Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Шелковый путь - 2

18.05.2006. Эхо (Азербайджана)

Адиль Багиров

Официальный визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Вашингтон можно оценить как исключительно успешный и полноценный ввиду всеобъемлющего графика встреч и итогов поездки. Некоторые подробности и анализ были освещены в отечественной прессе, и мне хотелось бы, как всегда, заострить внимание на результатах, связанных с конгрессом США. В дополнение к многочисленным и продуктивным встречам с сенаторами и конгрессменами (членами палаты представителей), в том числе с лидерами конгресса, такими, как спикер Д.Хастерд, сенатор Д.Макконелл, сенатор К.Б.Хатчисон, сенатор Р.Лугар, конгрессмен К.Велдон и другими, визит президента и важность Азербайджана как стратегического партнера США отметили в своих речах в конгрессе сенатор С.Браунбек (27 апреля) и конгрессвуман М.Блэкберн (26 апреля). Важность таких позитивных выступлений еще и в том, что они остаются частью архива конгресса и доступны любому исследователю много лет спустя. Во время своих встреч и выступлений перед азербайджанской делегацией сенатор С.Браунбек также отметил, что очень скоро представит свой обновленный законопроект "Акт о Шелковом пути 2006 года", или, проще говоря, "Шелковый путь - 2". 4 мая законопроект был официально представлен в сенате США (кроме сенатора Браунбека, "спонсорами" билля выступили вышеупомянутая сенатор Хатчисон и сенатор Кайл). Ожидается его скорое представление в палате представителей США. Синхронизация представления законопроекта с визитом президента Азербайджана в Вашингтон, а также вице-президента США Д.Чейни в Казахстан, и внимание ЕС к Каспийскому региону и нашей стране неслучайны. Что же представляет из себя этот, безусловно, важный законопроект, и в чем заключается эта его важность? Для начала стоит вспомнить первый законопроект "Шелковый путь", представленный сенатором С.Браунбеком в конгресс в конце 90-х гг. и ставший законом в 1999 (правда, в урезанном виде). Как и тогда, новый билль "Шелковый путь" ставит своей задачей помощь в укреплении независимости и демократизации стран единого, с точки зрения авторов законопроекта, региона Южного Кавказа и Центральной Азии (хотя билль признает Турцию и Пакистан как транзитные страны, Афганистан как составную часть региона Шелкового пути, к которому новый законопроект относится напрямую, Россию и Китай как влиятельных соседей региона, и Иран, как важную страну, подпадающую под действие "Шелкового пути"), в защите прав человека и плюрализма, в улаживании конфликтов и поддержать кооперацию в сфере политики, экономики и безопасности, что в свою очередь означает финансовое и экономическое развитие на основе рыночных механизмов, развитие коммуникационной, транспортной, медицинской и социальной инфраструктуры, и конечно же, помочь в обеспечении американских интересов и инвестиций. Причин для обновления первого "Шелкового пути" много - это и изменения в мире и регионе после террористической атаки 11 сентября, активное вовлечение США в военные действия в Афганистане против режима талибов, серия "цветных революций", возрастание влияния Китая и Ирана на регион, и возросшие нефтегазовые интересы США на Каспии, закрытие базы в Узбекистане. Законопроект четко расписывает "жизненно важные интересы США в Каспийском регионе, включает в себя обеспечение независимости и безопасности Азербайджана и Грузии, через которые проходят критически важные нефте- и газопроводы; сдерживание Ирана; доступа к запасам нефти и газа; поддержка хороших отношений с Казахстаном; продвижение мирного урегулирования конфликтов и т.д. Далее на востоке от Каспия законопроект описывает интересы США, включающие в себя: помощь Кыргызстану, чтобы сделать "тюльпановую революцию" успехом; политическую стабилизацию Афганистана и расширение его безопасности победой над движением "талибан" и "Аль-Гаэдой" и сопутствующими им организациям; политическую реформу и либерализацию в странах Центральной Азии, чтобы нейтрализовать такие радикальные исламские движения, как "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" и Исламской армии освобождения; уменьшение производства и экспорта наркотиков; создание и/или поддержку сети военных баз США; и социальное и экономическое развитие стран Центральной Азии". В законопроекте большое внимание уделяется двум Транскаспийским трубопроводам, нефтяному из Казахстана и газовому из Туркменистана (с перемычкой из Казахстана), которые должны дополнить трубопроводы Баку - Джейхан и Баку - Эрзурум. Учитывая особую роль Азербайджана, Казахстана и Туркменистана в реализации этих мегапроектов, билль призывает к улучшению бизнес-климата в этих странах, особенно отмечается важность прозрачности, присоединение к британской инициативе транспарентности энергетической индустрии (EITI), причем лидерство Азербайджана и Казахстана в этом вопросе приветствуется, полному международному аудиту доказанных и вероятных углеводородных запасов, либерализации экономики и приватизации государственных предприятий, гармонизации тарифов и таможенных пошлин. "Шелковый путь - 2" открыто заявляет о необходимости всех этих и других мер для ускоренной квалификации Азербайджана, а также Казахстана и Кыргызстана, к программе/корпорации "Вызов тысячелетия", по которой США выдают сотни миллионов долларов помощи для инфраструктурных проектов. Стоит отдельно отметить, что законопроект ставит своей целью долгожданную отмену поправки Джексона-Вэника 1974 года - ограничивающей торгово-экономические отношения с СССР - по отношению к Азербайджану и Казахстану, помощь и поддержку в их присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО), перманентный статус наибольшего торгового благоприятствования США (PNTR/MFN). Также новаторская идея билля в создание Каспийского банка реконструкции и развития (КБРР) - по типу ЕБРР - где такие страны, как Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, с их увеличивающимся потоком петродолларов, опасностью "голландского синдромая" и перегрева экономики, могли бы закрепить как свое лидерство, так и помочь себе и соседям по региону в развитии инфраструктуры, направив часть своих средств из нефтяных фондов в уставный капитал и кредитование программ и проектов такого пан- каспийского или тюркского банка. Трудно переоценить возможности, открывающиеся перед Азербайджаном в случае успешного создания КБРР - они выходят далеко за пределы чисто финансово-экономического развития и лидерства в регионе. Еще одна отличительная черта этого чрезвычайно своевременного и важного законопроекта в его осознании значимости образования, науки и медиа для стран региона, их диаспор в США, что четко вырисовывается из его положений по поддержке спутникового вещания на многих языках, в том числе азербайджанском, в регионе, включая Иран; по развитию и укреплению журналистики вообще; созданию и развитию авторитетных и независимых центров стратегических исследований и "мозговых центров" в области политики и экономики, регионального центра для академического тренинга и курсов для работников государственного аппарата и бюрократии. В разделе о мирном урегулировании конфликтов отмечаются инфраструктурные проекты, включающие восстановление, расширение и использование железной дороги в Абхазии, автострады через грузинский регион Южная Осетия, и Дороги мира через азербайджанский регион Нагорного Карабаха. Законопроект особо уделяет внимание демилитаризации и делимитации Каспия, скорейшему присоединению Туркменистана к трехстороннему азербайджано - казахско - российскому договору о разделе дна моря, совместной азербайджано-туркменской разработке месторождения "Кяпаз" ("Сердар") и погашение азербайджанской задолженности Туркменистану. "Шелковый путь - 2" также отмечает важность создания и расширения быстрого железнодорожного пути для нефтяных и грузовых перевозок из Казахстана, далее паромом до Баку и оттуда до Грузии и далее в Турцию и Европу, т.е. инициатива "Восток-Запад" в рамках проекта ТРАСЕКА. Естественно, что подробное рассмотрение самого законопроекта выявит еще много деталей и инициатив. Несомненно то, что "Шелковый путь - 2" покрывает огромное число региональных проектов и инициатив, пытается помочь и подтолкнуть как к их реализации, так и к разрешению проблем. Другая часть итога данного крупного законопроекта в кристаллизации американских интересов в регионе, придании им отчетливого и полноценного, а также официального видения со стороны как конгресса, так и администрации. Другими словами, это уникальный законопроект, соответствующий национальным интересам как США, так и всех стран Южного Кавказа и Центральной Азии, а также Афганистана, Пакистана и Турции. Переоценить важность такой стратегической инициативы невозможно, и остается надеяться, что билль до конца года будет законом и уже сейчас станет как катализатором, так и "дорожной картой" для всех заинтересованных стран в развитии геополитических и геоэкономических проектов, а также становления и укрепления неформального тюркского экономического союза.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ