Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Марк де Бришамбо: Референдум по Приднестровью возможен, но после политического решения

25.10.2006. День (Киев)

Мыкола Сирук

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в состав которой входят 56 стран из Европы, Центральной Азии и Северной Америки, является наибольшей региональной организацией по поддержанию безопасности. ОБСЕ является главным инструментом раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, кризисного менеджмента и постконфликтной реабилитации в Европе. ОБСЕ осуществляет в данный момент 19 миссий в странах Юго-Восточной Европы, Восточной Европы, на Кавказе и в Центральной Азии. Как эта организация оценивает последние события в Приднестровье? Каким в ОБСЕ видят решение приднестровского конфликта? Поддерживают ли в этой организации требование Грузии относительно возврата в Абхазию и Южную Осетию грузинских граждан, которые вынуждены были покинуть свои дома во время конфликта в середине 1990-х годов? Об этом рассказывает «Дню» генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де БРИШАМБО.

— Как в ОБСЕ было воспринято обращение Верховного Совета непризнанной Приднестровской республики относительно необходимости признать независимость Приднестровья?

— ОБСЕ, действительно, продолжает активно приобщаться к процессам урегулирования замороженных конфликтов и делать вклад в создание стабильной политической и институционной инфраструктуры для обеспечения постоянного развития в этих регионах. Что касается вопроса о признании независимости Приднестровья от Молдовы и роли в этом процессе международных посредников, хочу отметить следующее.

ОБСЕ не признает референдум о независимости, проведенный 17 сентября 2006 года в Приднестровском регионе Молдовы, поскольку эта мера был проведена в одностороннем порядке и к тому же референдум ставит под вопрос территориальную целостность республики Молдова.

Более того, этот референдум не отвечал минимальным стандартам свободного и честного волеизъявления. Хотя, в принципе, референдум о будущем статусе Приднестровья является возможным вариантом, но это может произойти лишь после того, как за столом переговоров будет найдено и согласовано политическое решение и только в случае обеспечения необходимых условий для свободного и честного голосования.

— Каким образом может быть решен приднестровский конфликт? Какую роль в этом процессе могут сыграть Украина, Россия, ЕС, ОБСЕ и США?

— Цель ОБСЕ заключается в том, чтобы достичь через процесс переговоров длительного политического решения конфликта, которое обеспечит специальный статус для Приднестровья и в то же время консолидирует независимость и суверенитет республики Молдова. Россия, Украина, ЕС а также США играют важную роль в переговорном процессе вместе с ОБСЕ. Я считаю, что есть хорошие шансы решить этот конфликт в приемлемый период времени, если все стороны объединят усилия для выработки такого урегулирования.

— Некоторые масс-медиа сообщали, что ваша организация выдвинула Тирасполю новые предложения относительно решения этого конфликта... На самом деле имело ли это место, и в чем тогда состоят эти предложения?

— Я думаю, что речь идет о недавней инициативе бельгийского председательства в ОБСЕ. Министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт и его команда на самом деле неформально поделились некоторыми предложениями с молдавской и приднестровской сторонами. Однако на данном этапе я не могу формально говорить о новых предложениях ОБСЕ относительно урегулирования трансднестровского конфликта.

— Что вы думаете по поводу урегулирования проблемы Косово? Должна ли эта провинция получить независимость, или сербская власть права, готовя к референдуму новую конституцию страны, в которой Косово является составной частью Сербии?

— ОБСЕ не принимает непосредственное участие в переговорах относительно будущего статуса Косово. Но мы готовы оказать нашу помощь в реализации будущего решения относительно урегулирования проблемы. В этом направлении наша организация будет продолжать делать вклад в создание мирной и безопасной среды с хорошо функционирующими демократическими институтами, гарантировать обеспечение прав человека, включая право человека принадлежать к меньшинствам, а также верховенство закона.

— Давайте вернемся к другому замороженному конфликту — на территории Грузии. Поддерживает ли в данном случае ОБСЕ позицию Грузии, которая пытается взять под свою юрисдикцию Абхазию и Южную Осетию и при этом требует возврата грузин в регионы, где они жили раньше, но были вынуждены их покинуть во время конфликта в середине 1990-х годов?

— ОБСЕ считает одной из важнейших проблем — создание условий для свободного, безопасного и достойного возврата людей, вынужденных покинуть конфликтные зоны на территории Грузии. Об этом мы заявляли публично.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ