясо», которое нанизывается на «кости» практического, экономического интереса. И она должна объединять интересы крупного бизнеса. Тогда не возникнет вопросов, почему мы поступаем так, а не иначе. Будет ясно, что задеты интересы «Газпрома» в том или ином регионе, задеты интересы РЖД, «Аэрофлота». И эта политика должна исходить от руководства страны, от администрации президента РФ.

А когда политтехнологическое хулиганье провоцирует гражданскую войну в том или ином регионе, надо спросить, а выгодно ли это нашим компаниям, нашему государству? Кто от этого выигрывает, кроме пиарщиков, которые сорвут очередной куш? Население точно проиграет. Ни одна гражданская война никогда не шла на пользу населению. Некоторые говорят, что выиграет Российское государство, «крепость-Россия». Только в том случае, если оно существует в каком-то абстрактном виртуальном пространстве. Тогда ему все равно. Хаос — это то, что надо. И будь что будет.

Но если государство твердо стоит на земле, и опирается на практические экономические интересы, на интересы реальных людей, тогда мы должны из них и исходить.

Зачем закупать сельхозпродукцию в Крыму, если овощи и фрукты уже тоннами завозят из Аргентины, Мексики, а еще есть Кубань и Ростов? Но можно представить и другую ситуацию: когда российский агропром, как богатейшая макрокорпорация, вкладывается в сельское хозяйство крымской автономии, и де-факто оно уже принадлежит российскому агропрому. Тогда понятен и интерес. Вот пример серьезного игрока.

У нас в стране нет корпорации, которая бы инвестировала в курорты. Это уже вопросы устройства бизнеса, но если бы такая компания появилась, она бы могла бы серьезно вкладываться в крымские курорты.

Есть интересы у «Газпрома», РЖД. Крым не является транзитом, но осуществляется много перевозок, особенно в курортный сезон. Такая же ситуация и с «Аэрофлотом». Пока нет единой политики, но явные игроки, способные четко обозначить экономические интересы России Крыму, есть.

Возрождение крымской экономики напрямую зависит от того, насколько будет активен российский бизнес в регионе, и удастся ли ему правильно выстроить партнерские отношения с экономическими элитами автономии. Для России пришло время сделать выбор не в пользу технологических шоу на постсоветском пространстве, с поиском врагов и громким поглощением бюджетов за счет виртуальной борьбы с этими врагами, а в пользу конструктивного освоения постсоветского пространства, поиска партнеров, вложения средств, налаживания сотрудничества.

- Каковы условия стабилизации политической обстановки в Крыму?

- Они зависит исключительно от экономики. Только реальные инвестиции будут фактором стабилизации. Все остальное, что там делается, приведет к хаосу. Все эти митинги и демонстрации крымских, украинских общин — это тупик, в который загоняют людей. Чего они хотят добиться? Военной победы, когда несколько миллионов русских победят 450 тысяч татар? Но это абсурд. Благо Крыма — в консолидации политических и экономических элит. И российский бизнес должен содействовать приходу к власти таких политиков, а не популистских сил, спекулирующих на якобы существующей русско-украинско-татарской розни, разыгрывающих национальную карту, являющихся при этом, по сути, политическими банкротами. Надо ставить на тех, кто создаст широкую коалицию из представителей бизнеса, политических сил, общин Крыма. Это политики, способные объединить русских, татар, украинцев, немцев, греков на основе общих интересов экономического развития.

Не может быть общим решение крымско-татарской проблемы. Как они ее решат? Перебьют всех татар? Или русских? Вот Затулин говорил недавно, что миллионы русских сразу побегут в Россию, и тут готовы их принять. Якобы греко-католики высаживаются в Крыму... Странно, когда такое говорит депутат Государственной думы и глава такого крупного института, коим является Институт изучения проблем СНГ. Кто побежит? Куда? Сложилось впечатление, что это сказал человек, который видел Крым только из окна дорогого пятизвездочного отеля в Ялте.

В Крыму очень развиты внутренние экономические связи, крайне актуальна проблема земли, которая связана с проблемой воды. Есть люди, политики, которые пытаются строить отношения на совершенно иных принципах: на основе общих интересах экономического развития. Для Крыма подошла бы фраза из декларации независимости США — человек создан для счастья и свободы. В Крыму есть силы, способные реализовать такую модель. Люди прекращают ссориться, когда у них появляется общий проект, приносящий прибыль. А проект превращения Крыма в зеленый сад, в прибыльный курорт, объединил бы всех. И люди бы перестали бы подсчитывать, кто из них больше крымчанин: русский, татарин, грек или украинец.

- Бывший премьер автономии, а ныне депутат Верховной Рады Автономной Республики Крым Сергей Куницын может претендовать на роль политика, способного консолидировать элиты и выстраивать отношения с российским бизнесом?

- Безусловно. Он единственный политик в Крыму, который ведет переговоры с татарами, не считая их врагами. Он воин-афганец. У людей, прошедших такую тяжелую войну, особый подход к жизни, к людям, отношениям. У Куницына очень хорошие отношения и с татарами, русскими и украинцами, потому что везде есть «афганцы». Эта сеть ветеранов войны очень сильна — мы ее недооцениваем.

Куницын доказал, что он способен на гибкий маневр с очень широким размахом. У него прекрасные отношения с Александром Ткачевым, губернатором Краснодарского края. Он русский. И он крымчанин и защищает интересы Крыма. Куницын — это тот человек, который способен консолидировать экономические и политические элиты Крыма. Конечно, не тех, кто стоит на популистских позициях, а тех, кто готов работать и создавать благоприятный инвестиционный климат для поднятия Крыма, решения его экономических и политических проблем.

- Каким Вы видите будущее Крыма?

- Будущее Крыма — это люди, которых символизируют такие политики, как Куницын. Это сильные люди, у которых есть связи во всех общинах. Это те политики, которые смогут создать экономическую стабильность в Крыму. Если Россия хочет видеть Крым сильным и стабильным регионом, где будут широко представлены и надежно защищены интересы российского бизнеса, надо делать ставку на таких людей. Политиков, готовых создающих программу перспективного развития.

- Есть ли у таких политиков шансы на успех?

- Есть, и очень большой. Их задача — не допустить доминирования в Крыму провокаторов и политтехнологов, разжигающих межнациональную рознь. Как им этого добиться? Формированием и озвучиванием реальной политики. Не толпы людей на митинги должны бегать. Нужно собирать консорциумы людей, которым есть что терять. Это, прежде всего, бизнесмены из разных слоев общества. В Крыму нет макрокомпаний, но есть развитый средний бизнес, представленный всеми национальностями Крыма. И широкая коалиция бизнесменов, твердо стоящих на земле, а также конструктивных политиков, — это та могучая сила, которая может переломить любые популистские устремления.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ