Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Что следовало бы…

О реализации программы по поддержке соотечественников за рубежом размышляет один ветеранов движения по защите интересов российских соотечественников, член Совета соотечественников при Госдуме России всех созывов,  Президент Славянского Фонда Киргизии. Материал был представлен на конференцию, прошедшую в Алма-Ате 15-16 сентября 2006г.

Валерий Вишневский

За прошедшие 15 лет после развала Союза ССР государственная политика России в отношении соотечественников за рубежом имеет свои достоинства и недостатки. Если до 1994 года практически не было никаких конструктивных действий по защите и поддержке русских и других российских соотечественников, не по своей воле, оказавшимся за пределами России, то после создания на учредительном съезде в Государственной Думе Совета соотече­ственников, прежде всего при поддержке комитета по делам СНГ, многих депутатов и пат­риотов, положено начало государственной политики по поддержке соотечественников. Депу­таты и уполномоченные представители организаций российских соотечественников в странах СНГ и Балтии выступили с инициативой о принятии Закона о соотечественниках. Несмотря на «мягкую» блокировку принятия Закона РФ «О государственной политике Российской Феде­рации в отношении соотечественников за рубежом» со стороны «правых» и «яблока» этот За­кон в течение первых двух созывов Государственной Думы был разработан и принят, а в мае 1999 года был подписан Президентом России. После чего начала работать Федеральная про­грамма поддержки соотечественников. Активную работу на региональном уровне по под­держке соотечественников проводит Правительство Москвы во главе с мэром Ю.М. Лужко­вым. В октябре 2001 года на конгрессе соотечественников в г. Москве впервые с соотечест­венниками встретился Президент России В.В. Путин и обозначил, что поддержка соотечест­венников является приоритетным направлением внешней и внутренней политики РФ.

Весьма отрадно, что Россия увеличивает ассигнования на Федеральную программу поддержки соотечественников.

Вместе с тем, в осуществлении этого важного дела имеются организационно-правовые издержки.

Фактически сразу же после принятия Федерального Закона «О государственной поли­тике РФ в отношении соотечественников за рубежом» вместо корректировки Законов о граж­данстве, об иностранных гражданах и др. в соответствии с принятым Законом, происходит обратное – выхолащивается принятый Госдумой и утверждённый Президентом Закон о сооте­чественниках. В результате принятый Закон не работает, что не позволяет бывшим гражданам СССР и их потомкам без проволочек принимать Российское гражданство и вернуться в Рос­сию. В 2002 году ужесточается Закон о гражданстве и, несмотря на внесённые в Закон по­правки Президента, сегодня не все соотечественники, проживающие в Киргизии, могут полу­чить российское гражданство, не выезжая из страны. Имеются много фактов, когда наши со­отечественники, проживавшие в 1992 году в соседнем Узбекистане или Казахстане, до сих пор имеют недействительные сегодня советские паспорта, вследствие чего не могут получить ни российское, ни киргизское гражданство, так как их заставляют чиновники отказываться соот­ветственно от узбекского и казахского гражданства, которое они по личному волеизъявлению не принимали. В этих семьях есть уже совершеннолетние дети, которые по этой же цепочке правового беспредела не могут получить гражданство и не имеют паспортов, и как следствие множество вытекающих отсюда проблем. В целях реальной правовой поддержки соотечест­венников необходимо реанимировать выше указанный Закон о соотечественниках и привести в соответствие с ним другие Законы и подзаконные акты.

Необходимо создать правовые и материальные преференции для русских и других эт­нических соотечественников, возвращающихся в Россию, как это делают многие государства ближнего и дальнего зарубежья.

Следует возобновить работу Совета соотечественников при Госдуме России. Этот Со­вет проводил плодотворную работу не только на законодательном уровне, но и на исполни­тельном по различным вопросам, касающимся проблем соотечественников, и осуществления программы мер по поддержке соотечественников. Вместе с тем, он являлся информационно-аналитическим органом, дающим объективную информацию и оценку положения соотечест­венников. Его работа в партнёрстве с Госдумой и Правительством (в прошлом с Министерст­вом национальной и региональной политики) давала положительные результаты.

Сегодня Совет соотечественников не возобновил свою работу в четвёртом созыве Го­сударственной Думы, Миннац упразднён и на правительственном уровне работа с соотечест­венниками возложена на МИД, который делегировал в свою очередь эту важную работу в По­сольства России в странах СНГ. Последние в силу объективных и субъективных причин не могут осуществлять её на уровне, обозначенном в Законе о соотечественниках. Самое глав­ное, что сами соотечественники на Федеральном уровне вместе с бездействием Совета сооте­чественников как самая заинтересованная сторона выброшена из механизма реализации про­граммы поддержки соотечественников. Что называется – вместе с водой выплеснули и дитя.

Раньше через Совет соотечественников и Министерство по делам национальностей вёлся мониторинг организаций соотечественников, определялись наиболее авторитетные ра­ботающие организации, через которые в партнёрстве с Комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы и Правительственной комиссией и контролем Посольства в странах СНГ осуществлялась программа поддержки соотечественников, то теперь не прово­дится анализ деятельности организаций соотечественников.

Посольство России в Киргизии не первый год выступает в качестве статистов, регист­рируя десятки организаций без анализа их дееспособности, возможностей представлять инте­ресы соотечественников и способность объективно реализовывать программу поддержки со­отечественников. Среди работающих организаций неадекватно их численности, авторитету, объёму выполняемой работы Посольство распределяет квоты на материальную помощь, по­ездки в Россию и т.д. Уже становится очевидным, что больше квот у того, кто изображает деятельность, умеет сказать нужные слова нужным людям, а не больше работает. Не случайно появились факты, когда учебники – дар России продают на базаре, путёвки через нерадивые организации соотечественников продаются, и другое.

В качестве объективных причин следует отметить то, что дипломаты в Посольстве ме­няются каждые три года. Год, полтора они осваиваются, изучают ситуацию, и как только начи­нают разбираться в многообразии организаций соотечественников, а воды уже много утекло, да и через год пора ждать замену. Поэтому для успешной реализации Федеральной программы поддержки соотечественников целесообразно вернуться к забытому опыту и через Федераль­ный Центр, Правительственную комиссию, и Совет соотечественников, опираясь на проверен­ные и авторитетные организации соотечественников стран СНГ, осуществлять государственную политику в отношении соотечественников за рубежом.

Славянский Фонд Киргизии – один из старейших и массовых организаций российских соотечественников в Киргизии, созданный еще в советский период, имеет большой опыт ра­боты, кадровые ресурсы и способность работать по многим направлениям (образование, куль­тура, права человека, миграция и др.).

Мы считаем, что необходимо в дальнейшей работе по поддержке соотечественников использовать положительный опыт прошлых лет, сконцентрировав эту работу в постоянно действующем Федеральном центре, взаимодействующим с Советом соотечественников при Госдуме России.

В контексте реализации этой программы Посольство, на наш взгляд, должно осущест­влять контрольно-информационные функции, работать со всеми организациями соотечест­венников, опираясь при этом на более опытные организации, обладающие ресурсом для осу­ществления программ поддержки соотечественников и имеющими республиканский масштаб работы.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ