Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Упорядочить миграцию

Российская Государственная Дума подавляющим большинством голосов приняла поправки, резко ужесточающие миграционное законодательство. Хотя законопроекту предстоит окончательное утверждение в парламенте и одобрение президента, он, скорее всего, вступит в силу еще до конца года.

09.11.06, www.rian.ru

Нарушение иностранцами или лицами без гражданства правил въезда в Россию, правил миграционного учета или режима пребывания в стране будет наказываться штрафом в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда (2 – 5 тысяч рублей, приблизительно 75 – 180 долларов), в некоторых случаях к этому добавится еще и выдворение за пределы РФ.

Очевидно, что западным туристам, приезжающим в Россию на пару недель, чтобы отдохнуть и осмотреть местные достопримечательности, и оформляющим документы с западной скрупулезностью, бояться нечего. Закон направлен прежде всего против неконтролируемой массовой нелегальной миграции из бывших советских республик Закавказья и Средней Азии.

   Став главным правопреемником распавшегося СССР, Россия унаследовала от него и неформальный статус «общего дома» для бывших граждан советского союза. В то время, когда в соседних республиках проходили этнические чистки (где-то они были относительно мягкими, где-то откровенно преступными, как, например, в Баку, где в 1990-м году были учинены кровавые антиармянские погромы), заставившие миллионы людей «нетитульных» национальностей их покинуть, Россия широко распахивала двери для всех желающих в ней жить, работать, заниматься бизнесом. Это было сознательной политикой: Россия хотела остаться центром притяжения для постсоветских республик, и, судя по тому, что число мигрантов из соседних стран в ней сегодня оценивается в 8 – 12 миллионов человек, это в определенной степени удалось.

   Однако такая политика не была до конца последовательной и в последнее время ее минусы становятся особенно явными. Идя навстречу соседям, помогая им решать проблемы безработицы и повышения жизненного уровня за счет доходов, полученных в России, российские власти не требовали от них выполнения никаких встречных обязательств. Либеральное миграционное законодательство и еще более либеральная правоприменительная практика не помогли России стать политическим центром или, по меньшей мере, авторитетом для большинства соседних стран, таким, например, каким США являются для граничащих с ним государств Северной Америки.

Содружество независимых государств (СНГ), организация, включившая в себя почти все постсоветские республики, влачит полупризрачное существование, превратилось в своеобразный «клуб президентов», да и те все чаще игнорируют его заседания. Тем временем Грузия, Украина и Молдова активно пытаются создавать политическую альтернативу СНГ. Экономическая интеграция на базе общего таможенного союза хотя бы наиболее крупных государств содружества прочно блокируется Украиной, зато весьма сомнительный по своей экономической целесообразности нефтепровод Баку – Джейхан, идущий из Азербайджана в Турцию по территории Грузии был открыт, несмотря на самые энергичные протесты России, предлагавшей свою территорию для нефтяного транзита.

Продолжающееся обострение отношений России с Грузией, все больше напоминающее свару, в которой к месту и не к месту упоминаются НАТО, Европейский союз, конфликты Грузии с бывшими советскими автономиями Абхазией и Южной Осетией и низкое качество грузинского вина, экспортировавшегося в Россию, лишний раз показывает, что открытая для бесконтрольной миграции граница и действительно добрососедские отношения – совсем не одно и то же.

   До недавнего времени считалось, что у России были не только политические, но и экономические причины для того, чтобы держать свои южные и восточные границы открытыми. Демографический кризис сокращает коренное российское население приблизительно на 700 тысяч человек в год. Российские власти считали и до сих пор считают, что для ускоренного экономического роста страна нуждается в трудовой миграции. Об этом говорил даже президент Путин в послании федеральному собранию в текущем году.

Однако и здесь отсутствие миграционного контроля – скорее минус, чем плюс. Мигранты перенасытили собой крупные, быстро развивающиеся города, где они занимаются большей частью торговлей (хотя строительство, транспорт, коммунальное хозяйство тоже активно пользуются их трудовыми ресурсами), зато в провинции, остро нуждающейся в преодолении последствий экономической депрессии, их на порядок меньше. Незарегистрированные мигранты не платят налогов, а стремление их работодателей пользоваться дешевой рабочей силой, обходя законы, постоянно подпитывает коррупцию.

Разумеется, в России не идет речь о том, чтобы наглухо отгородиться от соседей, но, не упорядочивая и далее правила миграции, она рискует столкнуться с хаосом, который впоследствии будет очень трудно преодолеть. О том, что ситуация «созрела», говорит то, что на проблемы миграции обратил внимание президент Путин. На недавнем совещании с членами правительства он потребовал детального отчета у министров экономики, труда, внутренних дел и сельского хозяйства. И это не случайно: проблема настолько сложна, что решить ее возможно только комплексно, привлекая максимум возможностей государства.

   Без сомнения, на это уйдет несколько лет. Но и желаемый результат заслуживает таких долговременных усилий: через пятнадцать лет после распада СССР Россия еще только вырабатывает оптимальные принципы отношений с суверенными соседями, откуда идут основные миграционные потоки, лишь пытается комплексно взглянуть на перспективы собственного экономического развития с учетом тех ресурсов, которые может получить от постсоветских стран. Очевидно, что уклониться от решения этих проблем и вновь спрятаться от них за «широко раскрытыми границами» ей уже не удастся.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ