Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Безразличие порождает чудовищ!

Виктор Михайлов

В начале 90-х годов в системе образования Республики Казахстан по рекомендации специалистов Всемирного банка была осуществлена «оптимизация» сети сельских школ. Проще говоря, были закрыты около 400 школ и 70% дошкольных учреждений страны. Оптимизация сети сельских школ самым серьезным образом сказалась на всех сферах жизнедеятельности в республике. Республика оказалась в ситуации, когда 792 населенных пункта остались без школ: они располагались на расстоянии более трех километров до ближайшей школы. Многие дети были лишены возможности учиться. В стране начались массовая миграция из сельских населенных пунктов.   Родители,   заинтересованные в том, чтобы дети получили образование, потянулись в поселки и города. С карты республики начали исчезать поселения. Сельское хозяйство оказалось в жесточайшем кризисе: количество работников на селе стало неуклонно сокращаться. Ситуация осложнялась еще и тем, что качество образования в оставшихся сельских школах стало снижаться по причине отсутствия финансирования, достаточного для их развития.

Под видом оптимизации в середине 90-х годов в Казахстане были закрыты около ? школ  с русским языком обучения.

Официальные власти, и,  прежде всего, Президент РК, в своих выступлениях осудили так называемую «оптимизацию». И казалось, что сокращение русских школ в Казахстане прекратится. Но   вот, судя по заявлению Алма – Атинского городского филиала РСД «Лад» и ряда других общественных объединений, от 10 августа 2006 года, в селе Тургень, Алма - Атинской области   власти намерены закрыть единственную в селе школу с русским языком обучения. И начинать собираются с увольнения директора  школы  Коробовой Л.А., которая активно сопротивляется такому «преобразованию». Её поддерживает подавляющая часть преподавателей и родителей. И  не только  потому, что  средняя школа имени М.В. Ломоносова села Тургень, открытая в 1900 году, уже более века служит примером и историческим памятником того, как воспитательная и просветительско-образовательная работа может объединять государства и народы, а и потому что школу с русским языком обучения хотят преобразовать в школу с казахским языком обучения. При этом не учитывается национальный состав  населения и, то что государственное учреждение «средняя школа имени М.В.Ломоносова» - некоммерческая организация» обладающая статусом юридического лица, является основном звеном системы непрерывного образования и представляет всем гражданам, проживающим на территории с.Тургень, гарантированное государственное право и возможность получения бесплатного среднего образования. За время своей работы школа подготовила и воспитала  почти 10000 выпускников -  здоровых, полноценно образованных членов общества.

СВЕДЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНОМ СОСТАВЕ УЧАЩИХСЯ школы им.М.В. Ломоносова села Тургень

Учащиеся в школе

Всего

из них

девочек 

1-4 классы

5-9 классы

10-11 (12) классы

Обучаются на

русском  языке

Всего

699

337

204

341

154

699

в том числе по национальностям:

казахи

72

37

18

45

9

72

русские

387

195

102

179

106

387

турки

58

24

29

23

6

58

азербайджанцы

63

23

17

37

9

63

уйгуры

16

7

6

8

2

16

чеченцы

16

5

6

8

2

16

немцы

26

14

8

11

7

26

украинцы

6

3

2

2

2

6

татары

5

4

3

1

1

5

белорусы

5

2

2

3

5

киргизы

1

1

1

1

узбеки

2

2

2

курды

27

15

4

15

8

27

поляки

3

2

1

1

1

3

греки

8

4

4

4

8

эвенки

1

1

1

марийцы

1

1

1

молдаване

2

1

2

2

Как видно,  качество воспитания и образования школы устраивало и до сих пор устраивает все этнические общины села. Это качество поддерживает многонациональный педагогический коллектив: в школе работают тринадцать казахов, тридцать семь русских, два грека, один украинец, один татарин и один турок, а русский язык исправно служит языком межнационального общения при решении всех задач школы. При этом казахский язык преподается в школе соответствии с программой, а преподавателей казахского языка в школе даже вдвое больше, чем преподавателей русского языка и литературы. Таким образом, школа является фактом и опытом более чем векового сотрудничества многих этнических общин в сфере просвещения, образования и поощрения к научному познанию.

Школе в1952 году присвоено имя М.В. Ломоносова, в ней созданы и работают: 

Филиал Малой Академии наук Республики Казахста; Малая Ассамблея народов Казахстана; Научное общество учащихся «Ломоносовец»; Центр молодежного движения «Ак желкен»; Летний туристско-экологический лагерь «Ломоносовец». Школа является опытно - экспериментальной площадкой АОИГТРК и членом Казахстанской Ассоциации учителей русских школ (КАУРШ).

Сто лет коллектив школы в преемственности нескольких поколений учителей, родителей и учащихся вырабатывали стиль, традиции, технологии качественного образования. Таким образом, учителя школы, родители учеников, бывшие учащиеся стали фактическим коллективным создателем и хранителем результата, «стоившего» десятки тысяч человеко-лет тяжелой, творческой работы. Сегодня в школе имеется 34 предметных кабинета, 1 компьютерный класс, лингофонный кабинет, спортивный зал, столовая, актовый зал, музей казахской и славянской культуры, медицинский кабинет. Но учредителем школы, как государственного учреждения, собственником её имущества, по законам РК, является Акимат Алматинской области. И, к сожалению, он определяет  будущее школы. Власти, очевидно, не могут  понять, что вековой опыт, труд и достижение коллектива средней школы им. М.В.Ломоносова и жителей села Тургень уникальны, ценны и достойны уважения.

В заключение «Заявления» говорится: «Мы надеемся, что Акимат Алматинской области поймёт, что вековой опыт и труд коллектива школы им. М.Ломоносова - пример стабильности и межнационального согласия, пример выходящий далеко за рамки Республики Казахстан. Что для сохранения и развития этого наследия надо ориентироваться на мнение и опыт фактических создателей, хранителей и носителей технологии этого наследия: на преподавательский коллектив школы, на родителей учеников этой школы, на самих учеников этой школы... .

… И если власти РК, действительно, хотят межнационального мира, развития культуры и наукоемкой инновационной экономики, то должны сохранить Тургеньскую школу, защитить её от ненужных трансформаций, реформ, видоизменений. А новые, подобные ей ( на казахском языке, в другом регионе, для будущих инженеров, и т.д.) создавать отдельно, не меняя эталонного образца, не вмешиваясь в его образовательный процесс и сложившийся опыт».

 А нам, в заключении, хотелось бы задать вопрос авторам «Заявления»: «А что же население села Тургень и его русскоговорящее большинство? Неужели они согласятся со столь варварским решением? Или им безразлично будущее их детей?».

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ