Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Членство в СНГ защитит Абхазию от притязаний Грузии

05.05.2006. KM.ru

Василий Ваньков

Президент Абхазии Сергей Багапш на днях подтвердил, что внешняя политика непризнанной республики сохраняет свой пророссийский вектор. Приоритетным для страны по-прежнему является вступление в СНГ, а также углубление политической и экономической интеграции с Россией («Интерфакс»). По его словам, вопрос о членстве в Содружестве Независимых Государств может быть поставлен уже до конца 2006 года. Абхазский лидер повторил свое обращение к российскому руководству о возможности достижения ассоциированного членства страны в Российской Федерации. Возможность вступления непризнанной республики Абхазии в СНГ в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров.

- Как вы относитесь к инициативе Сергея Багапша?

- На мой взгляд, это своевременный ход. Особенно на фоне заявлений Грузии о том, что она выйдет из состава СНГ. Действительно, если Грузия сделает это, а Абхазия поставит вопрос о своем включении в его состав, то мы можем стать свидетелями очень интересного развития событий. Конечно, учитывая давление Запада, России в одиночку очень сложно принять Абхазию даже в качестве ассоциированного участника Федерации. А вот включить ее в состав СНГ, допустим, на правах наблюдателя - вполне реально. Если вы заметили, Багапш в своем заявлении высказал важную мысль о том, что выход Грузии из состава СНГ не приведет к прекращению миротворческой операции в Абхазии. Так что если Тбилиси потребует вывода российских миротворцев, то Абхазия попросит миротворцев остаться и выполнять свою миссию. Кстати говоря, в своем докладе на Международной конференции непризнанных государств в Сочи я предлагал такую идею: в случае прекращения действия мандата на проведение миротворческой операции со стороны Грузии России следует подписать с правительствами Абхазии и Южной Осетии соглашения о пребывании российских войск на их территории. Это было бы еще одним шагом к признанию их независимости. Грузия может отказаться от мандата, но тогда Россия на двусторонней основе заключит соглашения с непризнанными республиками. Мне приятно, что власти Абхазии уловили этот посыл моего доклада, что находит сейчас отражение в реальной политике. Конечно, сейчас трудно заранее просчитать все юридические последствия участия Абхазии в деятельности СНГ в качестве наблюдателя. Это достаточно темная сфера. С другой стороны, именно эта ее особенность открывает нам возможности для политического маневрирования. Конечно, никто не говорит, что наблюдателем в международной организации может быть не суверенное государство, а какой то регион, который находится в неясном юридическом статусе. С одной стороны, он признается частью другого государства, но фактически независим. И он может представлять свои интересы в международном пространстве. Хотя сам факт его включения не всегда означает международное признание. Вы, наверное, помните, что долгое время при ООН было представительство Палестинской автономии. В то время она не имела даже статуса автономии, зато имела статус наблюдателя при ООН. И ничто нам не мешает предоставить Абхазии статус наблюдателя при СНГ. А что такое наблюдатель в СНГ? В этой организации решения принимаются на основе консенсуса, так что права всех ее участников одинаковы. А Абхазия сможет принимать участие в дискуссиях, предлагать инициативы и т.д. В любом случае, такой маневр поможет в вопросе о признании ее независимости.

- Как вы прокомментируете заявление главы Нацбанка Грузии, который обвинил российские банки в незаконном сотрудничестве с абхазскими?

- Российские банки осуществляют свою деятельность под юрисдикцией Центрального банка РФ. Где бы ни находились их филиалы, они действуют в соответствии с теми правилами, которые он предписывает. Грузины обвиняют российские банки в отмывании денег в Абхазии. Но они не могут этого делать, потому что российское законодательство это запрещает. В принципе, конечно, они могут это делать и на территории России и США. И если это преступная организация, то с ней нужно бороться. Но почему, по мнению грузинской стороны, все (!) российские банки, которые работают на территории Абхазии, занимаются отмыванием денег?! Например, тот же «Ситибанк» контролируется правительством Москвы, которое является солидной и признанной во всем мире государственной организацией. Российские банки ведут нормальную коммерческую деятельность на территории Абхазии! Грузия не может запретить Абхазии создавать свою банковскую систему только потому, что так хочет Саакашвили. Абхазские банки не обязаны получать грузинскую лицензию. Даже когда Абхазия была в составе Грузии со статусом автономной республики, она имела возможность выдавать лицензии банкам. Попытки грузинского руководства намеренно понизить реальный статус Абхазии абсолютно контрпродуктивны. Потому что они лишний раз свидетельствуют о том, что если непризнанные республики все-таки согласятся войти в состав Грузии, то они не получат никаких прав. В то время как международный опыт показывает, что любая автономия имеет право выдавать банковские лицензии и даже продавать собственность и землю. Даже муниципалитеты в любой цивилизованной стране мира имеют право это делать. А грузины не позволяют абхазам даже распоряжаться собственной землей.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ