Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Киев и Тирасполь создали аналог «РОСУКРЭНЕРГО»

07.09.2006. Время (Кишинев)

Дмитрий Каврук

Ситуация с железной дорогой на северном направлении за сутки была нормализована. Такова оценка результатов переговоров в Киеве министра транспорта и железнодорожного сообщения Мирона Гагауза. На пресс-конференции он заявил, что «железнодорожное движение из и в Молдову через Украину в Россию и Белоруссию полностью восстановлено». Однако Гагауз сразу же опроверг свои собственные слова, добавив, что договориться удалось лишь о пассажирских рейсах, в то время как главный источник доходов (более 4 миллионов леев в день) - перевозка грузов полностью заблокирована. Свидетельство тому - около тысячи грузовых вагонов, которые скопились в районе пропуска Сокиряны на молдавско-украинской границе.

На этой же пресс-конференции стало понятно, что главное требование украинских коллег – «переключение» транзита через Приднестровье – по ветке Кучурганы – Бендеры. Это подтвердила и пресс-служба «Укрзализныци», распространившая заявление, согласно которому «Укрзализныца» вынуждена была закрыть по нему пропуск поездов и потребовала от Молдавской железной дороги в кратчайший срок рассмотреть вопрос о возобновлении движения поездов через Кучурганы - Тирасполь - Бендеры.

Пресс-служба процитировала слова главы Государственной администрации железных дорог Украины Владимира Козака: «Существовала договоренность, что Молдавия разрешит в течение полугода все политические разногласия и перейдет к выполнению графика движения поездов, который был согласован и утвержден между Украиной и Молдавией. Срок в полгода мы считаем достаточным для того, чтобы решить все проблемы». Вероятно, Козак, как и его российский однофамилец, считает себя большим экспертом по Приднестровью. Жаль, что Киев не назначил его представителем в переговорах со стороны Украины – возможно, тогда бы он и урегулировал все вопросы за указанный им в качестве достаточного срок. А Молдова, естественно, за полгода «не управилась».

В связи с этим железнодорожный мост и участок Ларга - Кельменец на севере «внезапно» и в одну неделю пришли в состояние негодности. Впрочем, также быстро – в течение суток – один из них снова заработал, правда, на этот раз только для пассажирских поездов. Видимо, длинные составы по 18-20 вагонов, идущие на Москву и Петербург, не могут причинить вреда хлипкой одноколейке, построенной еще в 1894 году. Впрочем, это не удивительно, ведь использовать ветку, идущую через Приднестровье, украинцы настоятельно рекомендуют только для грузовых транзитных перевозок.

Также внезапно, как и аварийное состояние обоих узлов на северных рубежах Молдовы и Украины, в Тирасполе регистрируется частная компания, принадлежащая заместителю председателя высшего совета приднестровской партии «Республика» Юрию Сухову. Эта компания претендует на оплату за транзит и пропуск грузов через территорию приднестровского региона. Сама партия тоже была создана не ранее, как в прошлом месяце, поменяв свой статус общественного движения на политическое. Сегодня «Республика» имеет почти половину мест в приднестровском Верховном Совете, а теперь она активно готовится к декабрьским выборам президента. Так, Сухов недавно заявил, что в дальнейших планах «Республики» - развитие своего присутствия в информационном поле Приднестровья. Причем мелочиться никто не собирается. Планируется создать ни много, ни мало собственное телевидение, радио и печатную прессу. А мероприятие это весьма дорогостоящее.

Видимо, поэтому «Республика» смогла договориться с Януковичем, чиновники которого настаивают на передаче всего грузового транзита в подчинение Сухову. Кстати говоря, до того, как главный «регионал» возглавил украинское правительство, «Республика» жестко критиковала действия Киева. Тот же Сухов заявлял, что «позиция властей Украины не совпадает с мнением народа Украины». Теперь это мнение стало совпадать не только с волей украинского народа, но и с интересами вполне официального Тирасполя.

После киевских консультаций по урегулированию движения украинские железнодорожные чиновники прямы в своих формулировках: «Надеюсь, мы сможем найти компромисс и решить вопрос движения поездов через Кучурганы», - заявил генеральный директор «Укрзализныци» Владимир Козак. Он заверил, что его ведомство «готово на любые условия молдавской стороны, чтобы обеспечить движение поездов через Кучурганы».

По-видимому, молдавскую делегацию удалось склонить к такому открыто противоречащему интересам Кишинева решению. По словам Мирона Гагауза, «принято решение рассмотреть временную возможность их отправки через станцию Кучурганы, расположенную в Приднестровье». Впрочем, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Гагауз добавил, что «таким же способом можно осуществлять транзит и далее, но при условии, что украинская сторона договорится каким-то образом с так называемыми приднестровскими властями».

Мирон Ульянович может не сомневаться: уже договорились.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ