Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

И вновь о Кодорском ущелье

Руслан Харабуа

В последнее время все более пристальное внимание уделяется событиям, происходящим вокруг Кодорского ущелья Абхазии. Многочисленные высказывания и мнения различных экспертов и аналитиков, связанные с будущим не только Кодорского ущелья, но и всего мирного процесса между Грузией и Абхазией, вызывают обеспокоенность всех заинтересованных сторон. Особую актуальность они приобрели после очередного прохождения грузинских, то ли полицейских, то ли войсковых формирований на территорию данного региона. И все же, как представляется, это была войсковая операция. Помимо министра внутренних дел, который принимал участие в проведении операции, главную роль выполнял министр обороны Грузии и все это происходило, несмотря на то, что Кодорское ущелье находится под контролем Тбилиси.

Повышенная секретность проводимых спецопераций грузинской стороной, не позволяет с уверенностью говорить о конкретных целях грузинских лидеров. Возникают различные вопросы, мнения и версий, относительного того, что же преследовало грузинское руководство, проводя такую операцию. Казалось бы, цели, обозначенные Тбилиси, находятся на поверхности, тем более правительство Грузии и не скрывало, что главной его задачей является установление законного порядка, разоружение неподконтрольных сванских т.е. незаконных грузинских формирований на территорий Кодорского ущелья Абхазии, временно находящегося под контролем Грузии. Однако, как представляется, частичные, половинчатые суждения далеки от проблемы, которая возникла не 24 августа 2006 года, а гораздо раньше, и для построения более полной картины всего этого недостаточно.

Не вдаваясь в исторический экскурс, следует отметить, что Кодорское ущелье Абхазии – исконная территория абхазов, во все времена находилась под пристальным вниманием как соседних народов, так и далеких государств и империй. Здесь, по мнению многих исследователей, проходил так называемый Великий Шелковый путь. Проживавшие там абхазские племена в различные периоды истории оставались ревностными защитниками Кодорского ущелья. И только в конце ХIХ века царским правительством России, во время Кавказской войны, отсюда были изгнаны все жители горной части ущелья. После этого началось активное заселение Кодорского ущелья, соседними грузинскими племенами – сванами, проживавшими восточнее, непосредственно, на территории Грузии. Несмотря на то, что в ущелье уже около ста лет проживают сваны, сохранились многие абхазские наименования местностей, рек и гор. В более поздние, советские времена здесь пролегали туристические маршруты, по которым ежегодно проходили десятки тысяч туристов со всего бывшего Союза.

В зоне конфликта и вокруг него за последние годы случались не менее серьезные боевые столкновения, например в мае 1998 г., когда, грузинские вооруженные формирования, с молчаливого согласия российских миротворческих сил, вошли в зону разделения сторон. По словам министра иностранных дел Абхазии С.Шамбы, миротворцы не могут остановить агрессию. "Это было и в 1998 году, когда конфликт такой, локальный правда, мы сумели его локализовать, в районе Гали имел место. Тогда тоже миротворцы просто пропустили грузинские вооруженные силы". Кодорские события сентября-октября 2001 года не стали исключением. Однако в нынешней ситуации любой непредвиденный шаг может оказаться поводом для весьма опасных последствий.

На наш взгляд, прежде чем приступить к рассмотрению нынешней ситуации в Кодорском ущелье Абхазии, следует вернуться в недалекое прошлое, а именно к концу сентября, началу октября 2001 года. Тогда в Кодорское ущелье, грузинской стороной были введены бандформирования чеченского полевого командира Руслана Гелаева. Не без ведома грузинского руководства, бандгруппа в количестве более 300 человек, была завезена на неконтролируемую абхазской стороной территорию. По словам тогда уже бывшего министра обороны Грузии Тенгиза Китовани, который во всем происшедшем обвинял власти, на подмогу грузинским партизанам загодя везли чеченцев из Панкисского ущелья в Кодорское на автобусах, о чем, по его словам, знал каждый автоинспектор.

Следует отметить, что бывший президент Грузии в конце сентября 2001 года, заявил на заседании правительства, что на территории Грузии имеются чеченские боевики. Более того, он сообщил о готовности Грузии совместно с Россией принять все меры против этих людей. Таким образом, президент Грузии ответил на просьбу, высказанную накануне Владимиром Путиным по телефону. И это, произошло, несмотря на то, что предшествующие два года грузинский руководитель категорически отрицал как нахождение чеченских боевиков на территории своего государства, так и возможность каких-либо совместных действий с российскими военными против вооруженных формирований Ичкерии.

Как и сейчас, и тогда Россия, и Грузия обменивались дипломатическими заявлениями и обвиняли друг друга, с той лишь разницей, что тогда все происходило в контексте чеченского урегулирования. Россия настаивала на том, что Грузия укрывает на своей территории чеченские бандформирования. Грузия в свою очередь, пыталась убедить мировое сообщество в том, что Москва желает втянуть республику, на тот момент, в северокавказскую войну и готовит информационную поддержку для проведения самостоятельных акций против чеченцев на территории Грузии в связи с предстоящей антитеррористической операцией США.

Некоторые совпадения странным образом переплелись накануне Кодорских событий конца сентября, начала октября 2001 года. Так, незадолго до развернувшихся боевых столкновений между незаконными формированиями Руслана Гелаева и абхазскими вооруженными силами, в Тбилиси с небольшим отрезком времени побывали Секретарь Совета Безопасности на тот момент Владимир Рушайло, а вслед за ним в конце сентября 2001 года там побывал бывший премьер-министр Абхазии Анри Джергения. Казалось бы, какая может быть взаимосвязь между двумя визитами представителей России и Абхазии. Однако как представляется, связь была непосредственная. В тот период Россия обвиняла Грузию в укрывательстве в Панкисском ущелье террористических групп Ичкерии, в свою очередь руководство Грузии не признавало данных фактов. С целью урегулирования этих вопросов Секретарь Совбеза России, и не только, активно вел переговорный процесс с руководством Грузии. Неоднократные встречи силовых ведомств двух стран проходили как в Москве, так и в Тбилиси. Однозначно можно заявить, что речь шла о совместных действиях по борьбе с терроризмом, выдворении бандгруппы Руслана Гелаева за пределы Грузии, о поэтапной передаче России лиц, причастных к чеченским незаконным вооруженным формированиям. Однако механизмы реализации, которые должны были быть задействованы в том процессе, остаются неразгаданными. Вместе с тем, Тбилиси исключал возможность проведения совместных силовых операций в Панкисском ущелье Грузии, где могли скрываться чеченские боевики. Грузинская сторона заверила Москву в том, что ею приняты эффективные меры по стабилизации ситуации в Панкиси. Это могло означать только одно, что вооруженные подразделения Гелаева не находились на территории Грузии, а были переправлены в Кодорское ущелье Абхазии.

После встречи в Тбилиси Секретаря Совбеза России с президентом Грузии, туда с визитом прибыл вышеупомянутый бывший премьер Абхазии. Он также встречался с президентом Грузии. Соответственно, речь шла о дальнейших путях урегулирования грузино-абхазского конфликта, а также был затронут вопрос о неких террористических группировках в верхней части Кодорского ущелья Абхазии, контролируемого Грузией. Тем более, как отмечает в своей статье Нодар Броладзе, от 4 октября 2001 года, в "Независимой газете", "Игры грузинских патриотов": "В итоге довольными остались все. Премьер-министр Абхазии Анри Джергения после встречи (сентябрь 2001г. – авт.) с президентом в Тбилиси заявил, что никаких эксцессов нигде не происходило, хотя не стал скрывать, что абхазская сторона знала не только о присутствии вооруженных групп на подступах к Абхазии, но и об их численности. Джергения выразил удовлетворение как самим фактом установления прямых контактов с Тбилиси, так и содержанием беседы. Очевидно, что Шеварднадзе договорился с ним о согласованных действиях сторон в свете изменившейся обстановки на Кавказе". Премьером Абхазии было сделано заявление, в интервью газете "Свободная Грузия", он отметил, что в Кодорском ущелье зафиксированы никем неконтролируемые, неизвестные вооруженные формирования, которые надо разоружить. На наш взгляд, заявление премьера Абхазии выглядит, более чем странно, так как, уже на момент встречи с президентом Грузии, было известно, что эти "никем неконтролируемые, неизвестные вооруженные формирования", являются бандгруппой Руслана Гелаева с сопровождающими их "грузинскими партизанами". А контролировались они спецслужбами Грузии.

Руководитель такого ранга, обязан был опровергнуть все предположения, относительно "никому не известных неконтролируемых вооруженных формирований" и потребовать от грузинской стороны вывода, с территории Кодорского ущелья, любых подразделений пребывавших там. Однако этого не было сделано, было лишь невнятное заявление. Возникают вопросы ответы на которые до сих пор не получены и вряд ли станет известно что-либо новое.

Внимательно рассматривая каждый эпизод по отдельности, а затем, сопоставляя их можно прийти к определенным выводам. Возможно, что между Грузией и Россией существовала некая договоренность, о том, что бандформирования Гелаева, в действительности, находившиеся сначала в Панкисском ущелье Грузии, а затем переброшенные в Кодорское ущелье Абхазии, без выполнения каких-либо определенных задач, должны были быть уничтожены абхазскими формированиями на территории Абхазии. Можно предположить, что в этой ситуации, обе стороны оставались в выигрыше. Все действия направленные на уничтожение банды Гелаева в Кодорском ущелье, шли в русле интересов России и Грузии. Грузинская сторона, также могла преследовать цель устрашения абхазского населения.

Справедливости ради, следует отметить, что министерство иностранных дел России 10 октября 2001 года выступило с заявлением, где выразило серьезное беспокойство по поводу ситуации, складывавшейся в зоне грузино-абхазского конфликта. Как отмечается в заявлении: "Источником напряженности являются преступные действия незаконного вооруженного формирования, в состав которого в основном входят чеченские боевики, переброшенные при попустительстве грузинских властей из Панкисского в Кодорское ущелье Абхазии, контролируемое грузинской стороной. В бандформировании есть также так называемые "грузинские партизаны" и арабские наемники". Вместе с тем, параллельно шел процесс решения грузинскими властями выдачи правоохранительным органам России группы российских граждан, подозреваемых в причастности в совершении террористических актов. Как отмечается в сообщении для печати МИД РФ, Москва с удовлетворением восприняла решение грузинских властей. Такое сообщение было сделано, как раз в момент завершения антитеррористической операции в Кодорском ущелье, 15 октября 2001 года. Грузия тем самым демонстрировала свою приверженность в борьбе с террористическими формированиями, а также выводила их из своей территории. Россия, с помощью абхазских вооруженных сил могла безболезненно приступить к их ликвидации уже на территории Абхазии. К моменту завершения операции, к середине октября, президент Грузии выступил с обращением к президенту России. Он в очередной раз напомнил о нерешенной проблеме связанной с грузино-абхазским конфликтом. Москва неоднократно предостерегала Тбилиси о неизбежном конфронтационном развитии ситуации в связи с появлением чеченских террористов в зоне конфликта. К сожалению, это стало реальностью. Бандиты совершили ряд жестоких террористических актов: был сбит вертолет Миссии ООН по наблюдению в Грузии (погибли 9 человек, в том числе 6 сотрудников ООН), зверски убиты мирные жители нескольких абхазских сел, погибло до двух десятков сотрудников местных правоохранительных органов.

По различным версиям и предположениям, не исключено, что абхазское руководство могло быть заинтересованно во всем этом процессе. В Абхазии должны были состояться парламентские выборы, однако в связи с введением чрезвычайного положения на всей территории республики из-за событий в Кодорском ущелье, они были перенесены на более поздний срок. По мнению многих наблюдателей, перенос выборов был в интересах власти, так как она была не готова к тому, что в новом составе парламента Абхазии, оппозиция сумела бы сформировать, если не парламентское большинство, то приобрести значительное количество депутатских мандатов. Перенос выборов позволил властным структурам Абхазии, используя административный ресурс на время укрепить свои позиции.

Относительно нынешних событий, необходимо признать, что проход вооруженных сил Грузии в Кодорское ущелье Абхазии во многом способствует дальнейшему витку напряженности между Грузией и Абхазией. Миротворческие силы СНГ, которые были призваны для разделения сторон, фактически не воспрепятствовали проникновению грузинских военных на территорию Абхазии. Заранее зная, о готовившемся вооруженном вторжении Грузии в пределы ущелья, российские миротворческие силы оказались не готовы к такого рода провокациям. Что в свою очередь, вызывает обеспокоенность абхазского руководства и населения Абхазии. Так, по словам министра иностранных дел Республики Абхазия Сергея Шамба: "Российские миротворцы имеют определенный мандат. Но, они пропустили вооруженные силы Грузии, мотивируя это тем, что силы были, во-первых, неравные и что они не могут противостоять регулярным силам. Но я думаю, что аргументация необоснованная, слабая, потому что их задача выполнять московское соглашение, по которому в эту зону, так называемую зону ограничения, зону безопасности, не должны быть введены вооруженные силы. А грузины ввели туда вооруженные силы, чем нарушили все имеющиеся соглашения, и миротворцы, конечно, не должны были их пропускать". Далее, как отметил министр, Абхазия не предъявляет никаких претензий миротворческим силам, учитывая возможность осуществления насильственных действий в отношении российских миротворцев со стороны Грузии. Вот как прокомментировал действия миротворцев заведующий отделом Кавказа института стран СНГ Михаил Александров: "Надо было миротворцам правильно реагировать. Между прочим, наши миротворцы себя не очень хорошо показали летом 2004 года в Южной Осетии, когда грузины там фактически начали войну, а миротворцы отсиживались, отделывались шуточками всякими, что мы не можем. А зачем они тогда там находятся, если они не могут? И то же самое сейчас, мы видим, происходит в Абхазии. Ведется фактически политика умиротворения агрессора, в то время как миротворцы должны реально действовать".

Не акцентируя внимание на перипетиях взаимоотношений лидера "сванских мятежников" с руководством Грузии, который все послевоенные годы, активно ею же вооружался, следует уделить внимание другим более важным вопросам. Ввод грузинских войск на территорию Кодорского ущелья, чуть было не спровоцировал новые военные действия. Грузинские вооруженные силы под видом борьбы с криминалом, направили в Кодорское ущелье Абхазии около 2 тыс. военнослужащих. В свою очередь абхазские вооруженные формирования были приведены в полную боевую готовность.

Что касается правомерности ввода войск на территорию Кодорского ущелья Абхазии, министерства иностранных дел Грузии и Абхазии сделали соответствующие разъяснения. В заявлениях стороны изложили свое видение развития ситуации в регионе. Тбилиси, комментируя свои действия, обратил внимание на то, что "в результате восстановления порядка в Кодорском ущелье впервые за последние три года создаются предпосылки для проведения в регионе мониторинга наблюдателями ООН, к чему Грузия будет готова в ближайшем будущем. В то же время должен проводиться мониторинг и нижней зоны Кодори. ". Необходимо напомнить, что до декабря 2000 года регулярно осуществлялось патрулирование с воздуха верхней части Кодорского ущелья Абхазии. В связи с тем, что грузинская сторона была не способна гарантировать безопасность совместного патрулирования, после похищения неизвестными двух сотрудников миссии ООН, патрулирование было прекращено. Это был не первый случай похищения иностранных наблюдателей, за предыдущие два года неизвестные четырежды похищали сотрудников миссии. Более чем вероятно, похищение производилось сторонниками Эмзара Квициани. Согласно официальным заявлениям грузинской стороны, они освобождались без выплаты выкупа.

Согласно официальному комментарию департамента прессы и информации МИД Грузии, становится ясно, что одной из целей которой преследовал Тбилиси в походе на Кодорское ущелье, является отстранение от участия миротворческих сил СНГ в мероприятиях направленных на сохранение мира и стабильности в регионе. После принятия парламентом Грузии, постановления о выводе миротворческих сил, 18 июля 2006, грузинская сторона планомерно осуществляет действия направленные на исключение российских миротворцев из процесса урегулирования. МИД Грузии не преминул напомнить российской стороне, что "Кодорское ущелье не входит в зону безопасности и, соответственно, передвижение миротворцев по этой территории должно быть согласовано с грузинской стороной (пункт 2,6 данного соглашения). Таким образом, грузинская сторона имеет полное правовое основание согласиться с проведением мониторинга наблюдателями ООН, и дать или не дать право на это российским миротворцам". Впервые, Грузия отказала в мониторинге Кодорского ущелья российским миротворческим силам, весной 2002 года, когда грузинская администрация Кодорского ущелья предприняла меры по недопущению миротворцев в их пределы.

Все громче звучат голоса об изменении формата миротворческого процесса, и придания ему полицейских функций. Грузинская сторона ссылается на различные документы, подписанные в разное время, в рамках СНГ, согласно которым регулируется деятельность миротворцев. "Неисполнение этих обязанностей в течение десятилетия дает нам основание потребовать изменения существующего формата проведения миротворческой операции и переговоров. Призываем российскую сторону внимательно ознакомиться с существующей правовой базой и воздержаться от избирательного цитирования и интерпретации документов при комментировании обстановки в конфликтных регионах" – говорится в комментарии МИД Грузии.

В представленном документе миссии США в ОБСЕ также отмечается, что "срочно необходимо размещение международных гражданских сил полиции. США уж в течение определенного периода поддерживает принятие такой меры". Следует отметить, что позиция США "попахивает нафталином", не отдает новизной, содержит в себе не справедливые обвинения в адрес абхазских властей. Ссылаясь на заявления прессы, миссия США в ОБСЕ отмечает, что "в абхазском регионе Грузии находятся офицеры России и добровольные частные лица с Северного Кавказа. Согласно одному из требований договора о прекращении огня от 1994 года, все формирования пришедших из-за пределов Абхазии добровольцев должны быть расформированы и выведены с ее территории". Складывается такое впечатление, что США или не имеют достоверной информации или эту информацию черпают только из одних источников (грузинских-авт.) или же представляются простачками, так видимо легче, осуществлять роль мирового гегемона. С полной уверенностью, следует заявить, что на территории Абхазии, практически с момента подписания Московского Соглашения от 14 мая 1994 года, нет каких-либо формирований пришедших из-за пределов Абхазии добровольцев. Информированность миссии США в ОБСЕ оставляет желать лучшего.

В свою очередь, абхазская сторона обращается ко всем сторонам, задействованным в урегулировании конфликта, призвать Грузию к возобновлению мониторинга верхней части Кодорского ущелья, ссылаясь, при этом, на Московское Соглашение от 14 мая 1994 года. В комментарии МИД Абхазии отмечается нежелание властей Грузии выполнять достигнутые соглашения. Об этом, в частности, говорит и своеобразная интерпретация Московского Соглашения от 14 мая 1994 г., сделанная департаментом прессы и информации МИД Грузии. Относительно миротворческих сил, внешнеполитическое ведомство Абхазии излагает свою точку зрения, согласно которой "провокационные обвинения, выдвигаемые в адрес КСПМ СНГ, основаны на односторонней, предвзятой оценке одной - грузинской стороны, в то время, как все остальные участники переговорного процесса дают высокую оценку деятельности Коллективных сил по поддержанию мира. Эта справедливая оценка, в течение последних 12 лет, находит свое отражение в резолюциях Совбеза ООН".

Различные трактования одних и тех же документов, оценка деятельности миротворческих сил России под эгидой СНГ, еще раз убеждают в том, что Грузия и Абхазия далеки от решения конфликта. Вероятность их примирения приближается к нулю.

Как и следовало ожидать, миссия США при ОБСЕ незамедлительно выступила в поддержку действий Грузии. По ее утверждению Грузия осуществила "направленные на установление порядка действия в Кодорском ущелье - в абхазском регионе Грузии. "Ссылаясь на официальное заявление грузинского руководства, миссия США в ОБСЕ отмечает, что "целью этой операции было установление гражданского контроля для восстановления законности и оказание гуманитарной помощи местному населению, улучшение его социального обеспечения. В деле мирного урегулирования конфликта критическое значение придается как раз обеспечению защиты законности, что является как суверенным правом, так и обязанностью правительства Грузии". Согласно заявлению, можно сделать нелепые предположения: оказывается, гуманитарную помощь нужно было оказывать именно таким образом, а никак иначе. Если бы, вместо колонны вооруженных формирований Грузии в Кодорское ущелье проехала бы колонна с гуманитарным грузом, груз там не приняли бы. Очевидно, что идёт неведомая игра, которая совершенно не в интересах абхазской стороны. В этой ситуации официальные власти Абхазии, несмотря на попытки спровоцировать полномасштабные военные действия, проводят максимально выдержанный курс на мирное разрешение очередной проблемы.

Удивительно, что, призывая правительство Грузии и абхазскую сторону соблюдать Московское соглашение о прекращении огня и разделении сил от 14 мая 1994 года, а также "все соответствующие договора, которые были приняты в связи с абхазским регионом Грузии", миссия США в ОБСЕ, заявляет, что поддерживает демилитаризацию Кодорского ущелья. Вызывает сомнение то, что американская сторона была не осведомлена о милитаризации Кодорского ущелья еще задолго до последних событий. Вооружение производилось грузинским правительством. И вообще, стремление США заниматься политикой двойных стандартов давно стало основным правилом американской администрации.

В связи с нынешними событиями, необходимо отметить, что абхазы в свое время не вошли в северную часть ущелья, по той лишь простой причине, что на момент завершения грузино-абхазского конфликта, в сентябре 1993 года, руководство России, скорее всего, отговорило абхазские власти не делать таких шагов. Впоследствии абхазским властям пришлось заявить, что не хотят лишних жертв. Однако взять под свой контроль Кодорское ущелье тогда не составляло труда. Именно благодаря российским властным структурам, Кодорское ущелье до сих пор находится под контролем Грузии.

Вероятно, что за "радикальным решением" проблемы "сванских мятежников", кроются основные мотивы, подтолкнувшие грузинское руководство к такому шагу. Не вызывает сомнение, что власть в Тбилиси, захватом Кодорского ущелья, стремилась убедить себя, свой народ, международное сообщество в том, что они управляют всем процессом и контролируют, хоть какую-то часть Абхазии. Учитывая непростую ситуацию в грузинском обществе, не исключено, что руководство Грузии попыталось отвлечь внимание своего народа от насущных множественных проблем, существующих в стране, спровоцировав небольшую "победоносную войну". Лидеры Грузии, таким образом, пытались продемонстрировать перед своим собственным населением, серьезность намерений в возвращении Абхазии. Наступление на Кодорское ущелье и демонстрация силы, также могут являться попыткой запугать народ и руководство Абхазии.

По мнению лидера Лейбористской партии Грузии Шалвы Нателашвили захват Kодорского ущелья - "это то же самое, что и взятие центрального проспекта Тбилиси. Оно и так находятся под юрисдикцией Грузии. Это очередная провокация Саакашвили. Она необходима ему для того, чтобы создать иллюзию возврата Абхазии и, тем самым, перенести внимание населения с наболевших проблем. Саакашвили просто жаждет крови". Однако не стоит забывать, что в действительности у воинствующей клики грузинских лидеров так и «чешутся руки», им непременно хочется военным путем решить проблемы связанные с конфликтами. Они уверены в том, что их нынешние возможности в военной сфере помогут осуществить их мечты. Но так как их покровители за океаном не готовы и не желают обострения ситуации в регионе, которая в конечном итоге может привести к широкомасштабным военным действиям, всячески призывают своих подшефных к мирному разрешению конфликтов.

И все же провокационные действия Грузии будут продолжаться, они будут идти по нарастающей. Следует отметить, что в грузинском обществе совсем неоднозначно восприняли победные реляции военных ведомств. Да и сама операция вызывает в рядах грузинской оппозиции опасения, которые могут в дальнейшем повлиять на исход мирных переговоров между Грузией и Абхазией. Так депутат парламента Грузии от фракции "Новые Правые" Пикрия Чихрадзе заявила, "всем нам хорошо известно что, местное население нисколько не противилось правоохранительным структурам Грузии. Однако Саакашвили не поленился лишний раз продемонстрировать силу. Печальная реальность вынуждает признать, что процесс грузино-абхазских переговоров зашел в тупик и причиной тому, в первую очередь, стала недальновидность нашего руководства. Мне кажется, что в конечном итоге грузинам придется бежать и из Кодорского ущелья", - отметила она.

Помимо решения вышеизложенных задач, Тбилиси преследовал и другую цель. В действительности Грузия, старается форсировать события, которые могут иметь негативные, по мнению грузинской стороны, последствия для страны в случае признания Косово. Как представляется, Тбилиси стремиться закрепиться в Кодорском ущелье не для продолжения своего продвижения в Абхазию, а для создания плацдарма перманентной угрозы непризнанной республике. Действия военных сил Грузии в Кодорском ущелье по установке мин и создание фортификационных сооружении, определенным образом, создают впечатление, что Тбилиси, по большей части, стремиться к защите и обороне, нежели готовится к наступлению. Тбилиси, осознавая сложность удержания Абхазии в пределах Грузии, старается закрепить свое влияние, на территории Кодорского ущелья Абхазии.

В связи с последними событиями, заслуживает внимание отставка государственного министра по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндравы. На фоне воинствующих заявлений некоторых членов кабинета министров Грузии, бывший министр оставался сторонником, на взгляд различных экспертов, мирного урегулирования конфликтов. Однако по его собственному признанию, "власти Грузии были бандитскими уже тогда, когда в них состоял и я. Между прочим, я был членом народных властей, и, конечно, несу ответственность за все решения, которые эти власти приняли".

Что касается взаимоотношений с Россией, Хаиндрава считает, что "мнение международного сообщества таково, что Россия может совершить прямую агрессию по отношению к Грузии". Отвечая на вопрос о возможности войны между двумя странам, он признает, что война между Россией и Грузией возможна "только в том случае, если Россия совершит агрессию против Грузии". Отмечая при этом, что "Грузия агрессию по отношению к России совершать, не может". В грузинском обществе, бытует мнение, что конфликта между Абхазией и Грузией нет, а есть конфликт между Россией и Грузией. Вот, дескать, если бы не Россия, абхазы давно согласились бы на совместное существование с грузинами. Следует заверить грузин, что это, более чем глубоко ошибочное заблуждение, а, скорее всего грузинское общество выдает желаемое за действительное.

Не исключено, что бывший министр по урегулированию конфликтов будет одной из ключевых фигур, на которого будет сделана ставка США как на будущего президента Грузии. Он зарекомендовал себя как приверженец мирного решения конфликтов, но обязательного возвращения неподконтрольных территорий в Грузию. На нынешнем этапе, США выступают также за мирное разрешение и, скорее всего, в будущем им будет нужен именно такой руководитель страны, который в корне отличается от своих бывших коллег, подчас, выходящих из под контроля администрации Белого дома. Тем более что касается североатлантического альянса, Хаиндрава не сомневается в том, что Грузия станет членом НАТО. По словам бывшего министра, Грузия "туда вступит обязательно". Вполне возможно, что следующая революция выдвинет на пост президента Грузии Георгия Хаиндрава. Учитывая его высказывания, становится ясно, что он не собирается прозябать в стороне от насущных проблем для Грузии. Как отметил Хаиндрава, он будет заниматься "урегулированием конфликтов, только теперь по линии народной дипломатии".

В связи с вышеизложенным, следует напомнить, как был обставлен приход нынешнего президента к власти. Острые противоречия, возникшие в середине 2001 года, между бывшим президентом Грузии Эдуардом Шеварнадзе и нынешним, привели к отставке последнего, с поста министра юстиции. В результате, в недрах грузинского общества, созревало недовольство, действиями властей, активно подпитываемое американской администрацией. В итоге, президентом Грузии стал Михаил Саакашвили. Вполне вероятно, что и на сей раз, все пройдет по тому же сценарию. Как ни странно, тогда, со стороны Михаила Саакашвили, перешедшего в оппозицию, прозвучали обвинения в адрес министра внутренних дел Кахи Таргамадзе, который якобы спровоцировал боевое столкновение в Кодорском ущелье в сентябре-октябре 2001 года. Цель главы МВД Кахи Таргамадзе, как объяснил на брифинге Саакашвили, состояла в том, чтобы в результате тщательно продуманной операции объявить в стране чрезвычайное положение и фактически захватить власть. В ответ на подобные обвинения Таргамадзе, организовав пресс-конференцию, сообщил, что не сомневается в психической неполноценности экс-министра юстиции. Глава МВД, по его словам, обладает достоверными данными, свидетельствующими о многократных обращениях Саакашвили к психиатрам в разное время.

Что касается командира сванских подразделении Эмзара Квициани, существует множество мнений и предположений относительно его места пребывания и того насколько он был связан и с Россией и абхазскими властями. С уверенностью можно сказать, что это ни что иное, как пропагандистская уловка властей Грузии и некоторых журналистов. Как мог человек отстаивавший интересы Грузии, вдруг сделаться ее врагом? Комментировать подобные высказывания нет необходимости. Несомненно, что если это не был сговор «мятежника» с грузинскими властями, то он соответственно находится в Кодорском ущелье Абхазии, потому что ему просто некуда податься. В противном же случае он находится в Грузии. А продемонстрированная по центральному телевидению интервью Эмзара Квициани, после завершения операции грузинских силовиков не внушает доверия.

Возникает множество вопросов ответы, на которые не предстоит услышать. Создается впечатление, что в очередной раз вокруг Абхазии проходят некие политические игры, неведомые руководству и народу республики. Сумеют ли абхазские власти распознать их и вовремя среагировать? И насколько же опасны последние события в Кодорском ущелье? Провокационные действия вокруг ущелья, к сожалению, способны принять характер необратимых негативных последствий для всех сторон конфликта, в том числе и для России. Судя по противоречивости многочисленных высказываний, никто из политиков, исключая, быть может, самых компетентных лиц, толком ничего не знал и тогда и при нынешних событиях.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ