Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Юбилей Архиепископа Августина и празднование семисотлетия Галицкой митрополии вылились в мощнейшую демонстрацию Православия в Галиции.

Кирилл Фролов

Галицийские униаты пытались испортить юбилей православного архиепископа Львова Августина (Маркевича).

23 сентября Украинская Православная Церковь Московского Патриархата праздновала 700-летиеГалицкой православной митрополии и десятилетие служение архиепископа Августина на Львовской кафедре. Как известно, православие в Галиции впервые подверглось мощному разгрому после Брестской унии 1596 года.

Феномен Галичины невозможно понять, не разобравшись в феномене униатства. Под давлением Речи Посполитой в 1596 г. киевским православным митрополитом Михаилом Рагозой и еще 4 епископами было подписано соглашение о подчинении Западнорусской митрополии Ватикану. Оно предусматривало признание догматики католицизма, но сохраняло за западнорусскими подписантами право на сохранение православной обрядности. Православный народ Западной Руси отверг униатов как предателей. Но и традиционный католицизм не принял их, считая «недокатоликами», требуя полной ассимиляции. Таким образом, униатизм стал буфером между православно-русским и польско-католическим культурно-цивилизованными типами.

Именно греко-католический феномен (ни русский, ни поляк – а «самостийник», «украинец») стал в основе украинской идентичности, украинской идеи. Греко-католическая церковь (УГКЦ) стала основой и политического украинства. В этом процессе огромную роль сыграл львовский греко-католический митрополит Андрей Шептицкий, лично финансировавший сепаратистские организации и гуманитарную деятельность Общества им. Шевченко, деятелей типа М. Грушевского. Именно финансовая и политическая мощь Ватикана позволила из микроскопических групп интеллигентов-романтиков создать в XX веке мощное идейное украинское движение. Однако до 1946 года униаты воспринимались как оккупанты и насильники (достаточно вспомнить австрийский геноцид 1882 – 1914 гг., когда было уничтожено более 60 тыс. православных русофилов и сочувствующих им галичан. Следует отметить, что до 20-х годов XX века большинство жителей Галичины тяготело к православию и русофильству, однако ослабленный австрийским террором, а затем антиправославной политикой Польши в 20-е годы, москвофильский лагерь был «добит» большевиками). После насильственного подавления Советской властью греко-католической церкви униатство и украинство обрели мученический ореол и, соответственно, «нравственные дивиденды». В этой связи необходимо отметить, что УГКЦ активно сотрудничала с Гитлером, и поэтому, частично действия победившей стороны – СССР следует рассматривать в контексте Нюренбергского процесса над национал-социализмом. Кроме того, несмотря на нынешнюю пропаганду, значительная часть галичан во главе с известным богословом о. Гавриилом Костельником перешла в РПЦ добровольно.

Естественно, легализация Украинской греко-католической церкви в 80-е годы была неизбежной. Однако ситуацию, возникшую после печально известной встречи М.С. Горбачева с папой Иоанном Павлом Вторым, иначе как сдачей всех позиций назвать нельзя. Именно реванш униатства 1989-1990 гг. во многом предопределил нынешнюю общественно-политическую ситуацию на Украине.

В течение 1989-1991 гг. в Галиции  были захвачены многие сотни православных храмов, в 1990-1997 гг. в этом регионе было более 600 «горячих точек», в настоящее время – около 350. Захваты производились ОМОНом совместно с униатскими активистами. Массовые избиения православных верующих стали нормой в эти годы, сотни людей покалечены, тысячи избиты. Следует отметить, что в случае государственной поддержки Русской Православной Церкви результаты противостояния могли бы быть иными – ведь десятки тысяч людей запирались в храмах во Львове, Самборе, Почаеве, делало рейды и московское духовенство. Тогда было возможно создать ситуацию затяжного противостояния, «запереть» воинствующее украинство в пределах Галичины, получить выигрыш во времени и не допустить полного отделения Украины. Однако Русская Православная Церковь осталась один на один с прекрасно подготовленным противником, имеющим и финансовую и политическую поддержку. Финансирование УГКЦ осуществляется через ряд католических фондов таких, как «Помощь Церкви в беде» (ФРГ), причем весьма интенсивно – любой сельский священник имеет возможность не только восстановить свой храм, но и поехать в Ватикан, в «Коллегиум-руссикум», чтобы получить престижное образование.

В настоящее время УГКЦ насчитывает около 3,5 тысяч  приходов,  Духовные академии и Институт истории Церкви во Львове, несколько десятков периодических издания. Активными практикующими греко-католиками является основной костяк антирусской интеллигенции. УГКЦ ближайшей своей целью ставит создание «Украинской Поместной Церкви Киевского Патриархата», находящейся в юрисдикции Римского папы. В «Киевский Патриархат», по мысли идеологов этого проекта, должны войти и православные христиане и раскольнические группировки и УГКЦ. Этой же цели подчинена религиозная политика Украины. Официальные представители УГКЦ – фактически управляющей ей архиепископ Любомир Гузар, и его викарий Василь Медвид неоднократно публично приветствовали раскольническую авантюру президента Кравчука по созданию т.н. «Киевского Патриархата». Греко-католики возглавляли комиссию по духовности и делам религиозных организаций ВР Украины первого и второго созывов, лоббировали законопроекты, направленные против Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, такие, как принятые ВР поправки к Закону о свободе совести от 15.02.1993 г. о поочередном богослужении в храмах, на которые претендуют общины разных конфессий. Фактически это скрытый захват храмов. Механизм таков: на имеющийся православный храм регистрируется и униатская община, чем провоцируется конфликтная ситуация. Например, православная община составляет 500 чел., а униатская 50. Если православные не соглашаются но поочередное богослужение, вступает в действие закон. Несогласных снимают с регистрации и храм продается униатам. Очередным шагом на пути уничтожения Православия на Украине стало создание в Верховной Раде второго созыва депутатской группы «За единую Поместную Церковь». Эта группа во главе с греко-католичкой Лилей Григорович стала инициатором прямого вмешательства государства в дела Церкви.

Архиепископ Августин приехал в разгромленную епархию. За десять лет, вопреки сопротивлению властей,  он восстановил ее структуру, собрал 70 общин, сеть братств, занимающихся миссионерской деятельностью, создал филиал московского Свято-Тихоновского Богословского Института, наладил тесное взаимодействие с русскими организациями. Если все это возможно в униатской Галдиции, то тем более все это необходимо в русских Крыму и Новороссии.

Архиепрископа Августина поздравили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, блаженнейший митрополит Киевский Владимир, множество епископов, священников  и мирян. На  торжества прибыла большая делегация Московского Патриархата во главе с митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом. Архиепископ Августин отслужил панихиду по убитому в 1946 году бандеровцами о. Гавриилу Костельнику и заявил о необходимости канонизации этого исповедника Православия наших дней.

Конечно же, униаты не могли не попытаться испоритить православный праздник. В селе Баня Лисовицкая Стрыйского района Львовской области была предпринята попытка захвата единственного на четыре ближайших района православного храма. К захвату призывал местный униатский ксендз Михаил Коцуровский. Однако мощный «информационный контрудар» УПЦ Московского Патриархата, активная позиция ее пресс-службы (www. orthodox.org.ua)  позволили мобилизовать общественное мнение на Украине и за рубежом. Униаты пытались собрать сессию местного совета, но она не набрала кворума. Это еще одна победа Православия. Нет никаких оснований смиряться с итогами кровавого погрома, учиненного греко-католиками в Галиции в последние пятнадцать лет. Все незаконно аннексированное должно быть возвращено законному владельцу. Описанное выше свидетельствует, что только наступательная политика Православия приносит свои плоды. Мы поздравляем Архиепископа Августина с юбилеем его епископской хиротонии и служения на этой «фронтовой» кафедре. Он уже выстоял. Теперь он должен победить.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ