Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

К.Ф. Затулин в информационно-аналитической программе «Главное»

29.10.2006. 5-й канал Санкт-Петербург

Ведущий: Российское гражданство в первом полугодии 2006 года получили 189 тыс. человек, большинство из них жители Украины, Казахстана, Узбекистана; выходцев из Киргизии, кстати, меньше. Представляю вам наших гостей. Это депутат Госдумы, член Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин. Он на прямой связи из Москвы. Константин Федорович, добрый вечер! Как слышите нас, Петербург?

К. Затулин: Добрый вечер, хорошо.

Ведущий: И советник Председателя Совета Федерации Михаил Толстой. Михаил Никитич, здравствуйте.

М. Толстой: Привет.

Ведущий: Константин Федорович, путем нехитрых математических расчетов мы определили, что каждому переселенцу государство выделяет примерно по 600 долларов. Это и есть так называемые подъемные?

К. Затулин: Да, к сожалению, то, что сегодня названо «масштабной Программой переселения», пока еще является очень скромной возможностью. Мы подсчитали, получается, что для того, чтобы человек принял решение перебраться (не у всех такая запредельная ситуация, как в Киргизии, где ждут новую революцию), нужны подъемные в районе 30 тыс. евро на человека. Ясно, что 5 миллиардов рублей, запланированных на 2007-й год в проекте государственного бюджета, крайне недостаточно. Мне кажется, что Программа остается возможностью, но не более, чем возможностью.

Ведущий: А вот местные власти, они должны все-таки деньгами поучаствовать в этой Программе, или все-таки это деньги Федеральной казны?

К. Затулин: Местные власти должны, но, мне кажется, что федеральная власть, предлагая эту Программу, все-таки пощадила свои доходы и очень серьезно переложила заботы об этой Программе на плечи местных властей, за исключением молодых перспективных губернаторов и тех губернаторов в областях, у которых достаточно сложное положение, например, в Калининградском крае, Калининградской области. Все остальные стараются как-то на сегодня дистанцироваться от того, чтобы им возложили дополнительные тяготы по расходам на переселенцев, и занижают свои потребности. Это прямая реакция регионов на то, что федералы на федеральном уровне слишком мало денег на эту Программу положили.

Ведущий: Касательно объема социальных гарантий. Этот объем, он зависит от того, какой регион выберут переселенцы? То есть, получается, наверное, не все равно куда ехать – в Тверскую область или, допустим, в Приморский край. Где в этом случае будет лучше?

К. Затулин: Безусловно. Я хочу заметить, что, прежде всего, в Программе предусмотрено три типа регионов России. В одних случаях «пилотные» регионы – поощряется переселение, там больший набор стимулов. В других случаях, в общем-то, достаточно нейтральное отношение, хотя определенные льготы предоставляются. А третьи регионы, такие, как Москва и Санкт-Петербург, например, они не являются вообще приоритетами в этой Программе, потому что здесь и так хроническое перенаселение. Я хочу заметить, что, на мой взгляд, разработчики Программы переоценивают те льготы, которые они предлагают для переселенцев. Им кажется, что этого достаточно, они немножко оторвались от жизни, надо гораздо большие предлагать возможности для того, чтобы люди приняли решение начать свою жизнь заново.

Ведущий: Михаил Никитич, к Вам вопрос. Вы разделяете позицию сенатора Густова о том, что нерешенность проблем местного населения, положим, с тем же жильем, может спровоцировать конфликты с вернувшимися соотечественниками?

М. Толстой: В принципе, да, нельзя разделять, порождать рознь между нашими соотечественниками за счет разных льгот, которые им предоставляются. В этом смысле, мне кажется, подход Санкт-Петербурга, объявленный на состоявшемся 2-м Конгрессе соотечественников, был более правильный и равновесный: использовать роль Петербурга и его позицию как культурной столицы страны для того, чтобы предлагать программы сохранения и изучения наследия российского зарубежья и создание культурно-образовательного Центра в Санкт-Петербурге для зарубежных соотечественников. Потому что все-таки не все поедут назад в Россию, а наши зарубежные соотечественники, остающиеся там, требуют заботы культурной, образовательной, юридической, и, вообщем, ощущения того, что они не «отрезанный ломоть». В этом смысле Санкт-Петербург, мне кажется, предлагает разумное решение, бюджетно-затратную, но чрезвычайно важную программу, как для имиджа России, так и для нашего города.

Ведущий: Да, но вот Михаил Никитич все-таки увел нас чуть-чуть в сторону, я все-таки возвращаюсь к своему заданному вопросу. Константин Федорович, Ваше мнение по поводу возможных конфликтов между переселенцами и местными жителями. Как Вы относитесь к этому?

К. Затулин: В том случае, если будет потерян контроль над потоками миграции, то, безусловно, такие проблемы будут возникать. Они возникают там и тогда, когда к неблагополучию местному добавляется еще и миграционный поток. Я хочу заметить, что, на мой взгляд, одним из важных недостатков Программы (всякие комплименты Программе мы, я думаю, скажем, когда она начнет осуществляться, а сейчас о недостатках), так вот, одним из важнейших недостатков этой Программы является то, что люди, которые ее писали, такое впечатление, что забыли о тех, кто уже переселился в Россию. В отношении ко многим из них… Да, эта Программа не распространяется на тех, кто уже в России, а ведь многие из них в крайне неустроенном положении, по отношению ко многим из них Россия как государство продолжает нести обязанности, ведь часть из них - это беженцы и вынужденные переселенцы. Я считаю, что это крайне важное обстоятельство, на него не было обращено внимания, его нужно поправить, потому что, решая, ехать или не ехать, те, кто собирается ехать или раздумывают над этим, будут, прежде всего, интересоваться, а что произошло с теми, кто уже переехал? На этот вопрос, к сожалению, Программа ответа не дает. И пропорции Программы: 5 млрд. на переселенцев в 2007 году и 8 млрд. в том же 7-м году на Аппарат Федеральной миграционной службы. На мой взгляд, это извращенная пропорция. Она должна быть обратной.

Ведущий: Михаил Никитич, а Вы это мнение разделяете?

М. Толстой: Да, я разделяю это мнение, более того, такой вопрос даже поднимается некоторыми участниками этой дискуссии, о том, что чем меньше останется наших соотечественников по ту сторону барьера, тем хуже им придется, в еще большем меньшинстве они будут там оставаться. Мне кажется, что объявленная Президентом Программа как политика нашего государства - совершенно верная, но, как всегда, исполнение, экономический расчет и продуманность исполнения этой Программы у нас происходит как всегда…

Ведущий: Я еще одни вопрос хочу вам задать. Пожалуйста, ответьте коротко. Говорили, что если человек в течение двух лет решит опять уехать из России, то он будет обязан вернуть те деньги, которые были на него потрачены. Это действительно так, Константин Федорович?

К. Затулин: Да, это действительно так. Так предусмотрено в Программе, и я хочу заметить, что для этого есть определенные резоны, но я еще раз хочу вернуться к тому, что только что сказал Толстой Михаил Никитич. Хочу передать ему привет, пользуясь возможностью. Я хочу сказать, что на самом деле было бы катастрофой, если бы сегодня все русские уехали из Украины, из Белоруссии, из Казахстана. Я думаю, что русским нечего сегодня делать в Киргизии, в Туркмении, но вот в этих соседних с нами крупных осколках бывшего Советского Союза отъезд русских был бы катастрофой для внутренней и внешней политики этой страны, она бы резко изменилась. Нам это, как мне кажется, совершенно не нужно, поэтому то, что может убить всю эту Программу, ее здоровую идею - это компанейщина в ее осуществлении. Надеюсь, этого не произойдет.

Ведущий: Меня интересует, они обязаны будут вернуть эти деньги, а если этих денег у них не окажется, что с этими людьми будет, что их судить будут?

К. Затулин: Вы задаете вопросы, на которые в этой Программе нет пока четкого ответа. Куча документов в развитие этой Программы уже должны были бы разработаны, об этом даже говорилось на 2-м Конгрессе соотечественников, эти сроки были названы, но до сих пор это все не сделано, поэтому здесь есть серьезные проблемы с самим стартом этой Программы.

Ведущий: Мы это уже поняли. Я благодарю вас, наши уважаемые гости. В прямом эфире 5-го канала программы «Главное» были депутат Госдумы, член Комитета по делам Содружества Независимых государств и связям с соотечественниками Константин Затулин и советник Председателя Совета Федерации Михаил Толстой. Благодарю вас.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ