Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Почему русские продолжают уезжать из Казахстана

20.03.2006., АПН-Казахстан

Елена Тарасова

Масштабы казахстанско-российской миграции сокращаются. Ее абсолютные показатели приближаются к состоянию последнего десятилетия существования СССР. Статистика демонстрирует заметное уменьшение выезда в Россию после принятия федеральных законов "О гражданстве Российской Федерации" и "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в 2002 г.

Таблица 1. Миграционный обмен Республики Казахстан с Российской Федерацией в 1999-2004 гг., чел.

Годы      ПрибылоВыбылоСальдо

1999       26719     108115   -81396

2000       23941     108724   -84783

2001       23497     94917     -71420

2002       21758     80052     -58294

2003       21565     45451     -23886

2004       18565     44215     -25650

Снижение объемов миграции может быть показателем того, что возможности для свободного передвижения сокращаются. В глобализирующемся мире рост миграционной подвижности населения той или иной страны является признаком поступательного развития. Если рассматривать миграционный оборот как показатель высокого уровня интегрированности и экономического сотрудничества, то его снижение свидетельствует о дальнейшей диверсификации социально-экономического развития Казахстана и России.

На фоне сокращения показателей выбытия из Республики Казахстан в целом растет выбытие из приграничных областей. К примеру, если в 2001 г. удельный вес выбывающих в Россию из Восточного Казахстана составлял 9,6% от общеказахстанского уровня, то в 2004 г. он составил уже 16,8%. Помимо Восточно-Казахстанской области, по числу эмигрантов держат первенство Кустанайская, Павлодарская области, за ними следуют два региона Центрального Казахстана — Акмолинская и Карагандинская области. Этническая структура миграционных потоков была достаточно устойчивой в течение последних лет: из года в год русские составляют 60-70% эмигрантов из Казахстана в Россию.

Извечный стимул миграции — желание улучшить условия своего существования (социальные, этнокультурные, климатические). Факторы миграции конъюнктурны, так как миграция является пространственным выражением массового реагирования населения на изменившуюся ситуацию. Это не первичный, а рефлекторный процесс.

Говоря о факторах казахстанско-российской миграции, следует помнить, что Казахстан очень неоднороден в региональном отношении. Те выталкивающие факторы, которые были наиболее актуальны для юга республики в начале 1990-х гг., "переместились" на север во второй половине 1990-х. Кроме того, в течение постсоветского периода изменилась иерархия мотивов выезда: к началу 2000-х гг. на первое место вышли экономические мотивы миграции.

Отток населения из Казахстана стал доминировать над притоком еще в конце 60-х годов. Известный российский исследователь Ж.А. Зайончковская считает, что важнейшие причины современной миграционной ситуации в постсоветской Центральной Азии имеют глубокие исторические корни. По ее мнению, накапливавшийся с 1930-1950-х гг. потенциал возвратной миграции русскоязычного населения из этого региона начал реализовываться еще во второй половине 1970-х гг., а события последнего десятилетия лишь ускорили этот процесс. Казахстанские исследователи М.Х. Асылбеков и В.В. Козина относят начало существенного миграционного оттока из Казахстана к середине 1970-х гг., определяя его причины как нарастание урбанизации, вызванной избытком рабочей силы на селе, что, в свою очередь, привело к ее избытку в городах.

Оценивая причины эмиграции русских из Казахстана, следует принять во внимание то обстоятельство, что русские казахстанцы никогда не представляли собой некую сплоченную массу, единую в своих установках. При характеристике этой этнической группы необходимо учитывать региональные, социальные и возрастные различия, которые приобретают все большую значимость в качестве детерминант политического и миграционного поведения. Из дифференциации жизненных стратегий проистекают и различные миграционные стратегии.

Вопрос о причинах и мотивах эмиграции русских Казахстана в Россию остается до настоящего времени одним из самых дискуссионных. Спектр мнений по данному вопросу представлен самими разнообразными, часто полярными, позициями. Чаще всего в качестве причин отъезда русских из Казахстана в 90-е гг. назывались следующие явления: быстрый демографический рост казахского населения, миграция избыточного сельского населения в города, усиление межэтнической конкуренции на рынках труда, "коренизация" кадров госаппарата и ведущих отраслей экономики, стимулирование миграции казахов из других стран и расселение их на "русских территориях".

Эмиграцию стимулировали ограничения прав и свобод граждан: в частности, именно так был воспринят закон Республики Казахстан от 11.07.1997 "О языках в Республике Казахстан", значительно сузивший сферу применения русского языка. Незнание русскими государственного языка с этого времени стало выталкивающим фактором. В целом можно отметит невысокий уровень адаптационной готовности старших возрастных групп русского населения, проявляющийся в нежелании знакомиться с другими языками и культурами.

По-прежнему весьма болезненно воспринимаются населением переименования разного рода (улиц, городов, областей, которые традиционно носили "русские" названия), что тоже рассматривается как ущемление прав и интересов русского населения.

Большую роль в формировании миграционных установок русской интеллигенции Казахстана сыграло переписывание истории в сторону исключительно негативных оценок прошлого, связанного с пребыванием в рамках Российской империи и СССР. Это предопределяет заданность установок в отношении всех нетитульных этносов Казахстана: в лучшем случае они предстают как жертвы тоталитарного режима, прибывшие в Казахстан не по своей воле, в худшем — как "этносы-захватчики". И та, и другая модель подталкивает русских (равно как и представителей других этнических групп) к отъезду на "историческую родину".

В этом отношении очень показательна книга Акселеу Сейдимбека "Мир казахов. Этнокультурологическое переосмысление"(1). Автор делает вывод, что "…Российская империя виновна в уничтожении в ХХ веке 20 миллионов казахов. Вакуум, образовавшийся в казахской степи после "ударных темпов", заполняли славяне. В результате получилось так, что в своей собственной стране казахи остались в меньшинстве". Необходимость ухода славян из Казахстана А. Сейдимбек обосновывает следующим образом: "Насильственное смешение одного коренного этноса с другим порождает множество разногласий и неурядиц… каждый этнос должен вернуться на свои исконные земли, где жили его предки. Этот вариант мог бы стать наиболее оптимальным для выхода из тупиковой ситуации и для коренного этноса, и для пришельцев…"

Миграция и в самом деле изменила Казахстан — систему расселения, этнокультурный облик. Казахстан тоже менял мигрантов — они приобретали новые привычки и ценности, становясь "другими русскими". Те, кто является казахстанцем не в первом поколении, зачастую обладают сильным чувством казахстанского патриотизма.

Особо следует отметить усиление разрыва всех видов связей Казахстана с Россией как причину миграции. Современную политику Российской Федерации "дети империи" трактуют как отказ России от обязательств по отношению к русскоязычным за пределами российских границ, "добровольный уход" России из Центральной Азии. Диверсификация внешней политики и экономики, разрыв единого информационного и образовательного пространства привели к интенсификации миграционных процессов, втягиванию в них значительных масс населения. Нежелание оставаться в изоляции от России сегодня занимает ведущее место среди причин миграции из Казахстана.

По существу, миграция воспроизводит сама себя. Отток представителей определенной этнической группы приводит к снижению степени этнической концентрации, возрастанию чувства незащищенности у оставшихся, что, в свою очередь, подталкивает и их к миграции.

Сегодня стало модно писать о возвратной миграции в Казахстан, прежде всего, о возвращении русских, ранее выезжавших на постоянное место жительства в Россию. На каком основании всех русских, приезжающих в Казахстан, объявляют возвратными мигрантами? К сожалению, статистика фиксирует лишь сам факт приезда. Выделение из числа иммигрантов доли "возвращенцев" возможно только при использовании методов качественной социологии.

Таблица 2. Миграционный обмен Республики Казахстан и Российской Федерации по национальностям (русские), чел.

Годы      ПрибылоВыбылоСальдо

1999       17690     76585     -58895

2000       15588     78642     -63054

2001       14460     69623     -55163

2002       13091     58866     -45775

2003       12884     32959     -20075

2004       10472     32705     -22233

Как свидетельствуют данные Агентства Республики Казахстан по статистике, абсолютные показатели прибытия русских неуклонно сокращаются. Происходит и снижение показателей выбытия, что прежде всего объясняется исчерпанием миграционного потенциала нетитульного населения Казахстана (этот процесс неоднократно описывал в своих трудах известный казахстанский демограф А.Н. Алексеенко(2)). Наблюдающееся сокращение объема эмиграции русскоязычного населения в Россию можно объяснить также адаптацией населения к новым социальным реалиям, стабилизацией экономической ситуации в республике. Вместе с тем, фактором, сдерживающим приток переселенцев из Казахстана, становится и российское законодательство.

В силу вышеперечисленных причин, решения о переезде принимаются все более взвешенно. Значительная часть потенциальных переселенцев реализует стратегию "отложенной миграции". Переезду часто предшествует многолетняя подготовка (он откладывается до тех пор, пока дети не закончат школу или вуз, пока родители не выйдут на пенсию и т.д.), осуществляется сбор информации о месте вселения, наличии рабочих мест и ценах на жилье.

Увы, мы разучились воспринимать миграцию как выражение частной жизненной стратегии, как неотъемлемое право каждого человека. Переезжая из страны в страну, мигрант не просто "голосует ногами" против того или иного политического режима. Он удовлетворяет свои экономические интересы и социокультурные потребности, торжествует над дезинтеграцией постсоветского пространства, разрывом дружеских и семейных связей, реализует свое право на поиск, право на выбор. И этот выбор он вправе делать не один раз в своей жизни.

Справка об авторе: Тарасова Елена Владимировна, к.и.н., Алтайский государственный университет (Барнаул)

Примечания:

1. А. Сейдимбек. Мир казахов. Этнокультурологическое переосмысление. Алматы: РАУАН, 2001.

2. А.Н. Алексеенко. Республика в зеркале переписей населения. // Социологические исследования. 2001, № 12. С. 58-62.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ