Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Случайное совпадение или акция устрашения?

11.09.2006. «Ольвия-пресс», Тирасполь 

С.Зайченко

С 11 по 29 сентября на территории РМ проводятся крупномасштабные военные  учения  США и НАТО, которые совпали с проведением в Приднестровье  республиканского референдума о полной независимости ПМР и определении  отношения приднестровцев к России и Республике Молдова. Рассмотрим, случайное ли такое совпадение или это спланированная, приуроченная  к 17 сентября  акция устрашения.  

То, что Республика Молдова стремиться выдавить российских миротворцев и остатки ОГРВ из Приднестровья, вполне понятно и объяснимо. Вполне объяснимо и то, что ни Брюссель, ни Вашингтон не заинтересованы иметь Приднестровье в виде  пророссийского анклава. Поэтому Вашингтонское «политбюро» поручило главному молдавскому коммунисту использовать весь арсенал сил и средств для выдворения России из Приднестровья.

В конце июля 2006 года в Кишиневе, по инициативе Вашингтона, прошла так называемая «международная» конференция на тему: «Решение замороженного конфликта: легальные аспекты сепаратистского кризиса в Молдове».  В ее работе принимали участие  два (!) «специально для этого подобранных» американских адвоката из Нью-Йорка, доклад которых стал основой правительственного плана борьбы Молдовы с Россией за власть над Приднестровьем. Такой план разработан и утвержден правительством 2 августа 2006 года.

В нем правительство РМ  планирует   уже осенью текущего года (ориентировочно в октябре) организовать в Брюсселе международную конференцию, посвященную разрешению «замороженного»   приднестровского конфликта и роли России в  культивации сепаратизма в Юго-Восточной Европе. Далее. В октябре Молдова  планирует обратиться к парламентам стран Евросоюза – участниц  НАТО и непосредственно в Конгресс США с просьбой провести парламентские слушания  на тему: какая помощь необходима   Молдове для успешного  решения  приднестровского вопроса в рамках юрисдикции  Кишинева. Кроме этого,  правительство  Молдовы  добивается  согласия  от руководства  стран ГУАМ  на  совместное   обращение  к председателю Генеральной Ассамблеи ООН и в Генеральный Совет ООН с предложением:  внести в повестку дня предстоящей  в 2006 году очередной  61 сессии Генеральной Ассамблеи вопрос о ситуации в Юго-Восточной Европе,  на котором рассмотреть конфликты  в регионе Черного и Каспийского морей и степень Российского влияние на их  разрешение.

Молдова готовит судебные  иски  против России в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) и другие международные судебные инстанции за  якобы «незаконное» нахождение российских войск и боеприпасов на территории ПМР. 

Планом также предусмотрено продолжение  интенсивного диалога с ЕС и США для их полноправного участия в процессе урегулирования приднестровского конфликта  посредством оказания  Молдове целевой  политической и экономической помощи.  А так как план этот, по сообщениям прессы,   согласован с посольством США,  это значит, что и Вашингтон,  и   Брюссель на международном уровне будут  оказывать на Россию усиленное политическое  давление с тем, чтобы уже до конца текущего года прекратить ее миротворческую деятельность на Днестре.  Одновременно  и руководство  Молдовы «со всей партийной ответственностью» ринулось выполнять поручения своих патронов.

Глава парламента Молдовы Мариан Лупу, выступая на международной конференции "Оттаивание "замороженного" конфликта…», утверждал, что без вывода из Приднестровья  (Приднестровской Молдавской Республики) российских войск «невозможны демилитаризация региона   и реальное  окончательное урегулирование приднестровского конфликта».    

Пытаясь навязать международному сообществу и собственному народу мысль, что Приднестровье можно покорить (подвести под юрисдикцию Кишинева и Запада в целом), лишь разлучив его с Россией, спикер парламента Молдовы  проводит мысль: "Важно осознать, что любая подлинная демократизация  Приднестровья  возможна только после окончательного и полного вывода российских войск  в соответствии с обязательствами, взятыми Россией на саммите ОБСЕ в Стамбуле, и демилитаризации всех военных формирований в регионе". 

А президент РМ В.Воронин, отправившись в Москву на встречу с Президентом России В.Путиным, вместо конструктивных предложений по восстановлению российского   рынка для сельскохозяйственной продукции  из Молдовы потребовал завершить осуществляемую с 1992 года в Приднестровье миротворческую  операцию  и  полностью   вывести   российские войска с территории Приднестровья.  

У себя в стране Правительство РМ намерено всячески «стимулировать и поддерживать»  все дискуссии на  тему: негативная роль России в приднестровском урегулировании и целесообразность замены российских миротворцев на международный контингент  «голубых касок НАТО».  До конца текущего года по всей республике  на уровне  городских партъячеек ПКРМ и общественных организаций планируется  проведение  своеобразных конференций, диспутов и повсеместное изучение всем известного доклада американских адвокатов с целью создания негативного  общественного мнения в отношении Российской Федерации. «В научных кругах страны" с привлечением местных и зарубежных ученых, историков и  политологов будут проведены симпозиумы и  «круглые столы» с широким участием прессы,  телевидения и радио.

Но настоящим стрессом для власть предержащих в Кишиневе стало решение VI Съезда депутатов всех уровней Приднестровья  о проведении всенародного референдума о подтверждении курса на полную независимость и  определении отношения населения ПМР  к Молдове и России.

Как только стала известна дата проведения референдума, официальный Кишинев перешел от  политического  и экономического  давления на ПМР к реальным угрозам в ее адрес.  28 июля  нынешнего года  парламент Молдовы 90 голосами "за" и 3 - "против" утвердил  текст Заявления о своем  отношении к референдуму.   Принятым  документом парламент РМ снимает с себя ответственность «за все возможные негативные последствия от референдума» и перекладывает ее на Тирасполь. Следует обратить внимание на один факт, очень характерный для современной власти в Молдове. В ходе обсуждения  Заявления,  все  депутаты  от оппозиции  настаивали на исключении из его текста всяких  упоминаний о соблюдении Молдовой нейтралитета по отношению к военным блокам и союзам.  Например, Вячеслав Унтилэ от Альянса "Наша Молдова" предложил исключить из текста понятие "нейтралитет", поскольку Молдова не сможет вступить в Европейский Союз без предварительного членства в НАТО.

А Виталия Павличенко, другой депутат от этого же  Альянса, с трибуны заявила, что закрепленный в Конституции Молдовы нейтралитет не является вечным.  «Конституция - не священная корова – сказала она. -  И в нее всегда могут быть внесены изменения".

 Выражаясь  словами  М.Булгакова, можно со стопроцентной гарантией  утверждать, что Конституция Молдовы – далеко не броня, за которой можно укрыться, а  обыкновенная   бумажка, которая все стерпит, что бы на ней ни писали. А в качестве подтверждения своих слов, Павличенко привела слова президента на встрече с депутатами Альянса, который обещал депутатам «своевременно» вернуться к вопросу о членстве РМ в НАТО. По словам Воронина, на которые ссылалась депутат от Альянса «Наша Молдова», Румыния уже член НАТО, а Украина собирается стать членом этого блока. Что касается Молдовы, то в будущем к этому вопросу можно будет вернуться.   Следует обратить внимание и на тот факт, что,  на первый взгляд  якобы разношерстный, парламент РМ становится монолитным, когда вопрос касается принятия  решений по  Приднестровью, России или сближению Молдовы с США, НАТО и ЕС.     

Опасается приднестровского референдума и ОБСЕ, известная своими двойными стандартами.  Действующий Председатель  ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гюхт  21 июля 2006 года потребовал отменить референдум. «ОБСЕ, - говорится  в его заявлении, - не поддерживает и не имеет никаких планов наблюдать за односторонним референдумом в Приднестровье, который подвергает сомнению территориальную целостность Молдовы». Как представитель Запада,  Де Гюхт считает, что «референдум по будущему статусу Приднестровья возможен только после того, как политическое решение о его проведении будет согласовано в ходе переговоров» в формате  «5+2».

На этом фоне НАТОвские учения в Бульбоках, в 40 км от Приднестровья, никак не смотрятся невинной случайностью или простым совпадением с приближающимся референдумом. 

Во времена  прошедшей  «холодной» войны и противостояния двух мировых систем, как только между сторонами назревал какой-то политический  конфликт, одна из сторон немедленно начинала проводить венные учения, демонстрируя другой свои «железные» мускулы. И хотя политики разных стран утверждают, что «холодная» война канула в Лету, противостояние Запада и Востока продолжается. США и НАТО как губка  «заглатывают»   одну за другой страны Восточной Европы, Кавказа и Ближнего Востока  и стремятся  «обуздать»  Белоруссию и Российскую Федерацию. Всем известны события в Украине и Грузии. Достоверно и то, что Молдова официально – нейтральная  страна  и не член НАТО, сегодня практически американская неоколония и предана НАТО, образно выражаясь,  надежнее  служебной собаки. А так как  ПМР – государство, ориентированное  на Россию, выступает за сохранение на своей территории российского влияния, то  пригрозить ей, а за одно и РФ,  «поиграть мускулами» и продемонстрировать,  «кто  в Молдове хозяин»,  призваны намеченные на сентябрь военные  учения США и НАТО на территории РМ.

Цель одна – устрашение приднестровцев в канун  референдума. Однако следует напомнить тем, кто собирается  их запугать. Приднестровье за 16 лет борьбы за независимость выдержало  многие испытания. А сплоченность и силу  его народ  наглядно  продемонстрировал  еще  в 1992 году. 

Поэтому,  вопреки всем проискам,  республиканский референдум  в Приднестровье состоится. На нем народ Республики подтвердит свой выбор и правильно сделает выбор на будущее,  решив тем самым не только свою дальнейшую судьбу, но и судьбу  своих детей,  внуков и государства в целом. И выбор граждан Приднестровья станет основой дальнейшего внешнеполитического курса ПМР, с которого Республика уже никогда не свернет.

Иного пути нет. Сегодня  это наш шанс: сделать исторический выбор.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ