Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Беги, Лола, беги!

Легко ли быть беженцем в России?

19.04.2006., «Российская газета»

Наталья Лебедева

 Трудно ли получить статус беженца в России? Какими правами обладает беженец? Насколько российское законодательство соответствует международным миграционным нормам? На эти и другие вопросы пытаются ответить представители Федеральной миграционной службы, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в России и правозащитных организаций на проходящем сегодня в Суздале семинаре-совещании по проблемам беженцев.

Проблемы миграции актуально для всех стан мира, Россия - не исключение. Речь идет не только о трудовой или нелегальной миграции, но и о предоставлении политического убежища, статуса беженца, а также проявлении ксенофобии к мигрантам.

- С юридической точки зрения беженец - это человек, покинувший свою страну в силу обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства или своих политических убеждений, - напомнил собравшимся заместитель представителя Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ Деннис Блейр.

УВКБ ООН, по его словам, гуманитарная организация, которая пытается защитить беженцев и помочь им начать жить заново. С 1951 года они уже помогли более 19 миллионам человек и активно работают в 117 странах мира. Теперь они активно действуют и в России. Бюджет организации составляет около полутора миллиардов долларов. Россия тоже вносит свой вклад, ежегодно наша страна выделяет 2 миллиона долларов на реализации международных программ. А УВКБ ООН в прошлом году потратило 10 миллионов долларов на помощь беженцам и вынужденным переселенцам в России. А на 2006 год запланирована сумма в 15,6 миллиона.

Деннис Блейр подчеркнул, что усилия УВКБ ООН лишь дополняют усилия российского правительства. В последнее время УВКБ ООН развернуло активную деятельность на Северном Кавказе, оказывает материальную помощь и способствует социально-экономическому восстановлению региона. По их мнению, проблемы беженцев можно решить тремя путями: добровольная репатриация (при наличии безопасных условий), интеграция в странах, предоставивших убежище, или переселения в третьи страны. В связи с этим представители УВКБ ООН собираются предоставить комментарии к новому российскому закону о беженцах, который сейчас готовит Федеральная миграционная служба, чтобы он в большей степени соответствовал международным нормам.

- Уровень нетерпимости и ксенофобии продолжает повышаться в России, - выразил свою озабоченность Деннис Блейр. - Он только усиливается за счет популизма в политике и СМИ. Зачастую общественность начинает рассматривать терроризм, проблемы безопасности, временного убежища и миграции как оттенки одного цвета, - сказал он.

Начальник отдела Управления по вопросам гражданства Федеральной миграционной службы Владимир Ручейков напомнил, что Россия только в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев. И тогда был принят закон о предоставлении убежища, а в 1993 году - первая редакция закона о беженцах.

- Это было время, когда произошел распад СССР и возникла масса межнациональных конфликтов, - говорит он. - С 1993 по 1997 год в Россию ежегодно приезжали десятки и даже сотни переселенцев, в том числе и беженцы, и вынужденные переселенцы.

Новая редакция федерального закона о беженцах была принята в 1997 году. Она и действует до сих пор, хотя все понимают, что она устарела. Согласно этому закону Россия предоставляет убежище иностранным гражданам в виде собственно политического убежища, получение статуса беженца или временного убежища. Но иностранные граждане редко обращаются за получением политического убежища, чаще ходатайствуют о получении статуса беженца (граждане бывших союзных республик,- Ред.). Правда, по словам Владимира Ручейкова, эта процедура очень трудоемкая и может занимать от нескольких дней до 6 месяцев.

Ежегодно с ходатайством о получении статуса беженца обращается в среднем около 2000 иностранных граждан из 25-30 стран. Для такой большой страны, как Россия, это очень мало. Для сравнения Германия, Великобритания ежегодно получает от 60 до 100 тысяч обращений. Российские беженцы - чаще всего это граждане Афганистана и Узбекистана.

Как рассказал Ручейков, с 1997 по апрель 2006 года в миграционную службу с ходатайством обратились 23 тысячи 811 человек, 8639 из них получили статус беженца.

Несмотря на то что российское законодательство имеет определенные пробелы и недоработки, оно одно из самых либеральных.

- В России иностранному гражданину гораздо проще найти работу, легализоваться и даже, получив статус беженца, через год получить и российское гражданство, - рассказывает Владимир Ручейков. - А новые ужесточения, за которые любят критиковать, - лишь необходимость приведения российского законодательства в соответствии с общепринятыми нормами. Получить вид на жительство в западном государстве, не говоря уже о гражданстве, очень сложно.

По словам Владимира Ручейкова, существует еще одна проблема. Часто люди предпочитают не обращаться за получением официального статуса беженца, а предпочитают пользоваться другими, менее законными способами. Отчасти поэтому больше всего приезжих в крупных городах: там проще найти работу и жилье, но одновременно легче затеряться среди людей и вести нелегальное существование.

Владимир Ручейков также подчеркнул, что нельзя путать проблемы беженцев и наших соотечественников.

- Институт беженцев касается только иностранных граждан, а отношения с соотечественниками регулируются совсем другими законами, - пояснил он.

Сейчас Федеральная миграционная служба разрабатывает новую редакцию закона о беженцах, которая должна устранить имеющиеся пробелы и выполнить все взятые на себя международные обязательства.

- Данное законодательство не соответствует современной миграционной ситуации, - говорит Владимир Ручейков. - В западных странах законы о беженцах и мигрантах постоянно меняются и обновляются.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ