Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Ваши отставки, господа!

10.01.2007. Gazeta.kz

Амангельды Киртаев

Кто же возглавит правительство Казахстана

Уже сегодня разрешится главная интрига - кто же возглавит правительство и займет кабинет Даниала Ахметова, подавшего в отставку в понедельник.

Наиболее вероятным претендентом на столь высокий государственный пост становится действительно, Карим Масимов, еще некоторое время назад считавшийся "темной лошадкой".

Год назад, когда вопрос решался в поствыборный президентский период, было ясно, что Ахметову альтернативы нет, но это - дело времени (Gazeta.kz писала о том, что "коней на переправе" поменяют уже в июне или октябре - пике политической активности, и по сути своей оказалась права).

На тот момент преемниками с одинаковыми шансами считались Келимбетов, Какимжанов, Мынбаев, Кушербаев, Марченко. Однако наверху, вероятно, уже произвели свой расчет, и ставка была сделана на Карима Масимова, который тогда поменял должность помощника Президента РК на вице-премьера.

Впрочем, послужной список нового премьера и его потенциальных возможностей станет предметом тщательного изучения уже после его назначения. Нам же хочется подвести некоторые итоги ахметовского периода новейшей истории Казахстана.

Сегодня Даниал Ахметов, конечно, услышит в свой адрес только самые лестные отзывы. К счастью, мы наконец научились по-любовному расставаться с людьми, служившими на благо Отечеству. Но история все расставит по своим местам - это ее привилегия.

Правительство Даниала Ахметова было по-своему уникальным. Плоды этого правления были как с приличествующим мягким и приятным вкусом, так и с некоторой горчинкой, которая свойственна плодам невызревшим. Эдакий баланс, скажут оптимисты. Эдакий дисбаланс, скажут пессимисты. Мы же займем серединную позицию и попытаемся проанализировать некоторые знаки "плюс" и "минус".

Многие эксперты оценивают Даниала Ахметова как премьера-долгожителя. Это так. Значит, он мог успеть многое. Это так. Но не все было сделано с высочайшим знаком качества. Причин здесь - масса, но не они главные.

"Слабое звено" премьера Ахметова - чрезвычайная зарегулированность исполнительного органа власти. Регулярные заседания правительства де-факто превратились в своеобразную "раздачу".

Чаще всего, если судить по информационным лентам (другой, более объективной, информации попросту нет в силу закрытости кабмина - о готовности отвечать на любые журналистские вопросы нет речи - все строго в рамках регламента), щедро раздавались всевозможные поручения: создать рабочую группу, выполнить поручение в двухнедельный-месячный срок, доработать программу/концепцию, представить комплекс мер etc. Короче, премьер предложил, распорядился, потребовал…

Для исполнительного органа власти - нормально. Ненормально, когда никогда (извините за каламбур) не подводятся итоги. Проходит две недели, месяц, полгода, но больше ничего о том, что поручил премьер, не слышно.

Либо информационный заговор, либо исполнительский кретинизм. Одно, как говорится, из двух. И на что грешить - неясно.

Возможно, это все-таки какие-то издержки. Но еще два-и-год назад правительство Даниала Ахметова подвергалось жесточайшей критике, в том числе и со стороны президента. Исполнительская дисциплина оставляла желать лучшего.

Последний раз подобная атака состоялась из тыла, в конце ноября -2006 на слабую исполнительскую дисциплину государственных органов обрушился председатель канцелярии премьера Алтай Тлеубердин, который отметил "несвоевременное исполнение поручений, слабую подготовку нормативных актов, ответов на запросы парламентариев и иных документов".

В числе не самых успешных, скажем так, государственных программ оказались агропродовольственная (годы поддержки аула закончились, а воз - оказался, похоже, непосильный, хотя, чтобы сдвинуть его с места, было отряжено более 150 миллиардов тенге).

И стратегия индустриально-инновационного развития не выполняется поэтапно в полном объеме. И прорывная, казалось бы, идея с обеспечением жильем социально незащищенных граждан (в первую очередь, бюджетников) терпит явное фиаско.

Здесь, правда, правительству хватило мужества признать, что ошибки в реализации госпрограммы жилищного строительства имелись - прежде всего, не был проведен анализ платежеспособности граждан, да и государственный контроль за исполнением программы (имеется ввиду ценообразование) не был должным.

Но одним из самых неудачных опытов все-таки явилась неспособность правительства удержать инфляцию. Инфляционная спираль раскручивается, и это очевидно.

И в 2005-м, и в 2006-м годах рост потребительских цен не удалось удержать в прогнозных коридорах. Долгое время правительству удавалось сбрасывать этот провал со своих счетов, ссылаясь на неудачную денежно-кредитную политику Национального банка, но теперь-то для всех очевидно: именно немонетарные факторы играют в инфляционной составляющей заглавную роль. Взять тот же бензин.

Еще в июле прошлого года премьер поручил (опять-таки!) правительству разработать программу производства конкурентоспособной продукции ГСМ для экспорта с обязательным наполнением внутреннего рынка. Осенью цены на бензин выросли, побив все инфляционные рекорды пресловутых овощей и фруктов, а программа, видно, и ныне там, то есть - в зачаточном состоянии.

По определению, правительство должно быть компетентно во всех вопросах. Но оно не может. По крайней мере, Даниал Ахметов со своей командой это доказал. Чего стоит долгая перепалка с финансовым сектором по поводу процентных ставок. Причем, по мнению исполнительной ветви власти, кредитные организации должны были построиться и снизить стоимость выдаваемых ими кредитов по ее команде, как по мановению волшебной палочки. И рынок здесь ни при чем, считало правительство (в конце концов ему пришлось сдаться на милость тому же рынку).

Но будем справедливы, упомянув и о плюсах сложившего с себя полномочия кабинета Ахметова. Прежде всего, это мягкая национализация основных нефтегазовых активов. У госкомпании "КазМунайГаз" появились средства для выкупа долей в важных сырьевых проектах, и на законодательном уровне ей помогли это сделать, прописав преимущественное право.

Началась либерализация телекоммуникационной отрасли. На фондовый рынок выведены акции того же "Казахтелекома", пусть в небольшом количестве, но все-таки. Обещаны IPO и других национальных компаний. Утверждены кластерные программы для развития прорывных отраслей. И это далеко не весь перечень "благородных дел", которые могут иметь отдаленные благоприятные последствия для экономики страны.

Отставка кабинета Ахметова - не результат каких-то стратегических просчетов. Это логичный шаг для страны, которая хочет развиваться. Потенциал прежнего правительства использован, и требуется новый человек со своим видением, как должна развиваться экономика, со своим менеджерским опытом.

Но учитывать некоторые ошибки Даниала Ахметова его преемнику все же необходимо, если он хочет оказаться успешным на высоком посту.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ