Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Транзит армянских грузов по Грузии – под ударом

19.10.2006. Голос Армении (Ереван)

Рубен Грдзелян

«Армения находится в сложном, но не в безнадежном геополитическом положении», – заявил в интервью «ГА» депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ Константин ЗАТУЛИН.

– Константин Федорович, последнее обострение российско-грузинских отношений стало причиной бездействия связывающей Армению с Россией автомобильной дороги, а также поставило под угрозу деятельность основной, жизненно необходимой для Армении Грузинской железной дороги. Как вы оцениваете эту ситуацию?

– Транзит через Грузию был затруднен и в прежние времена, поскольку в результате грузинского транзита товары, поставляемые из России в Армению и обратно, существенно дорожают. В настоящее время существует потенциальная угроза армянского транзита по грузинской территории коммуникаций, но проблем нет, есть только их ожидание. Мы понимаем, что конфронтация российско-грузинских отношений не может радовать Армению, и мы не призываем вас к тому, чтобы вслед за Россией без достаточных оснований вы осложняли отношения с Грузией. Мы рассчитываем только на ваше понимание.

Поскольку в Армении живут не толь­ко умные, но и гордые люди, то они долж­ны понимать, что действиями Грузии были задеты честь и достоинство России. Если же Грузия станет чинить препятствия для транзита Армении, то Россия будет рассматри­вать эти действия как блокадные меры Гру­зии по отношению к Армении, которая яв­ляется нашим союзником в соответствии с Договором о коллективной безопасности. Что касается закрытия КПП «Верхний Ларс» без оповещения заранее армянской сторо­ны, то, поскольку все предпринимаемые в этом направлении меры правительства Рос­сии являются экстраординарными, не иск­лючено, что реализующие их люди допус­кают ошибки. Я считаю, что ситуация в Гру­зии требовала срочных консультаций меж­ду Арменией и Россией, и надеюсь, что подобные консультации имели место на опре­деленном, непубличном уровне. Я сожалею, что мы вынуждены принимать подобные за­крытию «Верхнего Ларса» меры.

На прошлой неделе я внес в Госдуму проект резолюции о неотложных вопросах российско-грузинских отношений, в кото­рой Дума выражает свое сожалением в свя­зи с тем, что предпринимаемые Россией ме­ры задевают интересы граждан Грузии. Более того, в начале этого процесса были да­же случаи, когда были задеты интересы гра­ждан России грузинской национальности. Это происходит от неуместного рвения и перегибов. В проекте резолюции мы под­черкнули, что Россия уважает грузинский народ и ценит тот вклад, который российс­кие грузины вносят в развитие России. Рос­сия – такая же родина для грузин и армян, как и для других наций и народностей, про­живающих в нашей стране. Я даже предло­жил упростить для желающих получить рос­сийское гражданство и проживающих в Рос­сии на законных основаниях грузин про­цесс принятия гражданства. Но мое пред­ложение, к сожалению, не получило под­держки депутатского корпуса.

– Как вы оцениваете работу армяно-российской межправительственной комиссии в направлении смягчений после­дствий обострения российско-грузинских отношений для Армении?

– На мой взгляд, межправкомиссия – это инструмент, который вряд ли можно чем-либо заменить. Многие проекты и решения удается продвигать именно благодаря тес­ному сотрудничеству правительств двух стран. Более того, ее деятельность дает ос­нову для более политизированных и эффективных обсуждений в рамках межпарламе­нтской комиссии. Однако говорить о том, что межправкомиссия решает все пробле­мы, будет неверно. В первую очередь, это коммуникационная проблема. До последне­го времени сторонам удалось продвинуться в возобновлении железнодорожного движе­ния по территории Абхазии, начал формироваться консорциум, который должен был управлять этим процессом. К сожалению, все это упирается в политические проблемы, связанные с деятельностью властей Грузии. Возможно ли вести работу по возобновлению движения, когда Саакашвилим предпринимает авантюры в Кодорском ущелье, переименовывает его в Верхнюю Абхазию, размещает там некое правительство в изгнании? Все это формирует отрицательную атмосферу, в которой абхазская сторона не бу­дет соглашаться на переговоры с Тбилиси. В этих условиях необходимо искать  альтернативные грузинскому коммуникационные пути между Арменией и Россией. Я думаю, что альтернативой может стать транзит по территории Ирана.

Тем не менее межправкомиссия спосо­бствует решению ряда других проблем. К примеру, последнее подорожание российского газа. Год назад многие в Армении были взбудоражены этой перспективой и, на мой взгляд, выражали вполне обоснованные претензии, говоря о том, что по­вышение цен для союзника необходимо мотивировать не только экономическими, но и другими причинами. К моему удовлетворению, в том числе благодаря и рабо­те межправкомиссии, удалось найти фор­мулу компенсации этого удорожания, 188 миллионов долларов, которые Армения по­лучает в виде инвестиций в 5-й блок Разданской ТЭС, по этому соглашению пой­дут на компенсации потребителям газа в Армении.

– Константин Федорович, оценивают ли в России, что затягивание этой ситуа­ции в Грузии может поставить Армению перед неизбежностью пересмотра внешней политики?

– В связи с ситуацией в Грузии мы не ждали и не ждем от Армении каких-либо действий. Но я бы желал, чтобы в Армении разобрались в ситуации объективно и выне­сли бы собственное суждение. Наше совме­стное участие, как минимум в ОДКБ, позво­ляет говорить о том, что Армения тоже до­лжна была выразить свое отношение к фак­ту провокаций Грузии против России хотя бы на уровне заявления МИД. Одно заявле­ние в выдержанных тонах позволило бы кое-кому в Грузии призадуматься над всей ситу­ацией. Складывается парадоксальная ситу­ация: территориально отделяющая двух союзников – Армению и Россию – страна ве­дет себя непредсказуемо, авантюрно и го­това в любую минуту рискнуть. Более того, поддерживает на международном уровне всякие осуждающие Армению резолюции и документы и ни на минуту не задумывается о своем южном соседе. Я прекрасно пони­маю щепетильность Армении во внешней по­литике, у нее непростые отношения с Азер­байджаном и напряженные – с Турцией, Но, к примеру, если Грузия войдет в НАТО, то с севера вашей страны НАТО будет представ­лено не Францией, а Турцией. Проводимая сегодня Грузией политика противоречит ин­тересам Армении.

– Это нежелательное для нас разви­тие ситуации, но такой сценария не ис­ключен...

– Это не только нежелательное разви­тие, но и вполне вероятное, если занимать по этому поводу отстраненную позицию и ничего не делать. Сегодня с ошибками и с какими-то явными перегибами, но мы пытаемся свои позиции доказать Грузии, что ее подобное поведение обязательно получит противодействие России.

– Российское противодействие Грузии на протяжении последних неско­льких лет не приносит результатов – Аб­хазская железная дорога простаивает, российские военные базы уходят из Грузии. В связи с этим в Армении рас­тет осознание неизбежности ориента­ции Грузии на Запад и сползании туда вместе с ней и Армении.

– Мне трудно поверить в то, что Арме­ния может стать заложником авантюристс­кой политики грузинского руководства. Ведь кроме Грузии, Азербайджана и Турции она граничит и с Ираном, в целом же нам труд­но обижаться на Армению, когда она раз­вивает свои отношения с Западом (к примеру, Год Армении во Франции). Но меня не радует, когда в Армении на средства наци­онального правительства открывается инфо­рмационный центр НАТО. Возникает резон­ный запрос: а почему не открывается информационный центр ОДКБ, членом которой ваша страна является? Я считаю, что Арме­ния находится в сложном геополитическом положении, не совсем не безнадежном. Бо­лее того, я не убежден, что в этой конфронтации России с Грузией мы потерпим по­ражение. К примеру, власти Грузии были убе­ждены, что осуждающие ее действия резо­люцию Совет Безопасности ООН не одоб­рит. Она была принята, поскольку в мире есть много проблем, в которых Россия участвует и увязывает одно с другим. И грузи­нское государство здесь никак не может ко­нкурировать с Россией. Поэтому не стоит говорить о предопределенности развития событий. Проводимый нынешним руководством Грузии курс рано или поздно при­ведет к кризису в самой Грузни, поско­льку куда бы эта страна ни двигалась, географически останется на месте и бу­дет оставаться соседом России.

P.S. Под конец мы попросили господина Затулина прокомментировать смысл преподнесенной в ходе празднования в Москве победы нашей шахматной сборной председателю Федерации шахмат Армении министру обороны Сержу Саркисяну игровой рулетки.

– Честно говоря, приехав в Армению, я с удивлением узнал, что эта тема многих взволновала и стала основанием для пересудов. Это была шутка. Поздравляя сборную, в шутку сказал, что удача никому не помешает, и подарил Шахматной федерации эту рулетку (дарить шахматистам шахматы, согласитесь, как минимум, странно), Я ее подарил, поскольку считаю, что удача, раз поселившись, не должна покидать Армению. Это был отчасти и личный подарок, поскольку Армения вступает сейчас в предвыборные процессы. Мы желаем успехов всем политическим силам, не вмешиваемся и уважаем, демократический процесс в Армении. Но все-таки у нас, лично у меня, если хотите, есть свои ставки, есть свои фавориты в этой политической кампании. Я считаю, что от добра добра не ищут, и тот уровень отношений, который установлен сегодня между Россией и Арменией, несмотря на все сложности, придает нам уверенности в Армении, в ее правящей политической команде,  лидером которой является Серж Саркисян. Именно поэтому я сделал этот символический подарок. Я слышал, что эта тема приобрела характер слухов и домыслов, мне приписывают слова, не сказанные мною. Это был просто дружеский подарок, сделанный в шутку и в связи с победой на шахматной олимпиаде.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ