Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Евгений Кушнарев: Возможность, которую нельзя упустить

30.03.2006. Портал Партии Регионов

Выборы, состоявшиеся в воскресенье 26 марта, стали глубинной проверкой приверженности всех их участников демократическим ценностям. Среди этих ценностей наиглавнейшим, по моему убеждению, является безусловное уважение прав и свобод личности.

Центральное действующее лицо выборов – избиратель – вновь проявил свою гражданскую позицию. И то, что на участки для голосования пришло избирателей на десять процентов меньше, чем в 2004 году, свидетельствует лишь об одном: закон о выборах, который создает непреодолимые препятствия для людей с ограниченными физическими возможностями в реализации их права свободно избирать свою власть, должен быть незамедлительно изменен.

Впервые в Украине выборы осуществлялись по пропорциональной системе. Тем самым неизмеримо возросла роль политических партий в формировании институтов государственной и местной власти. Их участие в организации управления общественными процессами становится более прозрачным и контролируемым. Одновременно растет и ответственность представленных во власти партий перед обществом за исполнение взятых на себя предвыборных обязательств. Гражданам Украины прежде всего необходимы социальный мир и стабильное развитие экономики. Любые действия парламентских партий в этом направлении, я уверен, общество поддержит, те же, что разжигают взаимную неприязнь и вражду – отвергнет.

Нелегкие испытания выпали на долю избирательных комиссий. По общему мнению и участников выборов, и наблюдателей – голосование на участках не сопровождалось сколько-нибудь системными фальсификациями. Продолжается процесс подсчета голосов, особенно трудоемкий в условиях совмещения во времени парламентских и местных выборов. От его качества, гражданской ответственности членов избиркомов всех уровней и, вместе с тем, от невмешательства в его ход политических сил и властей зависит, будут ли официальные результаты выборов соответствовать реальному волеизъявлению украинского народа.

Нельзя не отметить, что значительная часть проблем, возникших в ходе выборов, была порождена действиями (а также и бездействием) власти – законодательной, исполнительной, судебной. О качестве избирательных законов сказано уже немало. Но нельзя не обратить внимания и на реализацию этих законов в той части, которая касается органов исполнительной власти. Списки избирателей, к составлению, уточнению и контролю качества которых причастны местные органы власти, а также структуры министерства внутренних дел, очевидно, формировались несвоевременно, с огромным числом грубых ошибок, что и привело, в свою очередь, к лишению значительной части граждан возможности проголосовать. Осталась задекларированной, но не реализованной задача создания единого государственного реестра избирателей.

Необходимо подчеркнуть, что проблемы с созданием и обеспечением дееспособности избирательных комиссий, прежде всего участковых, связаны не только с произвольным и необоснованным изменением их числа перед этими выборами (уменьшением в восточных регионах Украины и увеличением в западных), недостаточным их финансированием и не соответствующими общественной значимости их работы условиями труда. Противозаконную публичную кампанию запугивания членов избирательных комиссий ожидающими их репрессиями в будущем, со ссылкой на количество уголовных дел, возбужденных по итогам президентских выборов, развернул лично министр внутренних дел Луценко. Этой «просветительской» деятельности руководителя одного из ключевых правоохранительных ведомств новый состав парламента обязан дать должную оценку.

Выборы состоялись. Но чтобы в обществе возникла и укрепилась уверенность в том, что тезис «не важно, как голосуют, важно, как подсчитывают голоса» безвозвратно канул в прошлое, свое веское слово должна сказать Центральная избирательная комиссия. Именно она, на основе скрупулезного сравнения электронной информации о состоявшемся голосовании по выборам в Верховную Раду с оригиналами протоколов избирательных комиссий, должна вынести свой окончательный вердикт и определить, сколько же партий и с какими результатами реально преодолели трехпроцентный порог. Только в этом случае радость победы одних и горечь поражения других будут не поводом к нескончаемым взаимным обвинениям и судебным разбирательствам, а общей мотивацией к дальнейшему укреплению демократии в Украине.

Выборы состоялись. Первый и главный вывод, который следует из непосредственного наблюдения за ними, следующий: от политической арифметики – ревностного сопоставления депутатских мандатов, раскладывания пасьянсов возможных (и невозможных) парламентских коалиций, вычисления коэффициентов распределения властных кресел – пора переходить к политической алгебре, сутью которой является совместный поиск ключевых государственных решений в интересах всего украинского народа. В результате выборов, как бы ни относились мы к их количественным результатам, возникает принципиальная возможность преодоления раскола в обществе. Если все политические элиты осознают, наконец, что Верховная Рада Украины, местные советы – инструмент коллективной мысли и коллективного действия. И что чьи бы то ни было претензии на исключительные права и полномочия в этих представительных органах говорят лишь об одном – о неуемном стремлении к властикак таковой.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ