Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Нам надо подталкивать Грузию к выходу из СНГ…»

26.04.2006. МиК

В конце этой недели президент Грузии Михаил Саакашвили посетит Брюссель, где примет участие в работе форума «Трансатлантические исследования в глобальную эпоху». Зная внешнеполитические приоритеты грузинского лидера, можно предположить, что в ходе своего пребывания в бельгийской столице он посетит штаб-квартиру НАТО, чтобы обсудить с представителями альянса возможность вступления его страны в североатлантический блок. Не так давно Михаил Саакашвили назвал одним из главных приоритетов Грузии в 2006 году получение статуса страны-кандидата на членство в НАТО. «Если все будет так, как сейчас, если нас не вовлекут в какую-нибудь провокацию, то мы уже в конце года можем получить статус страны-кандидата на вступление в НАТО», — заявил он.

После недавнего предупреждения спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе: «Нам впору ставить вопрос о выходе из СНГ. Если прежде пребывание в Содружестве хоть как-то обосновывалось какими-то экономическими целесообразностями, то теперь, я вижу, этого нет и в помине - очень много желающих половить рыбу в мутной воде», активизация евроатлантических устремлений Тбилиси логична. Особенно на фоне винной войны, которую объявила Грузии Россия, которую, в свою очередь, Бурджанадзе обвинила в попытках восстановить при помощи СНГ прежнюю империю.

Правда, сам Михаил Саакашвили от прямых обвинений в адрес северного соседа воздерживается, заверяя Москву, что вступление Грузии в НАТО никак не должно влиять на отношения с Россией. «Мы интегрируемся в Европу вкупе с Россией, я всегда об этом говорил, — пояснил президент в одном из интервью „Эху Москвы“. — И Грузия никуда от России не уйдет, даже если она вступит в сто НАТО вместе взятых». Поэтому «Россия не должна ставить вопрос так: или с нами, или против нас?». «Мы с вами, и мы часть европейского пространства», — заверил Саакашвили. И уточил, что «членство в этой организации означает для нашей страны сохранность наших границ и современную демократическую систему безопасности страны».

И, наконец, членство Грузии в НАТО не приведет к размещению на ее территории военных баз альянса. «Подобные разговоры — просто спекуляция», — заявил Саакашвили. «Вступление в НАТО для Грузии — это вопрос политического выбора», так как «НАТО — это больше политический блок, чем военный». "И этот шаг, конечно, позволит Грузии более конструктивно подойти к разрешению конфликтов, но это совершенно не значит, что она должна решить конфликты за счет кого-то, за счет какой-то конфронтации", заверил он.

Говорить о сохранности нынешних границ Грузии, и ее стремлении разрешить конфликты без конфронтации, когда две непризнанные республики — Абхазия и Южная Осетия, стремятся всеми путями из нее выйти, чтобы присоединиться к России, проблематично.

Аналогичные устремления питает, как известно, и Приднестровье, которое не желает отпускать из своих объятий Молдова, одновременно, как и Грузия, воюющая с Россией на винных фронтах.

Чем разрешится политический спор Москвы со своими строптивыми соседями, и могут ли непризнанные республики рассчитывать на ее поддержку? Ответить на эти вопросы МиК попросил Михаила Александрова, заведующего отделом Закавказья Института стран СНГ:

- Я считаю, что действия России очень целесообразны, и давно надо было принимать такие санкции против Грузии и Молдавии. Особенно, в отношении Молдавии это стало актуальным после того, как они ввели блокаду Приднестровья. Пусть они сейчас сами почувствуют, что такое блокада.

Ну, а Грузия уже давно ведет недружественную политику по отношению к нам и, соответственно, надо было их наказать. Но, к сожалению, у нас очень осторожничают, все пытаются показать, что есть какие-то экономические причины для таких решений, а вовсе это не экономические санкции.

А надо было сделать наоборот — надо было прямо заявить, что Грузия проводит недружественную политику, и поэтому мы вводим относительно нее экономические санкции.

Кстати, Грузия, проводя такую линию на вмешательство во внутренние дела государств-членов СНГ — Белоруссии, например, когда Таргамадзе финансировал оппозицию и готовил там переворот, а Саакашвили делал политические заявления в поддержку оппозиции Белоруссии; а раньше он делал то же самое в отношении событий в Киргизии и на Украине — своим поведением явно противоречит нормам СНГ. Так почему же дипломатия не пользуется тем инструментарием, который нам дан документами СНГ?

А там черным по белому написано, что государство обязуется поддерживать дружеские отношения со своими соседями, не вмешиваться во внутренние дела, не вредить друг другу. Все это там написано.

И почему на заседаниях СНГ в таком ключе не поставить вопрос? И Грузия еще говорит, что она собирается выходить из СНГ. Так ее надо просто исключить из Содружества за такое поведение! И после этого наши позиции, я уверен, улучшатся. Потому как, что сегодня гарантирует территориальную целостность Грузии? Исключительно, решение глав государств СНГ. Потому что никаких двусторонних документов, которые бы гарантировали территориальную целостность Грузии, нет.

То есть, мы снимаем с себя все обязательства и в этой ситуации вполне можем признать независимость Абхазии и Южной Осетии. А пока нас сдерживает членство Грузии в СНГ. Поэтому, как они только выйдут оттуда, нам это будет выгодно. И наоборот, нам надо подталкивать Грузию. Пусть они выходят оттуда. Все равно они себя поставили уже вне СНГ. Они заявили, что ориентируются на евроатлантические структуры, собираются вступать в НАТО. А это, кстати, тоже противоречит принципам СНГ, согласно которым надо поддерживать дружественные отношения друг с другом.

И я вообще не представляю, как одно и то же государство может быть одновременно и членом СНГ, и членом НАТО? Это явный нонсенс. И естественно, если Грузия вступит в НАТО, то она выйдет из СНГ.

Они такой курс провозгласили, и это их выбор, а Белоруссия, например, или Казахстан такого курса не провозгласили. На Украине руководство об этом заявляет, но большинство населения против. Они даже боятся референдум по этому вопросу проводить. А в Грузии и политическая элита, и население — все этот курс поддерживают. Ну и пожалуйста, вступайте в НАТО, выходите из СНГ. Нам от этого будет только лучше.

- Сейчас многие говорят о прецеденте Косово в связи с тем, что непризнанные республики смогут им воспользоваться. А наше руководство и Госдума, на ваш взгляд, смогут этот процесс довести до конца, если все правовые коллизии будут соблюдены, в этих республиках пройдут референдумы и т.д.?

Если исходить из слов Владимира Владимировича Путина, то этот факт должен стать универсальным прецедентом, и такое понимание у нашего руководства есть. Но насколько они смогут это реализовать и противостоять давлению Запада — вот тут у меня стопроцентной уверенности нет. Как часто бывало, они заявляют, заявляют, а как только Запад начинает оказывать давление, сразу дают задний ход.

Взять хотя бы продажу ракет Ирану «Тор-М1» — мы обещали их продать, и сейчас уже неудобно говорить, что не будем продавать, но продажу явно затягивают. А весной уже должны были начать поставки. И говорят сейчас, ну вот, мы вам их когда-нибудь в будущем поставим, мы не отказываемся…, но по существу не продают.

И тут тоже может быть так, что на словах будут заявлять, что да, мы признаем эти республики, но не будут признавать на самом деле. То есть, стопроцентной гарантии нет. И если бы у нас была не прозападная элита, а пророссийская, то они несколько по-другому бы себя вели и, может быть, эти республики можно было уже давно признать. По крайней мере, Южную Осетию. То есть, даже не признать, а включить ее в состав России, так как достаточные юридические основания для этого есть, поскольку южные осетины присоединялись действительно как единый народ на основе подданства. А подданство не касается территории, а касается конкретного народа, конкретных людей, которые принимают подданство царя.

И естественно, они принимают подданство вместе с теми территориями, на которых проживают. А южные осетины тогда проживали на своей нынешней территории и поэтому, приняв подданство российского царя, они, естественно, вошли в состав Российской империи вместе со своими землями. То есть, юридические основания для того, чтобы присоединить Южную Осетию к России, сегодня есть.

И конечно, тут можно спорить и что-то доказывать, но трактовать это дело в своих интересах можно, как это всегда делают американцы. Если есть хоть маленькая зацепочка, чтобы они могли трактовать дело в свою пользу, то они это делают, будьте уверены. А у нас все оправдываются, ссылаются на какие-то абстрактные нормы , которые вообще никто не соблюдает.

- Многие наблюдатели заявляют о возможном намерении Грузии и Молдавии отозвать свои подписи под протоколом о согласии на вступление России в ВТО. Это будет как бы ответным шагом на винную войну. Что Вы по этому поводу думаете?

Что касается ВТО, то вопрос заключается в том, что сейчас многие вообще выступают против вступления в ВТО. У нас есть группа олигархов, связанная, например, с экспортом стали — они заинтересованы во вступлении в ВТО. Что же касается нефтяных и прочих олигархов, то им это не нужно, потому что нефть и так будут покупать. Газ и лес у нас тоже будут покупать без всякого ВТО, и цветные металлы тоже, а это основные предметы нашего экспорта.

И вступление в ВТО вовсе не гарантирует того, что наши высокотехнологичные товары и наши сельскохозяйственные товары получат доступ на рынки этих стран. Потому что в ВТО есть всякие барьеры нетарифного свойства — так называемые нетарифные барьеры. Есть экологические и медицинские стандарты, стандарты безопасности и т.д., то есть, можно напридумывать что угодно, чтобы товары не пускать.

Поэтому вступим мы в ВТО или не вступим, большой разницы не будет. И я считаю, что нам не надо особо форсировать это вступление. И, в конце концов, все сейчас зависит от американцев. Если американцы дадут согласие, то никакая Молдова и Грузия ничего не смогут сделать. Их просто проигнорируют. А если не дадут и проигнорируют наше стремление, то ладно, будем дальше торговаться. Вот китайцы же вели 10 лет переговоры, и мы будем 10 лет их вести.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ