Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Нетерпимость как глобальная проблема

На пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации, 14 апреля 2006 года, по инициативе комиссии Палаты по вопросам толерантности и свободы совести, были рассмотрены и одобрены рекомендации на актуальную тему: «О толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе».  В мае этого года была издана брощюра, главы из которой будут опубликованы в этом и последующих выпусках нашего Бюллетеня. 

«Общественная палата Российской Федерации», Москва 2006

Нетерпимость, экстремизм и основанное на них насилие представляют собой глобальную угрозу для мирной жизни че­ловеческих сообществ и международной стабильности в целом. Распространенными проявлениями этого вызова являются этносепаратистские конфликты, дискриминация меньшинств, аг­рессия между людьми разных культур и вероисповеданий, дея­тельность расистских организаций и акты расового насилия, религиозный экстремизм, нетерпимость политических движе­ний и идеологии. Нетерпимость выступает противником мно­гообразия, которое составляет важнейший обогащающий фак­тор человеческого развития. Нетерпимость подрывает принци­пы демократии и приводит к нарушению прав человека.

Многовековые усилия по утверждению цивилизованных вза­имоотношений между неодинаковыми в культурном, религиоз­ном и социально-политическом отношении людьми, общнос­тями и государствами привели к выработке норм и принципов, которые носят гуманистический характер, получили поддержку общественного мнения, зафиксированы в национальных зако­нодательствах, международных договорах и декларациях. Одним из таких принципов является толерантность (терпимость), ко­торая заключает в себе признание различий и отказ от насилия по отношению к иному.

Содержание и границы толерантности различаются в зави­симости от культурной традиции, состояния общества и многих других факторов. Терпимость есть приобретаемая и культиви­руемая личностная установка и коллективная позиция как усло­вие существования сложных обществ. Это есть показатель зре­лости и жизненности человеческих коллективов, государствен­ных и политических образований. Терпимость — это не вседоз­воленность и всепрощение; она заключает в себе активное дей­ствие, особенно в отношении крайних форм нетерпимости. Та­ким образом, толерантность — это постоянное и направленное усилие на осуществление определенных личностных и обще­ственных ценностей и норм поведения. Общественная толеран­тность — это когда личность культивирует в себе установку на согласие и сотрудничество и когда общество всячески поощряет эту установку, особенно через образование и средства массовой информации.

Многие страны, особенно с демократическим общественным устройством, на протяжении длительного времени ведут борьбу против расовой дискриминации, против проявлений вражды на почве расизма, религиозной и этнической нетерпимости. Цель этой деятельности состоит, прежде всего, в сохранении демок­ратического общественного устройства, основанною на равен­стве прав человека и гражданина. Средством борьбы против ра­сизма и ксенофобии является в первую очередь борьба против всего того, что может угрожать общественной безопасности, а именно возрождение идеологии пренебрежения человеческой личностью и превосходства одного народа над другим, отрица­ние фундаментального принципа равенства всех людей. Во мно­гих странах мира приняты законы и выработаны общественные механизмы противодействия этой угрозе. Далеко не везде и не всегда они приносят быстрые и позитивные результаты, но в целом этот опыт важен для России.

В ряде стран мира наблюдается рост неофашистских, расист­ских и ксенофобских проявлений наряду с насилием со сторо­ны выходцев из мигрантских меньшинств и религиозных экст­ремистов. Тем не менее, действующие в Германии, Великобри­тании, Франции и в других странах законы против экстремиз­ма, расизма и антисемитизма четко устанавливаю и различия меж­ду убеждениями, свобода выражения которых находится под за­шитой, в том числе и свобода выражения мнений в СМИ, и про­воцированием расовой ненависти, преступлениями против че­ловечности, которые подлежат наказанию. Преступления расо­вого и ксенофобского характера строго связываются с наказа­нием отдельных лип, но закон и общество также противодей­ствуют формированию экстремистской идеологии, созданию сообществ, организаций и политических сил, для которых на­сильственные действия являются одним из способов самовыра­жения и которые поэтому представляют опасность для общества. В США, где существуют расизм, сохраняются антисемитизм и этническая дискриминация, тем не менее, представляют интерес опыт государственно-общественного мониторинга экстре­мистских проявлений, система профессиональной экспертизы и корректного обсуждения проблем в СМИ, механизмы утвер­ждения общеамериканской идентичности и гражданской соли­дарности среди многорасового и многокультурного населения. Опыт толерантного существования многокультурных и многоконфессиональных обществ имеется в странах Азии. В Индии, где происходят вспышки масштабного насилия на почве межре­лигиозной розни, конфликты преодолеваются через общинные миротворческие процедуры наряду с эффективной деятельностью полиции.

Ситуация в Российской Федерации

В России проживает сложное по этническому и религиозно­му составу население. Российский народ обладает историческим опытом межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, опытом поддержки и развития больших и малых культур. Рос­сия не может быть отнесена к категории государств, где суще­ствует открытая дискриминация этнических и религиозных меньшинств. Все группы признаются государством, их права на сохранение культуры и целостности гарантируются Конститу­цией. В Российской Федерации обеспечиваются условия для воспроизводства культур и для обеспечения прав и запросов граждан, основанных на их принадлежности к той или иной на­циональности. В федеральных органах власти и в других обще­ственных сферах в достаточной мере представлены граждане разных национальностей. Утверждение федерализма отражает толерантную природу самого государственного устройства Рос­сийской Федерации. В России приняты законы, которые гаран­тируют права граждан, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, а также ратифицированы и со­блюдаются международные конвенции в этой сфере.

В то же время в России, прежде всего в крупных городских центрах, имеют место проявления экстремизма, роет расист­ского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышение агрессивности в проявлениях бытовой ксе­нофобии. Серьезную угрозу представляет радикальный нацио­нализм, который разделяет россиян по этническому признаку и препятствует утверждению общероссийской идентичности. Под влиянием подобных лозунгов и других факторов экстремисты прибегают к насилию в отношении этнических меньшинств, мигрантов и иностранных граждан. Это привело к многочислен­ным случаям погромов, избиениям сотен и убийствам десятков людей. Неприемлемым для страны, которая внесла решающим вклад в разгром фашизма во Второй мировой войне, является появление неофашистской идеологии и деятельность профаши­стских групп, распространение фашистской символики и лите­ратуры, пропаганда экстремизма и ненависти, в том числе и через Интернет. Язык вражды и группы ненависти присутствуют главным образом среди молодежи, хотя идеологами и организа­торами выступают взрослые люди, в том числе политики и ин­теллигенция.

Радикальный национализм проявляется также в узурпации власти и ресурсов в пользу представителей одной этнической группы, в попытках изменить состав населения путем насиль­ственного изгнания этнических «чужаков», в сужении жизнен­ных возможностей для так называемого «нетитульного» населе­ния в ряде российских республик. Pегионом с наиболее выра­женной русофобией являются республики Северного Кавказа, где произошло массированное «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшееся насилием и убийствами.

Толерантность и либерально-рыночные реформы оказались трудносовместимыми. Преуспевающие в бизнесе часто демон­стрируют неспособность к самоограничению, гражданской со­лидарности и уважительности к другим. Получившие власть проявляют нетерпимость к своим предшественникам, личную алч­ность и нескромность. Освобожденная oт политического конт­роля культура и информация не смогли столь быстро сформи­ровать этику самоограничения, терпимости и взаимного уваже­ния, уступая штампам насилия и другим формам коммерческо­го примитива. Деструктивную роль играют средства массовой информации, не имеющие общепринятого этического кодекса, когда усилиями журналистов распространяются негативные этнические стереотипы, экстремистские взгляды и ксенофобия. Общегосударственные информационные и образовательные си­стемы недостаточно отражают культурное многообразие насе­ления России и установки на толерантное восприятие различ­ных традиций и ценностей. Информационно-образовательные системы в ряде республик предпочли пропаганду местного национализма и отторжение общероссийских ценностей и русской культуры.

Общество и государство в России пока не смогли предложить адекватные ответы на вызовы радикального национализма и эк­стремизма. Принятый в 2002 году Федеральный закон «О про­тиводействии экстремистской деятельности» пока действует сла­бо. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в россий­ском обществе (2001 — 2005 гг.)» закончилась преимущественно методическими разработками и не переросла в общественную кампанию и в практическую деятельность. Предпринимаемые в некоторых регионах страны усилия и проводимые мероприятия в рамках политики многокультурности и по обеспечению этноконфессионального согласия не получают должного освещения и поддержки. Но самое главное — это провал правоприменитель­ной практики по части быстрого реагирования и адекватной, в том числе и судебной, оценки индивидуальных и групповых форм проявлений экстремизма и насилия.

Сегодня Россия не может быть отнесена к странам, где име­ют место притеснения свободы слова и интеллектуальной деятельности. Однако политическая либерализация столкнулась с проблемой политической нетерпимости. Отсутствие культуры самоограничения, консенсуса, ответственного гражданского поведения, подчинения закону порождают агрессивную рито­рику и межличностную вражду в сфере политики. Недостаток терпимости в политике затрудняет строительство партийных коалиций и нормальное осуществление демократических про­цедур. Политический стиль нетерпимости и низкая мораль по­литиков, включая коррупцию и правовые нарушения, только отчасти обусловлены прошлым наследием и недостаточным социальным уровнем жизни. Это также и результат недостатка про­свещенности, низких морально-этических стандартов, правового нигилизма.

Что касается проблемы религиозного экстремизма, то его про­явления не получили широкого распространения в России. Тем не менее, в некоторых регионах нашей страны религиозный фак­тор в его экстремистских формах используется в целях полити­ческой мобилизации и террористической деятельности. Вместе с тем, остается проблема возвращения достойного статуса Церкви как общественного института и уважения чувств и потребностей верующих. И это одно из важных направлений утверждения граж­данского согласия. Более того, все мировые религии и верования, а для России это, прежде всего православие и ислам, заключают в себе большой потенциал терпимости. В России именно религия может способствовать развитию чувств и установок на терпимость и ненасилие, возрождению нравственных норм в обществе.

Таким образом, нетерпимость и экстремизм являются одним из основных препятствий на пути достижения гражданского со­гласия, утверждения демократических порядков и обеспечения безопасности в России. Все это обусловливает необходимость совместных усилий общества и государства по противодействию экстремизму и утверждению принципов толерантности в рос­сийском обществе.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ