Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Инвесторы на переправе

04.12.2006. Gazeta.kz

Амангельды Киртаев

Казахстан, похоже, меняет стратегию развития своего энергетического сектора.

Если в прошлом году правительство было больше озабочено увеличением государственного участия в разработке основных месторождений нефти и газа, то теперь на первый план выдвигается политика государственной безопасности.

На казахстанском рынке углеводородного сырья уже не приветствуют сделки, усиливающие присутствие инвесторов из отдельных стран.

Такой вывод позволяет сделать тот факт, что, когда зашла речь о продаже нефтяных активов Nations Energy (принадлежащей индонезийским инвесторам) китайской государственной инвестиционной компании China International & Investment Corp. (CITIC Group), министр энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожа Измухамбетов заявил, что необходимо приостановить соглашение по месторождению Каражанбас. Причины, по которым правительство могло бы это сделать, остались за рамками публичных выступлений, и поэтому о них остается только догадываться.

Каражанбас является не последним в ряду нефтеносных месторождений, но его вряд ли можно считать одним из самых перспективных. По некоторым оценкам, его запасы составляют 340 миллионов баррелей, в то время как добывается 50 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки.

Принадлежащее Nations EnergyАО "Каражанбасмунай" в 2005 году снизило добычу нефти на 4 процента по сравнению с 2004 годом - до 2,24 миллионов тонн. Однако уже в обозримом будущем, к 2009 году, согласно заявленным планам компании, планируется довести годовой уровень добычи нефти до 3,5 миллионов тонн.

Для китайского потенциального партнера приобретение, которое бы могло состояться при оплате 1,9 миллиарда долларов, выгодно по крайней мере по двум параметрам.

Во-первых, с точки зрения рентабельности бизнеса, покупка казахстанского актива могла бы окупиться с лихвой. Во-вторых, CITIC, вероятно, смогла бы перенаправить нефтяные потоки в Китай. В настоящее время нефть с месторождения Каражанбас поступает на Атырауский НПЗ для переработки, а также экспортируется через морской порт Актау в порты Средиземного и Черного морей и далее на рынки Европы.

Чтобы заполучить казахстанский актив, CITIC даже объявила о том, что планирует построить НПЗ в Мангистауской области, а также находится в поиске стратегических партнеров для дальнейшего развития в Казахстане.

Однако подобные посулы не смогли растопить сердца казахстанских чиновников. И хотя сейчас переговорный процесс с CITIC, кажется, сдвинулся с мертвой точки (еще двумя неделями раньше об этом не могло идти и речи), еще не факт, что китайской компании удастся пробиться на казахстанский рынок.

Более того, в парламент поступила новая порция поправок в некоторые законодательные акты по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций, которые могут осложнить вход на казахстанских рынок некоторых компаний, которых здесь не ждут. Кроме того, что новыми поправками предусмотрены новые правила по увеличению "казахстанского" содержания приобретаемых недропользователем товаров, работ и услуг (в частности, авторы закона лоббируют норму в 70 процентов, в то время как сегодня действует 20-процентная квота), изменения в законодательство могут приобрести и более существенный характер.

Правительство настаивает на необходимости внесения в законодательство дополнительной причины отказа на участие в конкурсе на получение права недропользования на разведку, добычу и совмещенную разведку и добычу.

Формулировка пока что довольно размыта: потенциальному участнику конкурса может быть отказано в этом праве, если "предоставление заявителю права недропользования повлечет за собой несоблюдение требований по обеспечению национальной безопасности страны, в том числе в случае концентрации прав на проведение операций в области недропользования".

Видимо, в этих же целях, к руководителям и участниках заявителя может быть введено требование о необходимости предоставления конкурсной комиссии размера их доли в уставном капитале от общего количества голосующих акций. По существу, с принятием данного законопроекта парламентом правительство получит своеобразный карт-бланш по допуску или недопуску нежелательных инвесторов на рынок Казахстана.

Можно долго дискутировать на тему национальной безопасности и мерах ее обеспечения, однако "китайский вопрос" уже начинает всплывать в Казахстане с определенной периодичностью. Так, по подсчетам некоторых депутатов парламента, китайские компании, успешно завершив ряд сделок, смогут контролировать 40 процентов добычи нефти в Казахстане, что, безусловно, не может не настораживать. Тогда "Чайна" сможет уже диктовать свои условия ведения бизнеса - в угоду своим, а отнюдь не казахстанским интересам.

Впрочем, данная ситуация волнует не только нашу страну. Аналитики уже давно отмечают, что динамично растущие экономики Индии и Китая требуют все больше энергоресурсов. Именно этим обстоятельством обусловлена активность этих стран в поисках энергоносителей, в первую очередь, нефти и газа.

Ведущая индийская компания Oil & Natural Gas Corp. уже объявила о том, что намерена инвестировать в ближайшие пять лет в новые проекты до 25 миллиардов долларов, чтобы уменьшить зависимость от зарубежных поставщиков нефти и удовлетворения спроса внутри страны. В свою очередь, китайская CNPС заявила о том, что до 2010 года она намерена создать пять стратегических нефтегазовых зон. Кстати, эта компания уже приобрела в прошлом году компанию Petrokazakhstan за 4,2 миллиарда долларов.

Более того, индийские и китайские гиганты заявили о том, что у них общие цели, и они намерены создавать нефтегазовые альянсы для того, чтобы успешно вести "завоевательскую войну" на внешних рынках.

Многие страны это настораживает, поскольку, обладая громадным потенциалом, "нефтегазовый дуэт" действительно может создать значительную зону влияния.

Поэтому особого открытия в смене отношения казахстанского правительства к инвесторам нет.

Мы лишь пытаемся угадать нужную ноту, чтобы потом инвесторское внимание к стратегическим запасам страны не стало обременительным настолько, что пришлось бы куда более радикально менять законодательство с тем, чтобы все и всех расставить по своим местам.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ