Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Время новостей,
2 октября 2002

Калининградский аусвайс. Европа на уступки не пошла

Андрей Злобин, Ольга Колева, Виктор Матвеев, Санкт-Петербург, Владимир Скрипов, Вильнюс

Бурей гневных заявлений встретила российская сторона идею упрощенного транзитного документа (УТД) для граждан Калининграда, одобренную в Брюсселе главами внешнеполитических ведомств стран ЕС. «Контрпродуктивной мерой» назвал ее Михаил Касьянов. «Под угрозой ноябрьский саммит Россия-ЕС», - заявил Геннадий Селезнев. О претензиях России на Клайпедскую область заговорил депутат Виктор Илюхин.

Европейцы же уверены в светлом будущем УТД. «Можете называть его калининградским пропуском», - предложил председатель Еврокомиссии Романо Проди. «Пропуск» этот будут выдавать «бесплатно или по минимальному тарифу» на основе внутренних российских паспортов вплоть до 2004 года. Понимая неизбежный для России хаос, который вызовет необходимость оформлять загранпаспорта (большинство из калининградцев сегодня их не имеют, а многие зарабатывают на жизнь челночным бизнесом), Еврокомиссия готова профинансировать выдачу таких документов.

Россия не отвергает идею введения «калининградских пропусков», но лишь применительно к автотранспорту. «Мы настаиваем на сохранении безвизового режима при поездках между Калининградской областью и Россией на поездах», - говорит высокопоставленный дипломатический источник в Москве. А по словам спикера Совета Федерации Сергея Миронова, Москва готова пойти на любые формы контроля над пассажирами, вплоть до подачи полных списков литовской стороне. По мнению России, для контроля (а литовцы опасаются, что нарушитель границы может спрыгнуть с поезда где-нибудь на перегоне и скрыться в лесах) достаточно действующей скорости поездов. Евросоюз готов рассмотреть это удивительное предложение, но если будет построена скоростная магистраль. «Разве поездка в опломбированном вагоне без визы не унизительнее, чем в нормальном поезде с остановками на станциях, но с визой?» - удивляется высокопоставленный европейский дипломат в Москве.

Премьер Литвы Альгирдас Бразаускас утверждает, что будущая система транзита зависит прежде всего от позиции крупных стран ЕС. Но как сообщает ИТАР-ТАСС, Литва в недавнем конфиденциальном письме в Еврокомиссию заявила об отрицательном отношении к сохранению безвизового железнодорожного транзита. Это и послужило поводом для ужесточения позиции Брюсселя. Южные страны Европы, далекие от российских границ, - Франция, Италия, Испания, Греция - выступают за уступки России. Напротив, скандинавские страны, пребывающие в перманентном испуге от российской угрозы - будь то ядерная или криминальная, - категорически против. На завершившейся вчера в Петербурге парламентской конференции представители десяти стран Балтийского региона даже предложили оказать России помощь в борьбе с преступностью, СПИДом и инфекционными болезнями на территории самого западного российского региона.

Нервы у всех взвинчены, и на горизонте обозначился призрак большой склоки между Россией и Западом. «От решения проблемы Калининграда зависит геополитический выбор России», - пугает Дмитрий Рогозин. «Ситуация сама по себе чрезвычайно запущена, и запущена именно по нашей вине, а не Евросоюза», - считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. О нерушимости своих границ заговорил успокоившийся было Вильнюс. «По литовско-советскому договору 1991 года стороны отказались от каких-либо территориальных претензий. Кроме того, существует договор с Советской Россией 1920 года, по которому Литва признана в нынешних границах», - напоминает директор литовского Института международных отношений Раймондас Лопата.

В то же время, российские дипломаты считают, что решение европейских министров - еще не конец дискуссии. «Министры приняли решение после контактов с российской стороной вернуться к калининградской проблеме на своем заседании в Люксембурге 21-22 октября, - говорит источник в МИДе. - Мы полагаем, что это свидетельствует о желании наших партнеров совместно с российской стороной найти приемлемое решение проблемы транзита до саммита ЕС, запланированного на 23-24 октября в Брюсселе». А уже в ноябре в Копенгагене пройдет саммит Россия – ЕС, на котором Владимир Путин должен будет окончательно решить с европейцами проблему Калининграда.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ