Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Заговоренные властью

16.09.2006. Литер (Казхахстан)

Александр Князев (Бишкек)

Попытка оппозиции разыграть "героиновый скандал" чревата катастрофой

Скандал с задержанием в Варшаве экс-спикера парламента и одного из лидеров кыргызской оппозиции Омурбека Текебаева, по сути, является попыткой дестабилизировать политическую ситуацию в республике и создать еще один прецедент нелегитимной смены высшей власти.

Реакция общественности последовала незамедлительно: экстренные заседания парламента, выступления оппозиционного движения "За реформы", сбор подписей в поддержку депутата, перекрытие дорог на юге республики сторонниками арестованного, реакция посла ОБСЕ в Кыргызстане, комментарии сторонников... Дружный хор оппозиционных политиков, представителей НПО и СМИ, группирующихся вокруг посольства США, однозначно заклеймил – не удосужившись задуматься о правовой стороне дела – действующую власть и спецслужбы, обвинив в попытке дискредитировать таким образом "здоровые демократические силы".

Напомню: в ходе проведенного депутатами расследования выяснилось, что на протяжении 14 минут багаж Текебаева, в котором и был затем обнаружен злополучный героин, находился перед вылетом из Бишкека вне зоны контроля камер видеонаблюдения. Единственным аргументом обвинителей действующей власти сейчас являются признательные показания вице-президента акционерного общества "Международный аэропорт "Манас" Надыра Мамырова о том, что героин был подложен в сумку Текебаева им и что ему это было поручено Женишбеком Бакиевым, заместителем председателя Службы национальной безопасности КР и родным братом президента республики. Аргумент слабый, а история темная: сначала исчез оригинал объяснительной записки Мамырова, потом сам Мамыров, затем Мамыров объявился, но начал отказываться от своих показаний… Женишбек Бакиев вместе со своим шефом, председателем СНБ, подал в отставку, а потом провел пресс-конференцию, где заявил о своей непричастности…

В этом контексте есть резон вспомнить общую историю. В советское время Запад критиковал нашу судебную систему как раз за то, что признательные показания в СССР являлись достаточным основанием для вынесения обвинения. И был абсолютно в своей критике прав. Во-первых, у человека могут быть самые разные мотивы для дачи признательных показаний. Этим пользовались, например, следователи МВД, когда уговаривали подследственных брать на себя вину за нераскрытые преступления, так называемые "висяки", в качестве вознаграждения предъявляя суду набор смягчающих обстоятельств, к примеру – сотрудничество со следствием.

К чести кыргызских властей, они стремительно предприняли все меры по освобождению Омурбека Текебаева. Польские спецслужбы даже извинились перед ним, выпуская из камеры предварительного заключения. Освобождая, не имея на то, по существу, никаких оснований: героин есть героин. Польскими правоохранительными органами Текебаеву было предъявлено обвинение в нелегальном ввозе наркотиков. Наказание за такое преступление в Польше предусматривает пять лет тюрьмы.

Кстати, тема наркотиков уже имела место в политической биографии Омурбека Текебаева. 3 декабря 1996 года в Джалал-Абаде с 8,5 кг опия был задержан Асылбек Текебаев, родной брат тогдашнего депутата Законодательного собрания жогорку кенеша, капитан, офицер контрразведки Министерства обороны. Предпринимая меры по восстановлению в должности своего брата, депутат Омурбек Текебаев сделал тогда отчаянные попытки преподнести данное происшествие как некий заговор власти против несговорчивого оппозиционного народного избранника, заявляя: "Доведу до гражданской войны, но брата вытащу". Президент Аскар Акаев получил тогда по поводу неправомерных действий депутата Омурбека Текебаева официальное обращение, подписанное 106 сотрудниками УВД Джалал-Абадской области...

В нынешней ситуации кыргызская оппозиция пошла по пути советского правосудия. Заодно с самой первой минуты предельно политизировав произошедшее. 12 сентября депутатами от оппозиции в парламент был представлен проект постановления, в котором требования к президенту и правительству были сформулированы по полной, так сказать, программе. Среди этих требований не просто признание незаконности политического тандема президента Курманбека Бакиева и премьер-министра Феликса Кулова. Главный пункт этого проекта – требование отставки и президента, и премьера. Помимо этого, в проекте постановления содержалось требование отставки всего правительства и создания "правительства народного доверия (коалиционного правительства)". Депутаты требовали отзыва из посольств в Германии и Китае работающих там братьев президента, расследования обстоятельств приобретения имущества, принадлежащего сыну президента Кыргызстана Максиму Бакиеву. Они настаивали также на возбуждении уголовных дел в отношении всего руководства СНБ, МВД, Агентства по контролю наркотиков, президента и вице-президента ОАО "Международный аэропорт "Манас". В случае невыполнения условий постановления предлагалось объявить 15 сентября Днем акции гражданского неповиновения.

12 сентября шли прения, 13 сентября в парламенте был выходной день, а уже 14 сентября в парламенте появился сам Курманбек Бакиев. Понятно, что время работало на президента. С одной стороны, радикальность требований оппозиционных депутатов изначально была неприемлема для значительной части их коллег в парламенте. С другой – время было использовано президентской стороной для проведения работы с частью депутатов. Итогом парламентского заседания 14 сентября стал проект постановления, принципиально отличающийся от первого варианта. Депутаты отметили "антиконституционность создания политического тандема Бакиева К. С. и Кулова Ф. Ш." и предложили (уже не потребовали) президенту и премьер-министру осуществлять полномочия строго в рамках, предусмотренных соответствующими статьями Конституции.

Отсутствие как политической культуры, так и устоявшихся правил политической игры – имманентная черта кыргызского политического истеблишмента после прошлогоднего государственного переворота 24 марта. Анализ сложившейся ситуации свидетельствует об этом со всей очевидностью. Бакиев, снимая брата с должности, исходит не из соображений его виновности. Не являясь человеком очень тонкой политической организации, он делает простую тактическую уступку – в надежде, что оппозиция этим удовлетворится. Но у оппозиции другие планы, в которых скандал с экс-спикером – рядовой эпизод в широком сценарии смены высшей власти в республике. К слову сказать, формулировка "коалиционное правительство народного единства" уже звучала в начале августа в одном из обращений имеющей славу проамериканской местной неправительственной организации. Это было задолго до скандала с Текебаевым. Это стандартный метод американской политической практики: новый термин или новая формулировка забрасываются в общественное сознание с целью апробации, снятия эффекта новизны, создания ощущения привычности. Например, первые публикации о возможности размещения в Центральной Азии американских военных баз появились в западной печати еще в конце 2000 года.

Кстати, о базах. В нынешней ситуации, грозящей республике серьезной дестабилизацией, не обходится без присутствия за спинами некоторых игроков внешнего фактора. Сегодня у США есть все основания быть сильно недовольными Курманбеком Бакиевым – президентом, пришедшим к власти не без их помощи. Увы, Бакиев оказался совсем не тем типом руководителя, на которого действительно рассчитывали американцы. Он не похож не то что на Саакашвили, но даже на Ющенко. Он в силу инерции, в силу воспитания очень быстро развернулся в сторону Москвы, а в самое последнее время – и в сторону Ташкента. Ультимативные заявления по вопросу пребывания американской базы на территории Кыргызстана, высылка американских дипломатов, растущее давление на созданные и лелеемые американцами НПО – список нелояльных к США действий Бакиева можно еще продолжать. Нет оснований говорить о том, что есть прямая связь между посольством США и сегодняшней кыргызской оппозицией. Но то, что хотя бы по умолчанию нынешняя оппозиция поддерживается американской стороной, – это факт. И лидеры оппозиции прекрасно понимают, что имеют молчаливую поддержку со стороны США.

Есть целый ряд признаков, по которому можно определить, что перед нами – заранее расписанный сценарий. Кыргызская оппозиция где-то в конце весны очень сильно сдала свои позиции, к концу мая Бакиеву удалось очень мощно ее переиграть. И уже в июне оппозиция представляла из себя нечто аморфное, недееспособное. Не было лозунгов, которые могли бы найти отклик в обществе. И нужен был стимул, нужен был катализатор. Этим катализатором стала ситуация с Текебаевым.

Парламентские дебаты 12–14 сентября показали, что реализация легитимного сценария смены власти оказалась за пределами компетентности вялой, не имеющей общественной поддержки группы депутатов и солидарных с ними активистов НПО. И можно предположить, что уже в ближайшие дни в ход могут быть пущены те же технологии, которые использовались полтора года назад и успешно привели к свержению Аскара Акаева: перекрытие дорог, захват административных зданий, перманентные митинги и демонстрации. Сегодня мы имеем дело с новым этапом осуществления "цветного" сценария в одной из стран региона. Официально продекларированными на недавних слушаниях в комиссии сената США по международным отношениям с участием помощника госсекретаря Ричарда Баучера приоритетами американской политики в Центральной Азии назывались: создание устойчивых связей "курируемых" государств со странами Южной Азии, отрыв их от интеграционных процессов с Россией и Китаем, ослабление влияния Шанхайской организации по сотрудничеству и Организации Договора о коллективной безопасности. Не менее важная задача, как считают в Вашингтоне, состоит в "постепенном вытеснении постсоветских политических элит и замене их новой генерацией политиков, ориентированных на Запад".

В контексте решения этих задач – навязывание проведения более глубоких политических реформ, формирование новых и совершенствование сети уже созданных "демократических общественно-политических организаций и движений" в этих странах. В уже упоминавшемся выше публичном августовском выступлении одного из кыргызских НПО говорилось: "Вариантов несколько. Вариант первый: оппозиционные политические партии разработают какую-то единую структуру, так как понятно, что они должны объединиться, и обратятся к нынешнему правительству с целью организации коалиционного правительства в соотношении 50 на 50. Половина – представители нынешней власти, вторая половина – представители оппозиции. Если на это предложение власть ответит согласием, то страна будет идти в этом направлении. Если же власть не пойдет навстречу, то будет реализован второй вариант. Оппозицией будет производиться политическое силовое давление: по всей стране пройдут митинги, демонстрации, пикеты. Будет блокироваться деятельность ряда правительственных структур, будут саботироваться решения властей. А также формироваться общественное мнение о том, что нынешняя власть недееспособна, некомпетентна и она должна уйти". Август – пора отпускного затишья, откровения "революционеров" резонанса тогда не вызвали.

Параллельно со скандалом, связанным с экс-спикером, со стороны оппозиции была запущена и другая интрига из той же области сомнительной конспирологии. В ходе парламентских дискуссий один из лидеров оппозиции, депутат Мелис Эшимканов, обнародовал информацию о якобы имевшем место в августе тайном приезде в Бишкек Бориса Березовского. По словам Эшимканова, самолет "Фалькон" с Березовским на борту приземлился в бишкекском Манасе, а встречали олигарха лично президент Курманбек Бакиев и заместитель начальника погранслужбы Худайбердиев. Березовский, по сведениям парламентария, летал на Иссык-Куль, после чего покинул Кыргызстан. Среди собеседников опального олигарха упоминается имя одного из сыновей президента, а главным предметом интереса Березовского в стране называется золоторудное месторождение Джеруй.

В случае дальнейшего развития событий по сценарию "гражданского неповиновения" в сегодняшнем Кыргызстане прошлогоднего результата, когда Аскар Акаев предпочел покинуть страну и не развязывать гражданскую войну, уже наверняка не будет. Бакиев – это не Акаев, сегодняшняя власть от той, которая была до прошлогоднего переворота, заметно отличается. И Курманбек Бакиев может не остановиться перед применением силы для нейтрализации таких выступлений. Однако в конкертно исторических условиях республики, "избалованной" либеральным "акаевским" временем, случись такая ситуация, простым подавлением тех или иных массовых выступлений дело не ограничится. Неизбежно последует и контрреакция.

Насколько силовые структуры Кыргызстана готовы к исполнению самых серьезных приказов? Как говорят наблюдатели, сегодня такая готовность намного выше, чем при прежнем режиме Акаева. Проблема в том, что после прошлогодних революционных волнений Кыргызстан так и не вступил в полосу политической стабильности. А потому не исключено, что в случае неблагоприятного стечения обстоятельств следующая "революция" в стране горных тюльпанов может закончиться не только "ночью разбитых витрин", но и гражданской войной.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ