Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Подмоченная революция

03.05.2006. Литер (Казахстан)

Александр Князев (Бишкек)

"Новые кланы" рвутся к власти в Киргизии

Кыргызстан продолжает оставаться заложником низкой культуры политиков и завышенных амбиций революционных лидеров

За прошедший год слова "мы" и "народ" претерпели в устах политиков девальвацию содержания

По крайней мере, покидая центральную площадь столицы, демонстранты пообещали президенту страны Бакиеву организовать 27 мая "Майдан", где вместо скромных палаток предстанут более просторные восточные юрты. А тем временем эксперты уверены, что очередная прелюдия к революции – это не более чем результат прошлогоднего государственного переворота. Поскольку приход к власти новых кланов, не имевших и по сей день не имеющих какой-либо позитивной программы преобразований, не мог повлечь за собой чего-то иного, кроме тривиальной борьбы за властные кресла и сопутствующих ей материальных претензий.

Главной политической интригой процесса перераспределения власти в республике в течение года были взаимоотношения между Курманбеком Бакиевым и Феликсом Куловым, организационно оформленные с 13 мая 2005 года в своеобразный тандем. Однако уже осенью 2005 года во внутриполитическом процессе появились новые составляющие. Открыто заявил о своих претензиях на политический статус криминалитет, персонально представленный Рысбеком Акматбаевым. Инкорпорирование криминалитета в политическую жизнь, помимо естественной негативной реакции общества, послужило поводом для нарастания политической активности той части киргизской политической протоэлиты, которая от процесса перераспределения властных функций после прошлогоднего мартовского переворота была отстранена.

Процесс формирования новой оппозиции в том виде, каковой она оказалась, стал результатом изначально низкой политической культуры обеих сторон процесса – и собственно оппонирующих президенту парламентских и околопарламентских кругов, и самого президента и его окружения. Неспособность Бакиева к достижению компромисса с оппонентами, нежелание делать даже малейшие уступки постепенно радикализовали оппозиционные круги. Катализатором этого процесса стала февральская отставка спикера парламента Омурбека Текебаева, которая, казалось, заметно ослабила оппонирующую президенту Бакиеву часть парламента, но это состояние политического затишья сохранялось недолго.

8 апреля в ряде избирательных округов прошли довыборы на освободившиеся по разным причинам места в парламенте. В Балыкчинском избирательном округе внушительную победу одержал упомянутый Рысбек Акматбаев, ранее оправданный судом по большому списку инкриминировавшихся ему тяжких преступлений. Однако депутатство Акматбаева зависло по причине "случайно обнаруженного" буквально перед оглашением ЦИК официальных итогов выборов незавершенного уголовного дела. 31 марта Акматбаев вывел к зданию Дома правительства в Бишкеке своих сторонников: из столичных торговых центров начали вывозить товар… В тот день президент Бакиев впервые после прихода к власти вышел на площадь. Но, попытавшись (по крайней мере публично) урезонить сторонников Акматбаева апелляцией к "самому демократическому" суду, он одновременно вызвал новое раздражение у оппозиционеров.

8 апреля НПО "За демократию и гражданское общество", возглавляемая Эдилем Байсаловым, провела митинг против коррупции и сращивания власти и криминалитета, а 13 апреля в Бишкеке было совершено покушение на Байсалова. Наиболее популярная версия была предельно проста – Байсалов пострадал за свои выступления против Рысбека Акматбаева. Однако эта версия как раз потому, что она лежала "на поверхности", выглядела и самой противоречивой. Оппоненты Байсалова утверждали, что все произошедшее может быть инсценировкой. Имидж Байсалова в Кыргызстане весьма неоднозначен: помимо обвинений в том, что он просто отрабатывает деньги зарубежных доноров, говорят и о том, что его политическая позиция колеблется в зависимости "от конъюнктуры рынка". Говорили также, что подобное нападение было выгодно самому Байсалову… Сразу же были опубликованы несколько заявлений политических партий и правозащитных организаций, которые потребовали от президента Бакиева активизировать борьбу с криминалом. Учитывая, что в те дни должна была определиться окончательная судьба депутатского мандата Рысбека Акматбаева, покушение на Байсалова было на руку прежде всего противникам Акматбаева, главным из которых – и это известно всей республике – является премьер-министр Феликс Кулов. Кстати, Кулов сразу же заявил о том, что усматривает в покушении исключительно политическую подоплеку.

Нападение на Байсалова стало главным поводом для срочно созданной оппозиционными депутатами "Народной коалиции демократических сил" провести общенациональный митинг "Народ Кыргызстана требует реформ". 17 июля был создан штаб по проведению 29 апреля 2006 года митинга, который возглавил, естественно, экс-спикер Омурбек Текебаев. Основные требования сводились к немедленному проведению конституционной реформы (перераспределение властных функций в пользу парламента), обновлению кадровой политики, недопущению криминалитета во власть… Весь последующий период напоминал попытку устроить некую массовую политическую истерию: под знаком митинга жила вся республика, зазвучали заученные тексты, одинаковые спичи, демонстрирующие одинаковое же непонимание ситуации. Газетные и телевизионные новости обрушивали на свою аудиторию вал всевозможных заявлений: "Поддерживаем митинг!", "Протестуем против митинга!". В атмосфере общественной жизни накапливалось раздражение…

Краткосрочный сценарий середины апреля применительно к грядущим событиям мог рассматриваться в трех версиях. Версия первая: президент Бакиев делает серьезные уступки оппозиционерам, четко обозначает стремление к компромиссу, вследствие чего 29 апреля (митинг отменить уже вряд ли удастся) возглавляет оптимистически настроенные колонны, празднующие очередную победу киргизской демократии. Об этой версии писать, к сожалению, приходилось лишь с высокой долей иронии. Неспособность Бакиева к проведению реальной политики уже широко известна, и трудно было ожидать столь кардинального изменения в его политическом поведении, коль уж этого не случилось раньше.

Версия вторая: президент Бакиев обозначает свою готовность к диалогу с оппозицией, проводит встречи с ее лидерами, забалтывает их, демонстрирует намерение пойти на уступки… но в итоге все вязнет в переговорах, которые не получают реальных результатов, но тем не менее снимают остроту момента, пролонгируя конфликт на будущее в вялотекущей форме.

Версия третья: радикальные силы внутри самой оппозиции либо вмешательство извне (криминальные группы) провоцируют участников митинга на беспорядки. В действие вмешивается милиция – вплоть до применения оружия. В пользу этого сценария свидетельствовало заявление самого Курманбека Бакиева от 26 апреля, в котором он подчеркивал, что в случае попытки захвата Белого дома во время митинга правоохранительными органами будут предприняты самые жесткие меры. Понятно, что проблем Бакиева такое развитие событий (версия третья) не решало. Этот шаг потребовал бы продолжения в двух, как минимум, направлениях. Во-первых, дальнейшего максимального сужения сферы деятельности любой оппозиции и гражданской активности вообще (включая средства массовой информации). Во-вторых, принципиального пересмотра внешнеполитических (и геополитических в том числе) приоритетов. В ответ на заявление Бакиева посольство США мгновенно прореагировало собственным, в котором призвало представителей государственных структур и лидеров оппозиции к проявлению сдержанности и воздержанию от угроз или применения силы во время мирных манифестаций, посол США Мари Йованович призвала власти Кыргызстана уважать право граждан на свободу собраний и свободу слова.

В любом случае, киргизский политический марафонский забег 13–29 апреля показал, что оппоненты Белого дома выдохлись уже на середине дистанции. Коалиция политических партий и общественных организаций, создававшаяся с амбициями на статус конструктивной оппозиции действующей власти, постепенно начала сдавать позиции. Это стало особенно очевидно, когда ее представители вступили в полемику со своими оппонентами. 19 апреля в прямом телеэфире состоялся "круглый стол" лидеров оппозиции с главой государства, после которого представители НКДС признали, что проиграли: "Мы не были готовы к разговору с президентом, просто не успели этого сделать. И получилось то, что получилось".

Наверное, вовсе не проливной дождь был причиной тому, что митинг 29 апреля не имел результатов, на которые рассчитывала оппозиция. Лидеры оппозиции делают заявления, в которых выражают свою удовлетворенность: дескать, теперь Бакиев и Кулов увидели, что мы – не депутаты-одиночки… В пользу оппозиции вроде бы работает и тот факт, что и президент, и премьер-министр были, по сути, освистаны собравшейся толпой из нескольких тысяч человек. Но, по большому счету, развитие событий пошло по сценарию пролонгации конфликта: на 27 мая оппозицией назначен новый митинг. И вряд ли стоит ожидать от Бакиева конструктивных действий навстречу тем требованиям, которые были (и остаются) выдвинуты оппозицией. Наиболее вероятны в обозримой перспективе попытки Бакиева и дальше саботировать выполнение своих же предвыборных обещаний и потихоньку укреплять позиции личной власти. Правда, в этом ему могут помешать нерешенные проблемы с криминалитетом: Рысбек Акматбаев уже сделал заявление о том, что он готов заблокировать Боомское ущелье (единственная дорога в Иссык-Кульскую и Нарынскую области), если вопрос о его депутатстве не будет решен положительно… Заодно появятся и поводы для новых митинговых страстей неудовлетворенных нынешним статус-кво депутатов.

Очередной всплеск политического кризиса в Кыргызстане было бы наивно рассматривать, обращая внимание лишь на внутриполитические его составляющие. В конце марта – начале апреля в недрах президентской администрации созрело решение, результатом которого стало заявление президента Бакиева от 19 апреля, когда, выступая по государственному телевидению, он предупредил, что Кыргызстан оставляет за собой право рассмотреть возможность выхода из двустороннего соглашения США – в случае если переговоры не завершатся до 1 июня 2006 года. Президент КР подчеркнул, что "урегулирование вопросов по дальнейшему пребыванию военного и гражданского персонала министерства обороны США в Кыргызской Республике" затянулось по вине американской стороны. Впервые вопрос о выводе американской базы встал на рубеже 2004–2005 года перед тогдашним президентом Аскаром Акаевым. В ноябре–декабре 2004-го шли напряженные закрытые киргизско-американские переговоры, в ходе которых американцы пытались добиться согласия на размещение в аэропорту Манас самолетов Е-3А системы АВАКС и согласия киргизской стороны на проведение ими регулярных разведывательных полетов вдоль границы с Китаем. С большим трудом киргизской стороне удалось тогда отказаться от настойчивых предложений США.

Попытка шантажировать США была предпринята Бакиевым в преддверии его первого официального визита в Россию: надо полагать, что интрига его заявления в адрес США была одновременно и сигналом Москве. Однако сигналом не понятым. Москва не заинтересована в выводе американцев из Кыргызстана ценой неминуемого обострения и без того сложного сегодня комплекса российско-американских отношений. Проявив себя непоследовательным союзником и партнером в вопросе о той же базе в прошлом году (сначала подписав известную декларацию ШОС в Астане, а затем аннулировав ее подписанием соглашения по военной базе с госсекретарем США), Бакиев не вызывает серьезного доверия у российского руководства. Вряд ли росту такого доверия способствует и внутриполитическая ситуация в Кыргызстане. В. Путин основное внимание уделил военной базе ОДКБ в Канте, одновременно российский президент подтвердил все предыдущие опасения российских официальных лиц и потенциальных инвесторов относительно общей обстановки в Кыргызстане, выразив серьезную озабоченность нестабильной политической ситуацией в республике, главным образом связанной с разгулом криминала. Намерения же оказать экономическую и финансовую помощь Кыргызской Республике Москва выражала неоднократно, но дальше подписания общих соглашений дело не шло, не пошло и теперь. Причина такой осторожности кроется в сплошной коррупции в киргизских госструктурах, резко возросшей после прошлогоднего переворота, и сложной криминогенной ситуации.

Это как раз те проблемы, решать которые киргизское руководство, судя по всему, просто неспособно. А значит, неспособно и избежать новых кризисов с самыми непредсказуемыми последствиями.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ