Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Россия ни в коем случае не должна уходить из Приднестровья

02.06.2006. «Евразия»

Александр Дугин

Америка не дремлет, и ее геополитики и стратеги прекрасно осознают, к чему может привести гармоничное развитие российско-европейского партнерства, контуры которого наметились на недавнем саммите в Сочи Россия-Евросоюз. Ведь если помножить европейскую экономику на российские ресурсы и наше ядерное оружие, то США получает мощнейшего планетарного конкурента, лишающего одним своим существованием Америку пальмы первенства и ставящего крест на «Проекте Нового Американского Века», о котором мечтают правящие в Вашингтоне неоконсерваторы. И заокеанский полюс предпринимает ответные шаги. Главным инструментом по отрыву России от Европы являются страны «санитарного кордона» из бывших советских республик. Так, очередной саммит «санитарного кордона», организации ГУАМ, - состоялся на прошлой неделе в Киеве. Участники все те же. Все те же старые песни о «санитарном кордоне».

ГУАМ - это антироссийское и дезинтеграционное объединение. В отличие, например, от ЕврАзЭС, объединение ГУАМ не ставит перед собой задачи по-настоящему объединить экономики или политические системы стран, в него входящих. Смысл блока в том, чтобы препятствовать интеграции стран СНГ с участием России, Беларуси и Казахстана. В СНГ изначально было две ориентации: одна рассматривала СНГ как инструмент «вежливого развода», другая - как площадки для новой интеграции.

В 1994 году с легкой руки Нурсултана Назарбаева появилась идея о создании Евразийского союза. Таким образом, ГУАМ и ЕврАзЭС - это два крайних полюса в СНГ: ЕврАзЭС видит в СНГ средство новой интеграции, ГУАМ стремится к скорейшему распаду Содружества.

Сближение между Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдовой происходит не столько ради создания некой серьезной интеграционной структуры, сколько ради разрушения СНГ и для последующей интеграции этих стран в Западноевропейское атлантическое сообщество по отдельности. Поэтому реакция Москвы на очередной саммит стран ГУАМ и его решения - крайне отрицательная.

Какая же ещё может быть реакция на врага, который делает прямо противоположное тому, что является нашими национальными интересами на постсоветском пространстве?

Москва при Путине однозначно приняла повестку дня Назарбаева и поддержала интеграционный вектор развития СНГ. Для нас сближение стран СНГ - императив нашей международной политики. Соответственно, мы рассматриваем ГУАМ как враждебный нам блок.

Задача ГУАМ - привлечь к себе новые страны СНГ, которые не спешат консолидироваться в ЕврАзЭС. Этот блок выступает в роли подстрекателя к отдалению от России. Постепенно все страны ГУАМ будут выходить из состава СНГ. При этом будет происходить их сближение со странами Прибалтики и некоторыми наиболее русофобскими странами Восточной Европы, в частности с Польшей.

ГУАМ как новое издание все того же «санитарного кордона» направлен не только против России, но и против Европы. И мы видим, как так называемые страны «Новой Европы», недавно вступившие в Евросоюз, все чаще демонстрируют непонимание общеевропейских интересов и ориентируются больше на Вашингтон, чем на Брюссель или Страсбург. Особенно это видно в энергетической политике, где эти страны всячески мешают налаживанию прямых поставок газа и нефти из России в Германию, Францию, Италию и иные европейские страны.

Как Москва станет реагировать на новый укус ГУАМа? Я полагаю, что на сей раз довольно жестко, так как все маски сброшены.

Взаимодействие по противодействию России между странами ГУАМ происходило и раньше. Чего стоит визит президента Республики Молдова Владимира Воронина на Украину. В Киеве Воронин обсудил с Виктором Ющенко аспекты, касающиеся двустороннего молдавско-украинского сотрудничества, результатом которого, собственно, и стала нынешняя блокада Приднестровья, т.к. во время этой встречи в центре внимания стоял вопрос об урегулировании молдово-приднестровского конфликта. Воронин высоко оценил украинский план приднестровского урегулирования и сказал, что «связывает с Украиной большие надежды» в решении проблемы Приднестровья.

Смысл украинского плана состоит в довольно простом предложении: исключить из разрешения приднестровской проблемы Россию, немедленно вывести российские миротворческие войска и привлечь в качестве основного партнера Евросоюз и страны НАТО.

Ранее, выступая перед парламентом Молдовы, одобрившим украинский план, Воронин ясно объяснил его суть. «Молдова не нуждается в чьем-либо военном присутствии на своей территории, - заявил Воронин. - Мы считаем, что завершение вывода российских войск будет значительным вкладом Российской Федерации в достижение окончательного урегулирования приднестровской проблемы, который будет высоко оценен народом нашей страны. Мы не видим в пребывании российских войск на нашей территории никаких политических или геостратегических оснований. Уверен, что их не видит и современное руководство России». Президент Воронин явно ошибается, так как современное руководство России убеждено, что без присутствия российских миротворческих войск в Приднестровской республике новая вспышка крови и насилия неизбежна.

Украинский план для решения приднестровской проблемы целиком вписывается в геополитику «санитарного кордона». Задача этой стратегии состоит в том, чтобы всю зону черноморско-балтийского пространства вывести из-под российского влияния. Кроме верной евразийской геополитике Беларуси таким пророссийским анклавом в этом регионе являются Приднестровье и Гагаузия.

После того, как президент Молдовы Воронин занял жесткую антироссийскую и атлантистскую позицию и вошел в коалицию цветных режимов, над Приднестровской республикой снова сгустились тучи. Краткая история приднестровского конфликта такова.

Весной 1990 г. в Молдавии в качестве нового государственного флага был принят румынский триколор, а в июле этого же года парламент МССР принял решение о «незаконности» освобождения Бессарабии 28 июля 1940 г. и необходимости её возвращения в состав Румынии, откуда она была выведена советским «оккупационным режимом». В таких условиях народ Приднестровья воспользовался своим правом на проведение референдума - 96% из числа голосовавших поддержали образование Приднестровской Молдавской Республики.

Давление на левобережное население усилилось после провозглашения Молдовой своей независимости 27 августа 1991 года. Начались аресты руководителей ПМР, без согласия МВД Украины на её территории был арестован и вывезен в Кишинёв председатель ПМР И. Н. Смирнов, использование русского языка на правом берегу стало небезопасно. Нередко, проезжая через Кишинёв, можно было видеть людей, бросающих камни и бутылки в автобус из Тирасполя. Политические прения и экстремистские высказывания привели к кровавым столкновениям с человеческими жертвами, захватом заложников, расстрелом школьников на выпускном вечере в г. Бендерах.

В ночь с 19 на 20 июня 1992 года по приказу президента Молдовы Снегура началась акция по захвату г. Бендеры. Для этого в город были введены 10 танков и три десятка бронетранспортёров. Россия долго занимала выжидательную позицию, никак не влияя на ситуацию, пока не поменялся главнокомандующий 14-й российской армии, дислоцированной в Приднестровье. С приходом к командованию генерала Лебедя наконец-то заговорили о геноциде русскоговорящего населения. Экстремистские выпады со стороны Молдовы стали приобретать всё больший резонанс. Таким образом, 14-я армия, объявив о принятии позиции «вооружённого нейтралитета», практически остановила войну Молдовы с Приднестровьем. Кульминацией таких выступлений и логическим завершением конфликта стало Соглашение о прекращении огня, подписанное 7 июля 1992 года.

Уже 12 лет обе стороны сохраняют свои позиции: Приднестровье отстаивает суверенитет, несмотря на категорическое непризнание своего существования всем миром, а Молдова продолжает мечтать о вступлении в европейскую семью. Только её туда не зовут без Приднестровья, в котором сосредоточена практически вся промышленность бывшей Молдавской ССР.

В 2003 году Россия предложила свой план окончательного разрешения приднестровского конфликта. Этот план был разработан Дмитрием Козаком. Смысл его заключался в федерализации Молдовы и признании за Приднестровской Молдавской Республикой и Гагаузией широких прав на автономию, квот в молдавском парламенте и право выхода из состава Молдовы в случае ее решения вступить в состав другого государства (подразумевалось, что в Румынию). План Козака был компромиссом и для Тирасполя и для Кишенева, но, тем не менее, при определенной оппозиции его поддержал и Игорь Смирнов, глава ПМР, и баллотировавшийся тогда в президенты Молдовы коммунист Воронин. Которому эта позиция и принесла победу. С геополитиче6ской точки зрения, проект Козака был евразийским и предполагал постепенное сближение Молдовы с Россией и другими странами СНГ, ориентированными на интеграцию.

Именно по этой причине его проторпедировали атлантистские силы в Евросоюзе, которым требовалось совершенно иное решение - решение приднестровской проблемы не с подачи России и не в евразийской перспективе. Под давлением США Воронин отказался от этого проекта - который привел его к власти, а потом и вообще повернулся спиной к России.

Кишинев явно выбрал в качестве приоритета «санитарный кордон», чем окончательно завел приднестровскую проблему в тупик. Где она собственно и пребывала в последние 13 лет.

Сегодняшняя ситуация в Приднестровье усугубляется еще и тем, что поддержка приднестровской экономики в значительной мере осуществлялась с территории Украины. И пока Украина при Кучме следовала по пути многовекторности - то есть балансировала между евразийством и атлантизмом - Киев занимал в Приднестровском вопросе позицию, близкую к российской, дистанцируясь от Кишинева.

После оранжевой революции центр тяжести сместился к атлантизму и положение Тирасполя вновь - как и на заре всей этой страшной истории - резко осложнилось. План Ющенко предполагает фактически сдачу Приднестровья, а все разговоры об особых полномочиях и автономии не могут скрыть того факта, что Тирасполь в этой ситуации сдается на милость Кишинева, который не преминет отыграться на приднестровцах за все годы унижений. Ведь маленькая, но гордая республика отстаивала свои идеалы свободы, самостоятельности и независимости перед лицом превосходящих сил агрессивного националистического режима.

Реализация этого проекта требует смещения нынешнего руководства этой республики. И в Тирасполе справедливо ожидают своей «оранжевой» революции по классическому сценарию атлантистов. Работа ведется с молодежными движениями, с неправительственными организациями и фондами. Здесь, как и везде, ставка делается на использование в разрушительных целях реально существующих проблем. Но не для того, чтобы их решить, а чтобы, добившись своего, еще более усугубить ситуацию.

Если Киеву и Кишиневу в рамках общей стратегии, о которой и договаривались на этой неделе главы Украины и Молдовы, удастся вытеснить Россию, опрокинуть режим Смирнова и ввести туда наблюдателей из стран НАТО, это будет настоящей катастрофой - геополитической, этнической, культурной, человеческой, в конце концов.

Россия ни в коем случае не должна уходить из Приднестровья. Судьба его населения, их жизни, их свобода зависят сегодня, как и 13 лет назад, от российских миротворцев. Мы знаем, чем обернулись события в Косово, где войска НАТО спокойно наблюдали за бесчеловечным геноцидом сербского населения. Тоже непременно повторится в Тирасполе.

Русские солдаты из 14-ой армии дали жителям Приднестровья надежду, дали им возможность жить, дышать, мирно трудиться, растить детей и выращивать хлеб. Этот островок нашей цивилизации - передовой форпост грядущего неизбежного объединения, великого воссоединения братских народов в нашем общем доме, в Великом Союзе. План Ющенко - это удавка, наброшенная на шею приднестровцев и гагаузов. В тисках «санитарного кордона» этот хрупкий и бесконечно ценный самобытный мир, населенный разными этносами - молдаванами, украинцами, русскими - но объединенный общей волей и общей евразийской мечтой, исчезнет безвозвратно.

Слишком многих наших друзей, наших собратьев, наших единомышленников мы уже предали и оставили без защиты. Больше повторять таких бесславных деяний мы просто не имеем права.

Истинные границы России как мощной континентальной силы проходят сегодня по Днестру. И этот бастион мы должны защищать стойко и упорно - вопреки всем ухищрениям наших геополитических противников.

Москва в последние десятилетия выступала как важнейший фактор в обеспечении территориальной целостности и Грузии, с ее Абхазией и Южной Осетией, и Молдовы, с ее Приднестровьем, и Украины, с Крымом и Донбасом, и даже Азербайджана, занимая взвешенную позицию по карабахской проблеме. Если гуамовцы перегнут палку, а они, кажется, уже ее перегнули, то Россия откажется от дальнейшего выполнения этой функции и перестанет гарантировать этим странам единство и цельность. Ведь нам совсем необязательно активно помогать сепаратистам в зоне «санитарного кордона», достаточно просто не мешать. И тогда и Киеву, и Тбилиси, и Кишиневу, и даже Баку, который все-таки старается соблюдать правила приличия, не поздоровится. И заокеанские друзья ничем не помогут. Этнические и сепаратистские конфликты легко зажечь, а вот погасить чрезвычайно трудно. Кто-то об этом забыл. Придется напомнить.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ