Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Алиев угрожает Нагорному Карабаху вооруженным вторжением

03.03.2006. KM.Ru

Василий Ваньков

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о том, что «неконструктивная позиция Армении на переговорах по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта» вынуждает Азербайджан осуществить ревизию своей стратегии. Как сообщает «Интерфакс», он недвусмысленно намекнул на возможность применения силы для окончательного разрешения этого вопроса: «Мы должны быть готовы и к любым иным вариантам, для чего усиливается армейское строительство, увеличиваются военные расходы»,- сказал он. Ответ армянской стороны не заставил себя долго ждать. Сегодня президент Армении Роберт Кочарян заявил о том, что в этом случае Армения де-юре признает независимость Нагорно-Карабахской Республики. В качестве дополнительных мер по стабилизации обстановки в регионе он упомянул о создании договорно-правовой базы, которая позволит ей «обеспечивать безопасность народа Нагорного Карабаха». В этих целях планируется начать «комплексное укрепление» территорий вокруг республики, составляющих «пояс безопасности».

Угрозу применения Азербайджаном военной силы для решения проблемы Нагорного Карабаха и реакцию на нее со стороны руководства Армении в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров.

- С чем вы связываете последнее обострение армяно-азербайджанского конфликта? Обмен резкими выпадами высшего руководства двух стран -  это шаг назад в переговорном процессе?

- Я бы не сказал, что мы являемся свидетелями такого шага. Просто потому, что в последние годы какого-либо продвижения вперед тоже не было. Из всех достигнутых соглашений, имевших действительно большое значение для переговорного процесса, было соглашение о достижении перемирия, подписанное еще в 1994 году. Однако в тех обстоятельствах, когда на театре военных действий явную победу одерживала армия Нагорного Карабаха, для Азербайджана это соглашение имело вынужденный характер. Он пошел на перемирие исключительно под давлением этих обстоятельств. С тех пор идут бесплодные переговоры об определении статуса НК и об урегулировании этого конфликта в целом. Бесплодные в первую очередь потому, что позиции сторон прямо противоположны. Нагорный Карабах не хочет признавать никакого другого решения, кроме предоставления ему полной независимости от Азербайджана. А последний, в свою очередь, настаивает на том, что НК в любом случае должен оставаться его составной частью. А поскольку позиция сторон абсолютно противоположная, то никакого иного способа решения этой проблемы, кроме военного, быть и не может. В последнее время Азербайджан пытается принудить Карабах к уступкам путем угрозы применения военной силы. Это объясняется тем, что в самом Азербайджане очень сильны реваншистские настроения и руководство этой страны вынуждено им подыгрывать. С другой стороны, за прошедшие 12 лет НК значительно укрепил свою государственность, нормализовал экономическую ситуацию, расширил международные связи. Таким образом, требование о предоставлении ему независимости имеет под собой, безусловно, серьезные основания. К тому же в самое последнее время появился т.н. «косовский прецедент», когда этот край в составе Сербии и Черногории близок  к тому, чтобы получить независимость и полное признание со стороны международного сообщества. Безусловно, это решение является положительным прецедентом для жителей НК. Теперь они вправе требовать аналогичного решения и в своем случае. Наконец, в последнее время становится все более очевидным изменение настроений на Западе. Его дипломатические сотрудники уже не отрицают возможность предоставления НК независимости. Чем больше проходит времени, тем больше Запад привыкает к тому, что Карабах уже де-факто является независимым государством. Так что время сейчас на стороне НК. И это заставляет руководство Азербайджана нервничать, делать решительные шаги и обострять ситуацию. Выход для него только один - признать существующие реалии. Потому что войну Азербайджана против НК никто не поддержит - ни Россия, ни Запад. В случае начала военных действий, Азербайджан окажется в политической изоляции. В то же время победить НК в открытом противостоянии без внешней поддержки он не сможет. Турция прямую поддержку Азербайджану также не окажет, ведь она непосредственно с НК не граничит и может атаковать только Армению. А это государство, в свою очередь, имеет союзнические отношения с нами, и Россия, безусловно, выступит на ее стороне. Потому что мы не можем допустить изменения баланса сил в регионе.  Это стало ясно еще в начале 90-х, когда Турция хотела вмешаться в конфликт и немедленно последовало заявление Шапошникова (тогда командующего Объединенными вооруженными силами СНГ) о том, что Россия в этом случае может применить ядерное оружие. И Турция, естественно, решила не вмешиваться. К сожалению, в Армении есть силы прозападной ориентации, которые не ценят этот жест российской    стороны, утверждая, что турки и так не напали бы. Надо им постоянно напоминать, что если бы не Россия, то мог бы повториться сценарий 1919 года, когда турецкие войска громили армянскую армию на ее территории.

- Можно ли считать, что в числе основных причин обострения ситуации - косовский прецедент и недавний срыв переговоров на высшем уровне в Рамбуйе?

- Совершенно верно. Есть и еще один момент. Запад ведь долгое время «водил Азербайджан за нос». От Азербайджана ему были нужны нефтяные контракты, обещание рассмотреть возможность размещения войск НАТО на своей территории. А Запад  взамен обещал помочь разрешить проблему НК. А теперь, когда руководству Азербайджана стало ясно, что никакого прогресса нет и Запад никак ему не помогает навязать Карабаху свои условия, оно решило форсировать ситуацию, действуя самостоятельно. Это недовольство и нашло отражение в заявлении Алиева. А что ему еще говорить?! А закономерным ответом армян стало заявление о признании де-юре независимости НК. Как только Косово получит независимость, я думаю, руководство Армении сразу же признает НК суверенным государством. На это уже намекали армянские лидеры, когда говорили об «универсальном характере» косовского прецедента. Об этом говорил и наш президент. Хотя я полагаю, что Россия займет в этом вопросе взвешенную позицию и сначала дождется признания НК со стороны мирового сообщества (или хотя бы нескольких стран), а затем уже присоединится сама. Это было бы здравое решение - оно позволило бы нам добиться своего (признание независимости НК) при сохранении нормальных отношений с Азербайджаном.

- Каким образом западные страны могут интерпретировать «косовский прецедент»?

- По этому поводу не существует единой точки зрения. Следует иметь в виду вот что: армянская диаспора очень влиятельна во многих странах (в той же Франции) и она сейчас активно лоббируют интересы своих соотечественников. В любом случае «косовский прецедент» даст ей очень сильные аргументы в пользу признания независимости НК. Поэтому в долгосрочной исторической перспективе это решение, на мой взгляд, неизбежно.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ