Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

"Симметричный ответ" Астаны на Международный конгресс соотечественников в Санкт-Петербурге

01.11.2006. russians.kz

Игорь Курбатов

В Астане 24 октября состоялась XII сессия Ассамблеи народов Казахстана. В этот же день (по странному совпадению) проходило пленарное заседание Всемирного конгресса соотечественников в г. Санкт-Петербурге. Пока в Астане говорили от лица всех народов республики, русскоязычная часть этих "народов" (вторая по численности), находясь в этот момент в Таврическом дворце, устами своих представителей выражала озабоченность по поводу нарушения прав и свобод соотечественников.

Выступая на одной из секций Конгресса, председатель Республиканского славянского движения "Лад" Иван Климошенко с тревогой говорил о "мягкой дискриминации" русских в РК. Он обратил внимание участников на то, что, несмотря на обещание президента Назарбаева "не снижать статус русского языка", на практике конституционный статус "официально употребляемого" русского языка в Казахстане де-юре "попирается".

В частности, г-н Климошенко сообщил: "Форсируется с применением административных способов принуждения перевод делопроизводства только на казахский язык. А местные власти в отдельных регионах при переводе делопроизводства на государственный язык, не смущаясь, самостоятельно определяют статус русского языка".

"Негативные тенденции функционирования русского языка" в своем докладе отметила и руководитель общества "Знание", доктор филологических наук Наталья Рыжкова. Как говорит она, в Казахстане сокращается количество часов преподавания русского языка в школах, пишутся неграмотные учебники, "неуклонно" уменьшается число квалифицированных преподавателей – "носителей языка". Она также привела цифры, в соответствии с которыми "недовыполнение" по отношению к российским программам по русскому языку в казахстанских школах с 5 по 11 класс составляет 490 часов.

"Русский язык не является государственным языком, и хотя ст.2 Конституции Республики Казахстан предоставляет гражданам возможность обращаться в любые государственные инстанции на своем родном языке, Закон о языках РК ее фактически аннулирует", - заявила Наталья Рыжкова.

Следует сказать, что в Казахстане русским языком владеет не менее 80% граждан республики. И в этом отношении правовой нигилизм казахских властей задевает интересы не только пока что еще многочисленной русской диаспоры, но также интересы всех остальных нацменьшинств, включая самих казахов.

Развитие этноцентристских тенденций в Казахстане ведет к тому, что в казахстанском обществе все больше растет межэтническое напряжение, порождающее социальный дискомфорт и миграционные настроения. И хотя руководство Казахстана упорно отрицает наличие "русского вопроса" в стране, данные объективных аналитиков свидетельствуют об обратном.

В краткосрочном экономическом прогнозе Экспертного Совета ЦСиМИ "SOCIUM", опубликованном ИА REGNUM, говорится не только о негативных финансово-экономических тенденциях, имеющих место в РК. Эксперты особо отмечают миграционные настроения, способные привести к серьезным социально-экономическим изменениям в казахстанском обществе.

"О своем намерении переехать на постоянное место жительства в другие страны СНГ сообщили 21% из числа опрошенных респондентов. При этом 54% из числа желающих покинуть Казахстан, хотели бы обосноваться в России. Подобный уровень миграционных намерений можно классифицировать, как критический для государства, декларирующего значительные темпы роста экономики, и делающего ставку на развитие инновационного производства, особенно, если учитывать, что наивысший уровень миграционных настроений прослеживается у молодежи в возрасте до 30 лет", - говорится в прогнозе

В это же время на Ассамблее народов Казахстана звучали речи противоположного свойства. Целый ряд проблем, включая "латентную межэтническую конфликтогенность", не нашли отражения в выступлении президента Назарбаева. На Ассамблее по-прежнему доминировала пафосно-пропагандистская риторика, суть которой сводилась к известному клише об "уникальном опыте толерантности и бесконфликтного развития многоконфессиональной и полиэтнической республики".

Несмотря на настойчивые просьбы русских организаций к руководству Казахстана определиться, наконец, со статусом русского языка, Ассамблея народов проигнорировала законные интересы русской диаспоры. Более того, президент Назарбаев заявил о намерении перевести графику казахского письма с кириллицы на латиницу. Последнее означает, что Казахстан не только не собирается давать какие-либо гарантии "своим" русским согражданам, но демонстративно выходит из цивилизационного пространства русского языка, дистанцируясь от России.

Впрочем, российские власти в своих взаимоотношениях с Астаной давно знали о казахской "многовекторности", заключающейся в получении односторонних экономических и политических преимуществ. Теперь же, когда Казахстан озвучил свое намерение разорвать культурно-исторические и коммуникативные связи с Россией, стали очевидными настоящие цели казахского руководства. Переход на латиницу – это не просто другой алфавит, а смена матрицы цивилизационного развития и радикальная политическая переориентация на иные центры сил. В сравнении с этим шагом казахских властей, даже перенаправление газовых и нефтяных потоков в обход России может показаться недружественным "жестом" по отношению к "большому соседу".

На Конгрессе соотечественников в Санкт-Петербурге президент Путин заявил: "Сохранение русскоязычного пространства – один из приоритетных вопросов нашего с вами взаимодействия. Нас тревожит, что в ряде стран идет демонтаж системы образования на русском языке". Тем самым он обозначил, что руководство России не станет пассивно наблюдать за тем, как ее соседи, используя российский военный зонтик, выдавливают русское население и дрейфуют в сторону Запада. При этом Владимир Путин с пониманием отнесся к тому, что в бывших советских республиках происходит укрепление национальных языков, и пообещал всяческую поддержку развитию этих языков в Российской Федерации.

В тот же день со стороны Казахстана последовал "симметричный ответ". Президент Назарбаев на Ассамблее народов Казахстана, фактически, бросил вызов России и самому президенту Путину. Он недвусмысленно дал понять, что российская программа переселения соотечественников его не беспокоит, и политика "мягкой дискриминации" в отношении русскоязычных граждан будет продолжена. И если Президент Путин в своем выступлении на Конгрессе подчеркнул, что Кремль не ставит себе целью "любой ценой перетащить всех соотечественников" в Россию, то Нурсултан Назарбаев, солидаризируясь с казахскими националистами, пожелал всем русским "счастливого пути".

Оценивая "симметричный ответ" Астаны на Конгресс соотечественников, которые наблюдатели усматривают в этом ослабление влияния России в Средней Азии. Они забывают о том, что игнорирование российских национальных и геополитических интересов только поощряет националистические режимы в республиках СНГ. Пример тому – Грузия, Украина, Молдавия и страны Балтии. Но как только Кремль начинает вести диалог с позиций прагматизма и реальных весовых категорий, его партнеры начинают приходить в чувство и понимать, "кто смеется последним".

Поэтому вызовы принимать надо. И российскому руководству акцент делать надо на всемерной поддержке русской диаспоры в Казахстане, используя весь набор политических, экономических и дипломатических инструментов, а не на тотальном вывозе всех русских из республики. "Уйти, чтобы остаться" - так, наверное, можно сформулировать политику России в отношении Казахстана.

Справка. Ассамблея народов Казахстана, состав которой формируется исполнительными органами власти из представителей нацменьшинств, - структура в значительной степени декоративная. Никаких обязательных решений Ассамблея не принимает, и в отсутствие законодательных норм, обеспечивающих интересы нацменьшинств, служит символом единства наций и народностей, проживающих на территории республики. Тем не менее, в современной истории Казахстана этот нелегитимный общественный институт не раз использовался казахскими властями в качестве инструмента для принятия важных политических решений.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ