Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

На встречных курсах, или Почему казахстанский внешнеполитический курс так нравится Америке

07.07.2006. Деловая неделя (Казахстан)

Юрий Сигов (Вашингтон)

Касымжомарт Токаев, занимающийся подготовкой визита президента Назарбаева в США, не может не знать, насколько такие вещи могут быть полезны для карьеры

Казахстанско-американские отношения входят в новую фазу двустороннего сотрудничества, все больше усиливая политическую составляющую и все активнее развивая региональный формат связей между Астаной и Вашингтоном. Вслед за многочисленными визитами на беспрецедентно высоком уровне для этого региона, которые нанесли только в этом году в Казахстан ведущие американские политики и высокопоставленные чиновники, пришел черед "глубокого политического реверанса" в сторону Америки с казахстанской стороны.

В эти дни в Вашингтоне с визитом находится министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев, которого в американской столице видят чаще, чем всех его коллег по странам СНГ вместе взятых. Так, если взять министров иностранных дел стран - непосредственных географических соседей Казахстана, то, к примеру, глава внешнеполитического ведомства Туркменистана за последние пять лет был в Вашингтоне лишь полдня, а министры из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана в последние годы не заезжают не только в Вашингтон, но и вообще в Америку.

Трудно также себе даже представить, чтобы сегодня такие ключевые фигуры в белодомовской администрации, как госсекретарь США Кондолиза Райс или вице-президент страны Дик Чейни, наносили бы официальные визиты в Ташкент, Ашхабад и даже прежде лелеемый в Вашингтоне как "проамериканский и демократический" Бишкек. А вот Астана подобных "звучных заездов" первых лиц американского государства удостоилась. И теперь, как следует из высказываний официальных лиц в Белом доме и госдепартаменте Соединенных Штатов, отношения между Астаной и Вашингтоном планируется поднять на качественно новый уровень, а именно: перевести их в плоскость "полномасштабного союзничества" в Центральной Азии.

Показательно, что когда недавно посол Казахстана в США Канат Саудабаев устраивал прием для американских дипломатов и чиновников в здании посольства на 16-й улице в Вашингтоне, то в своем выступлении он как бы невзначай упомянул о том, что "сегодня у вас (то есть у Америки) более верного и надежного союзника и друга в Центрально-Азиатском регионе нет". Присутствовавшие на приеме американские официальные лица, уплетая за обе щеки аппетитные манты, как мне показалось, пропустили этот пассаж мимо ушей. А зря. Потому как уже сегодня именно на эту "верную дружбу" с Казахстаном и будут по самому крупному счету делать ставку и госдепартамент, и Пентагон, и деловые круги Соединенных Штатов Америки.

Дружите с нами и показывайте пример своим соседям.

Официальной целью визита господина Токаева в США является подготовка визита президента Казахстана в Вашингтон. В ходе своего посещения Соединенных Штатов министр иностранных дел РК будет принят госсекретарем США Райс, советником президента по национальной безопасности Хедли и новым торговым представителем Соединенных Штатов Шваб.

Казахстанский министр также выступит с программной речью об основных принципах и направлениях внешней политики Казахстана. Это выступление Токаева пройдет перед представительной аудиторией американских дипломатов, политологов и бизнесменов, причем мероприятие это организовано при участии Деловой ассоциации США-Казахстан, а местом его проведения станет факультет международных отношений имени Джона Хопкинса в Вашингтоне.

Поскольку своего рода презентация "нового курса казахстанской дипломатии" пройдет в Вашингтоне поздно вечером в четверг, когда в Алматы и Астане будет уже утро пятницы, то подробный рассказ о визите Токаева в США и отклики на него вы сможете прочитать в следующем номере "ДН".

Интересно, что в качестве спонсоров речи министра иностранных дел Казахстана выступили два американских нефтяных гиганта - Shevron и ConocoPhillips, давно уже участвующие в добыче нефти на Каспии, а также мировой лидер в доставке почты и различных товаров на дальние расстояния, компания FedEx Express.

В преддверии визита в Вашингтон министра иностранных дел Казахстана американские политологи именно господина Токаева представляют в Соединенных Штатах в качестве главного стратега так называемой политики "международной балансировки" Казахстана между Россией, Китаем и Соединенными Штатами. По мнению американских аналитиков, именно Токаев убедил в свое время непосредственного начальника - президента Назарбаева - с помощью подобной "аккуратной ходьбы по тонкой международной проволоке" и всех этих трех ведущих мировых игроков одновременно самим решать собственные национальные насущные проблемы - как внутри Казахстана, так и за его рубежами.

Кстати, эту идею "тонкого баланса" Казахстана в мировых делах господин Токаев впервые озвучил еще в 1997 году. Правда, с того момента много воды в международных отношениях утекло, претерпели определенные изменения и внешняя политика Казахстана, и отношение к республике в кулуарах администрации Белого дома. А сегодня ведущие американские эксперты все больше склоняются к тому, чтобы рассматривать подобный "сбалансированный" политический курс Казахстана как своего рода "идеальную модель", пригодную, по мнению Вашингтона, для формирования внешней политики всех государств Центрально-Азиатского региона.

Также символично, что представлять министра иностранных дел Казахстана перед его выступлением в Вашингтоне будет бывший заместитель госсекретаря США по евразийским делам и экс-посол Соединенных Штатов в Казахстане Элизабет Джонс. Она в свое время активно посылала в Вашингтон дипломатические депеши с просьбой "внимательней" относиться к Казахстану и еще в свою бытность послом в Казахстане предсказывала установление тесных политических связей (а не только чисто экономического партнерства) между Соединенными Штатами и этой центральноазиатской республикой.

Кому демократия, а кому и к саммиту нужно готовиться

Как известно, нынешний визит министра иностранных дел Казахстана в США проходит накануне первой за последнее время встречи между президентом Казахстана Назарбаевым и президентом Соединенных Штатов Бушем. Такая встреча (пусть даже на несколько минут) состоится уже совсем скоро - в ходе саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге в середине июля. Казахстан, правда, к этой "элитной тусовке" никакого отношения не имеет (наверное, для Астаны это даже к лучшему), зато казахстанского президента пригласил в Питер лично его российский коллега Путин в качестве главы СНГ.

Поскольку различные варианты возможных переговоров и встречи на высшем уровне между Казахстаном и Соединенными Штатами прорабатываются и обсуждаются достаточно давно, то даже возможное мини-рандеву между Назарбаевым и Бушем будет для казахстанского лидера крайне важным и полезным.

Вроде бы с точки зрения логики мировой дипломатии вполне естественно после того, как Казахстан посетило второе лицо в американской администрации (Дик Чейни), поднять, наконец, двусторонние отношения на самый верхний уровень - то бишь устроить долгожданный саммит двух президентов. Но вот этот самый "последний и решительный шаг" в отношениях Астаны и Вашингтона, как оказалось, сделать до сих пор было не так-то просто.

Прежде всего хочу еще раз упомянуть о той самой "тонкой региональной балансировке", курс на которую активно проводит руководство Казахстана. Поначалу американцам крайне не нравилось то, что Назарбаев чуть ли не в одной упряжке вместе с Путиным и лидерами КНР выступает за укрепление экономического, политического и, что особенно чувствительно для Вашингтона, военного сотрудничества с Пекином и Москвой в регионе (особенно раздражает американцев зашедшая уже очень далеко казахстанско-российско-китайская игра в ШОС). Однако затем в Белом доме разумно решили, что подобная "региональная балансировка по-казахски", при которой, в принципе, реальные американские интересы в Центральной Азии ничуть не страдают, является дальновидной возможностью для Назарбаева и власть в своей собственной стране удерживать, и развивать взаимовыгодное сотрудничество с самыми разными региональными игроками.

Кстати, и казахстанское руководство не скрывает своего удовлетворения тем, что американцы не задирают Астану по каждому поводу в связи с той или иной совместной инициативой Казахстана с Китаем или Россией. Подобное отношение Вашингтона, между прочим, резко контрастирует с реакцией Москвы на те же реверансы Назарбаева в сторону Америки или Китая (особенно на факт присоединения Казахстана к транскаспийской нефтяной трубе, и соглашения с Азербайджаном по поставкам казахстанской нефти по трубопроводу Баку - Тбилиси-Джейхан).

Есть и еще один интересный момент в отношениях Казахстана и США, который пока диссонирует с общим положительным фоном двусторонних отношений. Как известно, после проведения последних президентских выборов в республике госдепартамент Соединенных Штатов квалифицировал их как "не совсем прозрачные" и "не полностью соответствующие международным нормам". Подобные оценки, правда, Америка дает чуть ли каждым вторым выборам в мире, что, однако, не мешает американцам поддерживать нормальные политические и экономические отношения со всеми "непрозрачными" государствами.

Не является исключением из этого списка и Казахстан. Да, в Вашингтоне крайне внимательно следят за тем, насколько казахстанское руководство соблюдает (или нарушает) те или иные постулаты демократии (в частности, госдепартамент США достаточно критически высказался по поводу принятых поправок к Закону о СМИ в Казахстане). Помнят в Белом доме (и здесь в Астане тоже не надо строить никаких иллюзий) и о так называемом "деле Казахгейт", которое одно время серьезно мешало расширению двусторонних контактов между Астаной и Вашингтоном.

Но есть в американской политике некий цинично-прагматический момент (нравится это кому-то или нет - это уже другой вопрос), который почти всегда и определяет реальный курс Белого дома во взаимоотношениях не только с Казахстаном, но и многими другими странами.

Так складывается ситуация, что сейчас у США на самом деле нет более надежного и верного союзника в Центральной Азии, чем Казахстан. Кое-что, разумеется, администрацию Буша в этой стране не устраивает (те же президентские выборы и вопросы соблюдения общепринятых норм демократии, смею вас уверить - далеко не самые главные раздражительные точки, которые стоят на контроле в Белом доме в отношениях с Астаной).

Вместе с тем никакого желания обострять отношения с Казахстаном по поводу всех этих разногласий в официальном Вашингтоне не имеют. Более того, США устами пресс-секретаря госдепартамента и дальше периодически будут напоминать Астане и всем окружающим о том, что где-то что-то в Казахстане "не совсем демократично". Но почти на сто процентов можно быть уверенным в том, что ни до каких крайностей подобная "мягкая критика" со стороны американцев не дойдет.

То же самое можно предсказать и в отношении планируемого казахстанско-американского саммита. Если два президента хотя бы перекинутся парой добрых слов на предстоящем саммите в Санкт-Петербурге в середине июля, то процессу подготовки возможного визита Назарбаева в Вашингтон в сентябре будет дан "зеленый свет".

А последние подробности насчет того, как резко американцы готовы будут переключить сигнал политического светофора в отношении возможного саммита Назарбаева и Буша, и выяснит в Вашингтоне Касымжомарт Токаев. Думаю, что особых неожиданностей не произойдет и оба лидера после окончания ежегодных заседаний Генеральной Ассамблеи ООН обязательно встретятся: но не "на бегу", как на невских берегах, а с чувством, толком и расстановкой у излучины лениво катящего свои воды вдоль тихих вашингтонских набережных Потомака...

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ