Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Абхазия рассчитывает на «черногорский прецедент»

24.05.2006, KMnews

Василий Ваньков

Факты:

В воскресение в Черногории состоялся референдум, на котором гражданам предстояло ответить на вопрос, хотели бы они выхода из состава федеративного государства Сербии-Черногории. А уже в понедельник Государственная избирательная комиссия Черногории обнародовала официальные результаты, которые показали, что 55,4% избирателей проголосовали за выход из состава Сербии-Черногории и подтвердили победу на референдуме сторонников независимости. Явка избирателей составила 87%. Этот референдум стал финальной точкой в многоэтапном процессе распада Югославии.

Комментируя итоги референдума в Черногории, президент Абхазии Сергей Багапш заявил о том, что прошел референдум, и Черногория получает независимость. «Такой цивилизованный путь самоопределения можно только приветствовать. Теперь, когда процесс самоопределения народов продолжился, независимость должны получить и Абхазия, и Южная Осетия», - подчеркнул абхазский лидер. Однако он заметил, что «ни в коем случае не хочет увязывать движение к независимости Абхазии с ситуацией на Балканах. Абхазия этот вопрос поднимала намного раньше, чем Черногория или же Косово. Но прецедент есть, и международное сообщество должно это учитывать», - отметил Багапш.

Заявление абхазского лидера в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал директор Института стран СНГ Константин Затулин.

- Возможно ли применение «черногорского прецедента» к решению вопроса о признании независимости непризнанных республик на постсоветском пространстве?

- В конечном счете, это зависит лишь от решимости Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. А также от готовности некоторых государств (и в частности России) признать результаты такого референдума. Я думаю, что эти непризнанные республики имеют все основания для того, чтобы воспользоваться этим прецедентом. Это настолько трудно отрицать, что противники самоопределения Абхазии (если такие есть в России) будут всячески откладывать решение по этому вопросу, говоря о том, что Черногория - это еще не вполне прецедент и надо еще подождать окончательного предоставления независимости Косово и т.д. В первую очередь такие заявления будут делать политики, боящиеся обострения российско-грузинских отношений и поэтому вообще не рассматривающие даже возможность признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Как известно, такие люди в российском политическом истеблишменте есть. Хотя они сейчас затаились в связи с тем, что точка зрения президента достаточно очевидна. Но, уверяю вас, они никуда не делись. Поэтому сейчас борьба будет идти за то, чтобы воспользоваться благоприятным моментом. И проволочки в такого рода вопросах - главная угроза для принятия подобных решений. Она отложит решение этого вопроса в долгий ящик и, в конечном счете, сведет «на нет». Так что подобный референдум в Абхазии обязательно должен проводиться. Однако для того чтобы он имел достаточную легитимность, абхазские власти должны сделать жест в сторону грузинских беженцев. Под международным контролем хотя бы часть их должна быть допущена к участию в референдуме. Я уверен, что перестраховка в этом вопросе может привести к тому, что противники признания независимости Абхазии используют это обстоятельство, для того чтобы опротестовать результаты референдума. А вот если грузинские беженцы сами откажутся от участия, то это станет основанием считать, что они вообще отказываются от определения дальнейшей судьбы Абхазии. И, соответственно, нет необходимости учитывать их мнение. Конечно, участие грузинских беженцев имеет под собой определенный риск с точки зрения конечного результата референдума, зато его оборотной стороной станут определенные пропагандистские преимущества. Тем более что в конечном исходе такого референдума я абсолютно не сомневаюсь.

 - Следует ли России быть готовой к ожесточенному противодействию Запада тому,  чтобы считать косовский и черногорский прецеденты моделью, применимой для урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве?

 - Безусловно. Что касается президента России, то он задает тон, поддерживая этот процесс. А что касается руководства рангом ниже, то многие из них, что называется, боятся собственной тени и за прошедшие два десятка лет не научились ничему, кроме как подчиняться и идти на поводу у западного общественного мнения. Со времен перестройки воспитана целая школа внешней политики, условно говоря, «горбачевское поколение», которое ничего, кроме поражения не знало, а теперь пишет мемуары и объясняет, почему все получилось так плохо. Сейчас России надо отрезать эту «пуповину», оставить этих людей наедине с мемуарами и проводить самостоятельную внешнюю политику.

 - Стоит ли России поддержать Абхазию в ее стремлении стать членом СНГ?

 - Дело в том, что такое решение зависит не только от России. Потому что в СНГ не только мы. Не секрет, что многие государства СНГ коробит участие в нем Абхазии, потому что они сами имеют на своей территории сходные проблемы. Стремиться к этому, быть может, и нужно, но вряд ли это достижимо в настоящий момент. Однако это не значит, что нереально все другое. Я имею в виду референдум о предоставлении этим государствам независимости.

 - А можно ли рассмотреть вопрос об ассоциированном членстве республики в составе Российской Федерации?

 - Это предложение выдвигается абхазскими элитами в качестве доказательства своей лояльности России. Однако Россия и без этого имеет гарантии того, что Абхазия останется нашим союзником. На данном этапе было бы достаточно договора между двумя странами и практической деятельности. На данный момент не стоит рассуждать о присоединении Абхазии или Южной Осетии к России. Просто наши недруги сразу же станут это использовать в качестве доказательства наших аннексионистских амбиций. У России сейчас нет необходимости к этому стремиться. На сегодняшний день мы должны всячески помогать Абхазии и Южной Осетии обрести независимость, а потом, как говорится, посмотрим.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ