Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О заседании Межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом

2 июня 2006 года в Правительстве Москвы под председательством первого заместителя Мэра Москвы Л.И.Швецовой состоялось Заседание Межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом. Обсуждалось два вопроса.

По первому вопросу: «О проведении 15 - 22 июля 2006 года Первого спортивного юношеского фестиваля соотечественников, проживающих за рубежом» - были заслушаны доклады московских служб, ответственных за организацию и проведение первого массового спортивного мероприятия  российских соотечественников, которое пройдет в Москве. Уже сформированы 29 спортивных команд из 28 стран. По просьбе Администрации Татарстана отдельную команду  выставляет Всемирный конгресс татар  Главную скрипку в формировании команд  за рубежом играет Международный совет российских соотечественников. Всего ожидается 606 спортсменов, которые будут соревноваться в 6 видах спорта: мини-футболу, волейболу, настольному теннису, шахматам и шашкам, легкой атлетике.  Победители получат специальные медали за 1, 2 и 3 места, а также дипломы участников – для занявших с 1 по 6 место.  Работу по подготовке спортивного фестиваля соотечественников координирует Комитет физической культуры и спорта города Москвы.

По второму вопросу: «О работе по защите прав соотечественников в странах проживания» - отчитались Некоммерческое правозащитное учреждение «Центр по оказанию правовой помощи соотечественникам «Москва-Россияне» (директор М.Л.Иоффе) и Институт стран СНГ (заведующая отделом диаспоры и миграции А.В.Докучаева). Работа «Центра по оказанию правовой помощи соотечественникам «Москва-Россияне» сосредоточена на правовой поддержке ветеранов великой Отечественной войны, проживающих в Латвии и подвергающихся преследованиям со стороны Латвийского государства.  Институт стран СНГ, как организация, главным продуктом которой является информация и аналитические разработки процессов на постсоветском пространстве, своими исследованиями вопросов, касающихся  положения российских соотечественников за рубежом, также вносит свой  вклад в правозащитную деятельность, поскольку знание ситуации и объективный ее анализ – это первый шаг в любой правозащитной работе.  Материалы, представленные по второму вопросу повестки дня, публикуем ниже.

О работе «Центра правой помощи соотечественникам «Москва-Россияне»

Директор НПУ «Центра по оказанию правовой помощи соотечественникам «Москва-Россияне» М.Л.Иоффе

Основные направления деятельности Центра: защита политических, экономических, социальных и культурных прав русскоязычного населения, проживающих за рубежом.

По поручению Мэра Москвы Ю.М.Лужкова и в соответствии с решением Межведомственной комиссии по делам соотечественников за рубежом Центр организовал и проводит юридическое сопровождение защиты ветеранов органов МГБ ЛССР Тэсса Н.В., Ларионова Н.А., Кирштейнса Я.Р., а так же ветерана ВОВ Кононова В.М. при их уголовном преследовании в Латвийских судах и в Европейском суде по правам человека.

По делу Кононова В.М. в ЕСПЧ вышли на окончание коммуникации жалобы. Россия вступила в дело в качестве третьей стороны.

12 мая 2006 года Председателем палаты третьей секции ЕСПЧ повторно без мотивации было отказано в приоритетном рассмотрении жалобы ветерана.

При непосредственном участии Центра получены положительные результаты по целому ряду уголовных дел, в том числе в отношении Фарбтуха М.В. 6 июля 2005 года в ЕСПЧ выиграно дело против Латвии.

Большая Палата ЕСПЧ по жалобе Фарбтуха М.В. подтвердила законность принятого решения первой секцией ЕСПЧ от 2 декабря 2004 года.

Кроме того, Центром разработана обоснованная правовая позиция по защите ветеранов МГБ Латвийской ССР Тэсса Н.В., Ларионова Н.А., Якушенка Т.С., Кирштейнса Я.Р. и других основанная на заведомой невиновности подсудимых.

13 декабря 2005 года Верховный суд ЛР отменил оправдательный приговор  в отношении полковника КЕБ ЛССР Кирштейнса Я.Р. Нами совместно с латвийскими адвокатами был обжаловано это решения суда в Сенате ВС ЛР.

28 апреля 2006 года Сенат Верховного суда ЛР отменил определение Верховного суда ЛР об отмене оправдательного приговора в отношении Кирштенса Я.Р. Этот результат получен впервые, т.к. до этого Сенатом ВС ЛР все ветераны органов безопасности признавались виновными.

Центру в настоящее время доверено быть представителем Кононова В.М, Тэсса Н.В. и Ларионова Н.А. в Европейском Суде по правам человека, где рассматривается вопрос об отсутствии в событиях 1940 года факта оккупации стран Балтии Советским Союзом.

В Риге существует представительство Центра на базе МКДЦ. Осуществляется бесплатный прием граждан, имеющих по российскому законодательству право на льготы. С августа 2004 года принято более 1170 человек, из них более 260 ветеранов и инвалидов ВОВ.

Центром выиграны в административных судах Латвии два дела в Сенате Верховного суда по вопросам получения гражданства по рождению (дело Иванаускаса, Захарова).

В защиту прав русскоязычного населения готовится иск в ЕСПЧ о правописании русских имен и фамилий в соответствии со свидетельствами о рождении, без применения правил латышского языка. ( Дело Руслана Панкратова).

Центр оказывает юридическую помощь ветеранским организациям ЛАКСА, обществу военных пенсионеров, ЗАПЧЕЛ и ПНС.

В настоящий момент ведется работа по приоритетному рассмотрению жалобы в ЕСПЧ по реформе образования в Латвии.

О работе по защите прав соотечественников за рубежом  в Институте стран СНГ 

Заведующая отделом  Института стран СНГ Докучаева А.В.

Полное название нашего Института - «Институт диаспоры и интеграции». Из самого названия видно, что проблемы российской диаспоры за рубежом стоят в центре научных интересов Института.

Институт создан в 1996 году. 4 июня – исполняется 10 лет со дня его официальной регистрации в Московской регистрационной Палате. Институт задуман и создавался с целью: «Комплексного изучения реального положения в новых государствах – бывших союзных республиках, прогнозирования их дальнейшего развития, ... сбора и обработки информации о положении российских соотечественников за рубежом, организации поддержки русскому языку и культуре, российской диаспоре за рубежом»  –  это зафиксировано в Уставе.

Институт ведет постоянный мониторинг ситуации на постсоветском пространстве. Особое внимание уделяется положению  российских соотечественников. По этой проблематике  Институт тесно сотрудничает со структурами Правительства Москвы. Мы выполняем научные исследования в интересах Департамента международных связей Москвы, Комитета межрегиональных связей  и национальной политики, Департамента науки и промышленной политики Правительства Москвы. Нашими партнерами являются Московский центр международного сотрудничества и Московский дом соотечественника. Работы велись в рамках Сводного плана работ по поддержке соотечественников за рубежом на 2002 год,  «Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы» и продолжаются в соответствие с новой - «Комплексной целевой среднесрочной программой осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы».

Одним из приоритетных направлений работы с соотечественниками в этих программах является правовая защита соотечественников, проживающих за рубежом. Этому отвечает и экспертная работа Института.

За четыре с небольшим года, начиная с 2002, по заказу московских структур Институт выполнил 48 научно-исследовательских работ, в которых затрагиваются вопросы положения российских соотечественников за рубежом. В них содержатся результаты мониторинга в отдельных странах и по регионам, за определенный год или в период особых политических событий (избирательных кампаний, революций различного цвета). Фактически все эти исследования являются работами, направленными на защиту прав соотечественников в странах проживания, поскольку знание ситуации – это первый и необходимый шаг для ее исправления, если выясняется, что ситуация того требует. 

В аналитических докладах, представленных по итогам НИР, рассмотрено функционирование русского языка и русскоязычное образование, положение русской культуры, участие соотечественников в политическом процессе, социально-экономическое положение в странах проживания соотечественников. В них освещены  вопросы соблюдения их прав на использование родного языка, на образование на родном языке, на сохранение своей культурной самобытности, на  реализацию их политических, социальных прав. Отчеты, представленные нашим Заказчикам свидетельствуют о неблагополучном положении с соблюдением прав наших соотечественников на постсоветском пространстве. В них также даются определенные рекомендации по поддержке соотечественников. Названные исследования содержат специальные разделы, посвященные деятельности Москвы по поддержке соотечественников. Работа Москвы высоко оценивается соотечественниками. Московские программы в области образования, поддержки русского языка, по культурному сотрудничеству являют из себя реальную защиту прав наших соотечественников.

Часть выполненных Институтом исследований посвящена собственно правозащитной тематике.

 - По заказу Департамента международных связей Правительства г.Москвы в 2002 году  выполнена НИР «Особенности правозащитной деятельности организаций соотечественников в странах Балтии» .

- Для Московского дома соотечественника в 2005 и 2006 году  проведены исследования по темам:

«Правовые возможности  защиты  прав и законных интересов  для российских соотечественников в Туркмении»

«Правовые аспекты языковой политики – важнейшего фактора, определяющего положение российских соотечественников за рубежом»

«Анализ деятельности организаций соотечественников в Казахстане по оказанию правовой помощи российской диаспоры»

«Участие российских соотечественников в политических кампаниях в Латвии в целях защиты культурных и образовательных потребностей соотечественников».

Нормативная основа деятельности Правительства Москвы по поддержке российских соотечественников за рубежом, в том числе международно-правовой аспект этой деятельности, российское законодательство и правовые акты города Москвы

«Разработка поправок в законодательство РФ, затрагивающее положение российских соотечественников».

Названные исследования посвящены:

- анализу деятельности правозащитных структур в странах проживания соотечественников;

- анализу национального и международного законодательства в области основных прав человека и национальных меньшинств;

- анализу российского законодательства, регламентирующего деятельность по поддержке соотечественников на федеральном и региональном уровне, в том числе – в Москве;

- выработке рекомендаций для коррекции российского законодательства в интересах российских соотечественников за рубежом, в частности, в вопросе, которому уделено особое внимание в последнем послании Президента России к Федеральному Собранию – вопросу добровольного переселения в Россию (репатриации)  российских соотечественников.

Российские соотечественники за рубежом сталкиваются со специфическими проблемами, требующими правового решения. В первую очередь это касается права на использование родного языка в различных сферах жизнедеятельности, преследование по политическим мотивам, дискриминации по национальному признаку. Реальная поддержка может быть оказана непосредственно в странах проживания. Даже в случае обращения в международные суды необходимо прежде пройти все ступени национальной судебной системы. Кроме того, в некоторых из постсоветских государств российские адвокаты не могут защищать в судах соотечественников, поскольку это запрещено законодательно. Именно поэтому важнейшим звеном в защите прав соотечественников, являются правозащитные организации, действующие в странах проживания. В настоящее время не существует целостной правозащитной сети на постсоветском пространстве. В рамках СНГ так и не создана Комиссия по соблюдению прав и свобод человека. Сейчас во многих из бывших союзных республик существуют правозащитные организации (комитеты, бюро, центры и т.п.), созданные нашими соотечественниками. Но наиболее развитыми и активно работающими являются организации в Латвии и Эстонии - Латвийский комитет по правам человека Центр информации по правам человека (Эстония). В материале, представленном к сегодняшнему заседанию содержится справка об их деятельности.

Эти центры возникли без помощи со стороны России на самодеятельных началах соотечественников. Они время от времени получают зарубежные гранты за специальные исследования и аналитические материалы по соблюдению прав национальных меньшинств, по особенностям национального законодательства в этих странах. Западные заказчики получают добротную, достоверную и оперативную информацию из первых рук. Они высоко оценивают уровень материалов по анализу правовой ситуации в странах, которые представляют эти центры. Но почему бы российским структурам не выступать в качестве такого заказчика? Сразу же убили бы двух зайцев: и материал актуальный получили, и соотечественникам помогли бы.  

В Институте мы следим за работой правозащитников. Мы также используем информацию и аналитические справки, подготовленные в этих центрах,  но, естественно, уже после того, как соотечественники отчитаются перед заказчиками и опубликуют свои материалы.

В Институте, кроме собственно научно-исследовательской и аналитической работы, ведется также активная переписка с соотечественниками. Обращаются к нам и лично, часто - по рекомендации Московского дома соотечественников или Департамента международных связей. Обращаются к нам по разным вопросам, в том числе и с просьбами о помощи в защите прав.  С тех пор, как наш Директор стал Депутатом Госдумы, обращений по правовым вопросам прибавилось. Мы отвечаем, консультируем по законодательству, делимся опытом решения подобных вопросов. В некоторых случаях - готовим депутатский запрос.

Сейчас при содействии Института в Мосгорсуд передан иск к Комиссии по гражданству при Президенте от нашего соотечественника, полковника в отставке, урожденного россиянина - псковича, прослужившего всю жизнь в Советской Армии, и по службе оказавшегося в 1991 году в Молдавии. Он отстаивает свое право получить гражданство России. 

За истекший год с мая 2005 по май 2006 года  в Институте зафиксировано 327 обращений, из них больше половины – по правовым вопросам. Особенно часто речь идет о правилах приобретения гражданства России, о процедурах легализации для тех, кто приехал из стран СНГ.  Ныне действующее законодательство никак не выделяет российских соотечественников из общей массы иностранцев. От этого возникает масса проблем даже для тех, кто родился в России, но кого судьба в советское время забросила в союзные республики. Даже члены семьи граждан России попадают под жесткий прессинг правоохранительных органов. Всем известен недавний случай депортации русской женщины из Туркмении, которая вернулась вместе с мужем – гражданином России на историческую родину, родила здесь сына, тоже гражданина России, но не смогла из-за препон в наших законах получить российское гражданство. За «нарушение визового режима» она была выдворена из России, разлучена с семьей.

Реальный опыт, который мы приобретаем, общаясь с нашими соотечественниками, помогает формулировать законодательные инициативы по расчистке завалов в нашем законодательстве. 

Итоговая справка по работе Института стран СНГ с обращениями соотечественников за рубежом и переселенцев  (май 2005 –май 2006г.г.)

Вопрос

Число обращений

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

172

О гражданстве Российской Федерации

67

Правовая помощь соотечественникам (конкретные обращения, общие вопросы)

17

О конкретных фактах нарушения прав соотечественников в странах проживания

7

О статусе иностранцев в России

18

О правах соотечественников за рубежом, защищаемых Российской Федерацией (консультации по международным договорам РФ со странами проживания соотечественников)

7

О правах соотечественников, переезжающих в Россию из стран СНГ и Прибалтики (консультации по законодательству РФ)

28

О конкретных фактах нарушения прав переселенцев в России

27

О МАТЕРИАЛЬНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ

7

Конкретная помощь соотечественникам (за рубежом и в России: в трудоустройстве, жилье, гуманитарная помощь), оказанная Институтом стран СНГ

7

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

121

О положении соотечественников за рубежами России

43

О положении переселенцев в России

15

О публикациях в СМИ материалов о положении зарубежных соотечественников

14

О работе государственных органов Российской Федерации с соотечественниками  (в т.ч. о помощи по программам Правительства РФ, Москвы)

33

Предложения к Институту стран СНГ о сотрудничестве по вопросам соотечественников за рубежом

6

Прочие

27

Всего зафиксировано обращений

327

Список научно-исследовательских работ, затрагивающих проблемы российских соотечественников за рубежом, выполненных  АНО «Институтом диаспоры и интеграции»  («Институтом стран СНГ»)

Наименование научно-исследовательских работ

Заказчик

Дата

«Особенности правозащитной деятельности организаций соотечественников в странах Балтии» 

Департамент международных связей Правительства г.Москвы

2002г.

Оценка эффективности деятельности общественных организаций российских соотечественников в Украине, Казахстане, Латвии (состояние дел, оценка эффективности, тенденции, перспективы, рекомендации)

Департамент международных связей Правительства г.Москвы

2002г.

Роль Правительства Москвы в сохранении и расширении российского культурного присутствия, в том числе в удовлетворении образовательных потребностей российских соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии

Департамент международных связей Правительства г.Москвы

2002г.

 «Россия и Белоруссия в координатах союзного государства»

Комитет межрегиональных связей  и национальной политики г.Москвы

3.02.2003

 «Положение российской диаспоры в странах Центрально-Азиатского региона (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения)»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы

29.04.2003

 «Мониторинг положения российских соотечественников в странах СНГ, Латвии, Литве, и Эстонии»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы 

29.04.2003

 «Российские соотечественники за рубежом: проблемы и перспективы сотрудничества»

Департамент науки и промышленной политики Правительства г.Москвы

22.07.2003

 « Положение российской диаспоры в странах СНГ и Балтии в 2003 г.»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

28.11. 2003

 «Анализ и обработка данных об общественных структурах соотечественников за рубежом в 2003 г.»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы 

28.11.2003

 «Состояние иммиграционных процессов из стран СНГ и Балтии в Россию. Подготовка и проведение конференции «Репатриация как форма организованной иммиграции в Россию»»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

28.11.2003

 «База данных об общественных структурах соотечественников за рубежом в 2003г.»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

28.11.2003

 «База данных об общественных структурах соотечественников за рубежом в 2004 году»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

15.04.2004

 «Мониторинг «Россия и Белоруссия  - на пути к союзному государству»

Комитет межрегиональных связей  и национальной политики г.Москвы

20.04.2004

 «О положении российских соотечественников за рубежом в странах Средней Азии Казахстане и Закавказья в 2004 году»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы  

20.05.2004

 «Абхазия до и после выборов 2004 года»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

15.12.2004

 «О положении российских соотечественников в странах Балтии в 2004 году»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

15.12.2004

 «Что будет с Украиной после выборов 2004 года»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

15.12.2004

 «Выборы на Украине и выбор Украины»»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

24.12.2004

 «Интеграционный потенциал на постсоветском пространстве (взгляд российских соотечественников за рубежом)»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

24.12.2004

«Новые исторические мифы в постсоветских государствах – проблемы воспитания приходящих поколений соотечественников за рубежом»»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

24.12.2004

 «Ретроспектива и основные составляющие приднестровского урегулирования»»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

24.12.2004

 «Проблемы соотечественников на Украине на фоне   оранжевой революции»

«Московский Дом соотечественника»

26.04.2005

 «Сотрудничество Москвы с регионами Белоруссии»

Комитет межрегиональных связей  и национальной политики г.Москвы

01.03.20.05

 «Правовые возможности  защиты  прав и законных интересов для российских соотечественников в Туркмении»

 «Московский Дом соотечественника»

03.03.2005

 «Состояние русской культуры и образования на русском языке в Казахстане»

« Московский Дом соотечественника»

03.03.2005

 «Сотрудничество Москвы с регионами Украины»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы

21.03.20005

 «База данных об общественных структурах соотечественников за рубежом. в 2005 г.»

«Московский Дом соотечественника»

26.04.2005

« Конституционная реформа. Модели развития отношений Украины и России»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

01.09.2005

 «Перспективы урегулирования грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

01.09.2005

 «Выборы мэра Кишинева»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

01.09.2005

 «Парламентские выборы в Азербайджане»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

01.09.2005

 «Перспективы муниципальных выборов в Эстонии»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

01.09.2005

 «Перспективы развития российско-узбекских отношений на современном этапе»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

01.09.2005

 «Правовые аспекты языковой политики – важнейшего фактора, определяющего положение российских соотечественников за рубежом»

«Московский Дом соотечественника»

27.09.2005

 «Этносоциальная политика в Республике Казахстан»

«Московский Дом соотечественника»

27.09.2005

 «Анализ деятельности организаций соотечественников в Казахстане по оказанию правовой помощи российской диаспоры»

«Московский Дом соотечественника»

27.09.2005

 «Основные направления культурного и строительства в Белоруссии, Молдавии Украине и странах Прибалтики: положение русского языка и культуры, сотрудничество с Москвой»

«Московский Дом соотечественника»

27.09.2005

 «Участие российских соотечественников в политических кампаниях в Латвии в целях защиты культурных и образовательных потребностей соотечественников»

« Московский Дом соотечественника»

27.09.2005

 «Основные направления культурного развития в странах СНГ Азиатского региона»

« Московский Дом соотечественника»

27.09.2005

 «Перспективы социально-политического и экономического развития Азербайджана после парламентских выборов»»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

1.11.2005

 «Потенциал российско-грузинских экономических отношений»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

1.11.2005

Послереволюционная Киргизия: проблемы и перспективы сотрудничества с Россией»»

Департамент международных связей Правительства г.Москвы   

1.11.2005

 «Мониторинг   положения   российских   соотечественников   в   странах ближнего  зарубежья  в  2005   году»

«Московский Дом соотечественника»

1.02 – 30.03

2006

 «Интеграция и ассимиляция как основные тенденции  этносоциальной политики   в   Латвии   и   Эстонии

«Московский Дом соотечественника» 

1.02 – 30.03

2006

Нормативная основа деятельности Правительства Москвы по поддержке российских соотечественников за рубежом, в том числе международно-правовой аспект этой деятельности, российское законодательство и правовые акты города Москвы

«Московский Дом соотечественника»

1.02- 30.03

2006

Работа Правительства Москвы по поддержке российских соотечественников в странах СНГ и Балтии, в том числе возникновение проблемы соотечественников «ближнего зарубежья» и ее особенности, русские диаспоры и права национальных меньшинств, деятельность Москвы по поддержке русской культуры и образования

«Московский Дом соотечественника» 

1.02-30.04

2006

Сотрудничество Правительства Москвы с российскими соотечественниками в странах традиционного зарубежья, в том числе формирование диаспор «дальнего зарубежья» и их география, положение русского языка и культуры в странах «дальнего зарубежья», соотечественники как фактор развития двусторонних связей с Россией 

«Московский Дом соотечественника»               

1.02 - 30.05

2006

Разработка поправок в законодательство РФ, затрагивающее положение российских соотечественников

«Московский Дом соотечественника» 

1.02-30.04

2006

Справка о работе правозащитных организаций российских соотечественников в Прибалтике

Старший научный сотрудник

Института стран СНГ Роберова Е.И.

Одним из приоритетных направлений, выделенных в программах поддержки российских соотечественников, осуществляемых Правительством Москвы, является правовая защита соотечественников, проживающих за рубежом. Данное направление нашло достойное отражение в «Комплексной целевой среднесрочной программе поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы» и в новой «Комплексной целевой среднесрочной программе осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы».

Российские соотечественники за рубежом сталкиваются со специфическими проблемами, требующими правового решения. В первую очередь это касается права на использование родного языка в различных сферах жизнедеятельности, преследование по политическим мотивам, дискриминации по национальному признаку. Реальная поддержка может быть оказана непосредственно в странах проживания. Даже в случае обращения в международные суды необходимо прежде обратиться в местные суды. Кроме того, в некоторых из постсоветских государств российские адвокаты не могут защищать в судах соотечественников, поскольку это запрещено законодательно. Именно поэтому важнейшим звеном в защите прав соотечественников, являются правозащитные организации, действующие в странах проживания.

Подобные организации (комитеты, бюро, центры и т.п.) существуют сейчас во многих из бывших союзных республик. Но наиболее развитыми и активно работающими являются организации в Латвии и Эстонии - Латвийский комитет по правам человека Центр информации по правам человека (Эстония). Это объясняется тем, что, с одной стороны, именно в Латвии и Эстонии проблема правового положения русскоязычного населения стоит наиболее остро, с другой стороны, в этих странах более развита правовая культура общество в целом.

Эстония

В настоящее время в Эстонии практически отсутствуют международные представительства, отслеживающие ситуацию с правами человека. Крупнейшей организацией в Эстонии по защите прав русскоязычного населения является Центр информации по правам человека, который был создан как общественная некоммерческая организации по инициативе группы лиц на Учредительном собрании в мае 1994 года. В создании и становлении центра непосредственное участие принимали неправительственные организации Дании и общественные организации Эстонии (Круглый стол по проблемам национальных меньшинств при Президенте Эстонии, Представительная Ассамблея неграждан Эстонии).

В настоящий момент партнерами Центра являются: Датский центр по правам человека, ОБСЕ, Европейский Центр меньшинств, Международная группа прав меньшинств – Лондон, Делегация Европейской Комиссии, Институт открытого общества – Будапешт. Сотрудничество с такими солидными международными организациями свидетельствует о высоком уровне работы Центра.

Приоритетными направлениями деятельности Центра являются правовая помощь, сбор, анализ и распространение информации по вопросам прав человека, установление конструктивного диалога на различных уровнях: с государственными структурами, местной администрацией и общественностью Эстонии, а также с международными институтами.

В своей работе Центр уделяет значительное внимание положению национальных меньшинств в Эстонии, в том числе русскому и русскоязычному населению. Среди публикаций Центра такие работы, как «Этнические меньшинства в Эстонии: внутреннее законодательство и международные инструменты», «Развитие принципов недискриминации и защиты меньшинств: задачи Эстонии», «Интеграция в Таллине 2001. Анализ данных социологического исследования», «Национальные меньшинства в странах Балтии: процесс интеграции», «Меньшинства и большинство в Эстонии: проблемы интеграции в европейском контексте» и др.

Латвия

В Латвии вопросами правового положения русскоязычного населения занимается Латвийский комитет по правам человека (ЛКПЧ), который был создан в декабре 1992 года. Организация ставит своей целью соблюдение на территории Латвии Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека и других общепризнанных международных документов по правам человека. Комитет объединяет юристов, журналистов; среди членов комитета есть депутаты Сейма и Рижской думы. С 1995 года Комитет является членом-корреспондентом Международной федерации лиг по правам человека, а с 1997 года – членом международной правозащитной организации UNITED.

Сфера деятельности данной правозащитной организации весьма разнообразна: от оказания юридической помощи до подготовки циклов телевизионных передач, от проведения митингов протеста до информирования о положении в Латвии структур ООН, ОБСЕ и других международных организаций.

Юристы Комитета оказывают правовую помощь населению: дают правовые консультации, составляют заявления в различные инстанции, при необходимости участвуют в судебных заседаниях. Каждый месяц за правовой помощью в Комитет в среднем обращается около 300 человек. Многие обращения связаны с правонарушениями Управления по делам гражданства и миграции: с помощью ЛКПЧ удалось выиграть более 5 тысяч судебных дел против этого учреждения.

Правовая помощь населению - лишь часть работы, проводимой правозащитной организацией. Комитет уже много лет ведет мониторинг развития ситуации в Латвии в сфере прав человека. Последнее исследование о различиях в правах между гражданами и негражданами было подготовлено Комитетом совместно с фракцией ЗаПЧЕЛ в Сейме и представлено в апреле сего года. Авторы  выделили 70 действующих различий в правах граждан и неграждан во внутренних законодательных и нормативных актах и международных договорах.

Следует также отметить одну из последних книг, изданных Комитетом, - «Тенденции изменения правового статуса различных групп российских соотечественников, постоянно проживающих в Латвийской Республике». В книге рассматривается широкий круг вопросов: различные аспекты правового положения русскоязычного населения; законодательство о негражданах и его изменения в разные периоды; различия в правах между отдельными группами населения Латвии и др.

Рекомендации

В рамках реализации «Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы» необходимо активизировать деятельность по поддержке существующих правозащитных организаций в Эстонии и Латвии, а также способствовать развитию правозащитных центров и бюро в других странах. В качестве конкретных мероприятий для развития правозащитной сети предлагается провести в Москве ряд специальные семинары по обмену опытом среди правозащитных организаций стран СНГ и Евросоюза.

Ранее, в рамках первой Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы был создан Центр по оказанию правовой помощи соотечественникам «Москва - Россияне». Московское бюро этого Центра могло бы стать базой для проведения указанных семинаров.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ