Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Казахстан - "головокружение от успехов"?

03.06.2006. DUMAEM.RU

Вероятно, именно успехи во внешней политике стали причиной весьма интересных явлений в политической жизни Казахстана.

В последнее время внешнеполитический имидж Казахстана «хорошеет» на глазах. Президент РК Нурсултан Назарбаев является единственным из лидеров стран СНГ, который приглашен на саммит G8 в Санкт-Петербурге. А вице-президент США Дик Чейни, во время своего недавнего визита в Астану, удивлялся и восхищался демократическими успехами Казахстана.

Кроме того, РК председательствует в таких организациях как СНГ и ШОС, и возможно, будет председательствовать в ОБСЕ в 2009 году (вопрос об этом будет решен в декабре этого года).

Вероятно, именно успехи во внешней политике стали причиной весьма интересных явлений в политической жизни Казахстана.

Во-первых, внутренняя и внешняя политика страны становится все более активной и амбициозной. Похоже, что принцип сбалансированной и многовекторной внешней политики, сформулированный Н.Назарбаевым в начале 90-х гг., дополнился принципом относительной независимости и активного участия во всех важных международных проектах. Об этом свидетельствует жесткая позиция Казахстана по ШОС: Астана выступила категорически против расширения организации, пытаясь предотвратить вступление Ирана, Индии и Пакистана.

Помимо этого, Казахстан официально заявил о своей заинтересованности войти в число стран-партнеров Евросоюза в рамках программы «Европейской политики соседства».

Во-вторых, изменилась «самооценка» Казахстана, она повысилась (если не сказать большего). Астана хочет думать, что представляет интерес не только в качестве страны, обладающей богатыми ресурсами, но и страны с широкими политическими взглядами и передовой экономикой. Казахстанский истеблишмент, увлекшийся идеями «глобализации» и «евразийства», выступает с различными инициативами в области международной политики.

К примеру, министр иностранных дел К.Токаев активно поддерживает идею реформирования таких организаций как ОБСЕ и ШОС. В частности, официальную Астану не устраивает в ОБСЕ то, что она в своей деятельности использует политику «двойных стандартов». Отметим, что именно такую политику проводит Вашингтон и Брюссель в отношении Казахстана и многих других центрально-азиатских республик.

Формула этой стратегии предельно проста: политическая лояльность Запада в обмен на экономические привилегии. Если сделать тщательный анализ выступлений самых известных казахстанских политиков, то можно сделать вывод, что у Казахстана от политических успехов в политике и экономике вскружило голову.

Политическая элита, к примеру, серьезно увлеклась «глобальными» идеями. Самые популярные из них следующие:

Астана должна стать духовной столицей крупного евразийского объединения

Казахстан в скором времени должен стать великой космической державой и в течение 10 лет войти в число 50-ти конкурентоспособных стран мира

Казахстан единственный на пространстве СНГ достойный кандидат на пост председателя ОБСЕ

Казахстан - региональный лидер, который «поведет» за собой не только Таджикистан, Киргизию, но и Афганистан и Узбекистан

США как государство-лидер высоко оценивает политические достижения Казахстана

Самой «опасной» из вышеперечисленных идей является последняя. Вашингтон, в силу последних событий в Казахстане (убийство оппозиционного политика, новый закон «О СМИ») придерживается, скорее всего, противоположного мнения. Не следует серьезно относится к заявлениям и комплиментам высокопоставленных западных гостей, чьи слова лишь часть сложной «дипломатической» игры.

В действительности нет никакого паритета и равенства в международных отношениях. А Казахстан испытывает серьезное давление со стороны США и ЕС, которые лоббируют в этой стране свои экономические и политические интересы. Эти обстоятельства, в свою очередь, требуют от казахстанского правительства более взвешенного и «прагматичного» внешнеполитического курса.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ