Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Россия хочет «опошлить» в духе реальной выгоды и подлинного равноправия

25.09.2006. БелГазета

Сергей Жбанов

Российское правительство подсчитало убытки госбюджета за I полугодие 2006г. от беспошлинной поставки нефти в братскую Беларусь, составившие $1,7 млрд., и решило ужесточить требования по разделу доходов от экспортных пошлин на белорусские нефтепродукты, производимые из российской нефти. После этого некий «источник, близкий к правительству», известил о случившемся агентство Прайм-ТАСС. И изданию «КоммерсантЪ» ничего не оставалось, кроме как изложить в популярной форме суть российских требований аккурат накануне третьего раунда переговоров об отмене ограничительных мер во взаимной торговле товарами между Россией и Беларусью.

То, что Москва собиралась призвать Минск к порядку и вынудить его отдавать российскому бюджету часть пошлин, собранных при экспорте белорусских нефтепродуктов, изготовленных из российского сырья (в строгом соответствии со ст. 4 соглашения о Таможенном союзе от 30 ноября 1995г.), давно уже не новость. Но теперь, по версии «Коммерсанта», речь идет не о равном распределении доходов от взимаемых пошлин (50% на 50%), как было предложено Москвой в апреле. Новая схема дележа поступлений предполагает: России - 85% доходов, Беларуси - 15%.

«КоммерсантЪ» подчеркивает, что «время от времени российская сторона использует тему субсидирования белорусского экспорта для политического давления на Беларусь в ходе переговоров о создании единого государства». И нынешнее требование о 85% «также должно придать дополнительный вес предложению «Газпрома» о создании СП с «Белтрансгазом» и новому варианту договора на 2007г., в котором цена на российский газ для Беларуси составляет $200 за 1 тыс. куб. м».

Именно в этом состоит суть новости и ее неприятный политический подтекст, поскольку белорусская сторона, не желающая терять около $1,5-2 млрд. в год, уже была готова, по информации «Коммерсанта», «в обмен на отказ от планов раздела доходов пойти на уступки другим требованиям России - унифицировать ставки экспортных пошлин и не повышать тарифы на перекачку российской нефти по территории Беларуси». Эти предложения были якобы переданы 22 августа в Москву белорусским МИДом.

Однако вряд ли эти предложения по повышению экспортных пошлин концерна «Белнефтехим» устроили российское правительство, поскольку полной унификации пошлин они не предусматривали. Эту немаловажную деталь МИД РБ подтвердил «Интерфаксу» в августе. Тогда МИД рассчитывал, что «решение о повышении пошлин в Беларуси будет принято в ближайшие недели и даже дни». Но не тут-то было.

В случае полной унификации ставок экспортных пошлин продажа нефтепродуктов на экспорт для концерна «Белнефтехим» стала бы такой же убыточной, как и торговля нефтепродуктами, осуществляемая сегодня на внутреннем рынке (рентабельность - минус 20%), о чем не раз заявлял Михаил Осипенко, зампред концерна. Поэтому в Минске подготовили для Москвы еще два компромиссных варианта: в одном предполагалось небольшое повышение экспортных пошлин, позволяющее отрасли работать без существенных убытков, а в другом - только унификация белорусско-российских темпов роста пошлин.

Но ни один из предложенных вариантов не предусматривал отказа белорусского правительства от госрегулирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, где используются явно завышенные ставки акцизов. Между тем повышение ставок экспортных пошлин должно было вызвать снижение акцизов на внутреннем рынке. Вместо этого акцизы на нефтепродукты 1 августа повышены еще на 8%. Таковы суверенные особенности налогового регулирования белорусского рынка нефтепродуктов. Россия готова их признать, но не оплачивать. Точнее, уже не хочет.

Союзникам есть за что сражаться. И реакция Москвы, вдруг ужесточившей свои требования о разделе доходов от экспортных пошлин на нефтепродукты, выглядит не мелочной, а вполне естественной. Это далеко не «$1,5-2 млрд. в год», а как минимум $2,63 млрд.

Чтобы в этом убедиться, нужно лишь воспользоваться статистикой, свидетельствующей, что в I полугодии белорусскими НПЗ получено 12,6 млн. т российской нефти (из 19,5 млн. т, намеченных к поставке в 2006г.). А экспорт нефтепродуктов, изготовленных из российского сырья, принес $1,7 млрд. убытка российскому бюджету. Нетрудно подсчитать, что переработка еще 7 млн. т нефти и последующий экспорт уже белорусских нефтепродуктов принесет госбюджету РФ еще около $1 млрд. убытков.

Отказывая в дотациях союзнику, российское правительство в первую очередь подталкивает Беларусь к экономическим реформам, а не к форсированию интеграционных процессов. По словам главы Комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева, «что касается российско-белорусских отношений, то они не могут строиться на принципах постоянного дотирования белорусской экономики со стороны России. У нас есть совершенно определенный, тоже понятный и прозрачный, набор пожеланий к белорусской стороне в контексте строительства союзного государства, и ряд этих пожеланий связан с темпами экономических реформ в Беларуси, которые отстают от темпов экономических реформ в России».

Причем эти пожелания российской стороны давно сформулированы и хорошо известны строителям союзного государства по обе стороны российско-белорусской границы. Но Минск опять медлит с ответной реакцией, продолжая гордиться своей социально-экономической моделью. И российское правительство, явно утомленное ролью мецената и спонсора, решило подстегнуть союзников к энергичному движению в нужном направлении. Так же, как это уже сделал «Газпром», подняв цену предложения на 2007г. с $130-150 до $200 за 1 тыс. куб. м газа в ходе переговоров с «Белтрансгазом».

А потом представители холдинга подробно пояснили общественности, что создание газотранспортного СП с «Белтрансгазом» подразумевает приобретение прав полного контроля как за транспортировкой газа по территории Беларуси, так и за его доставкой розничным белорусским потребителям по внутрироссийским ценам. В полном соответствии с принципами реальной выгоды и подлинного равноправия.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ