Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

11 месяцев вне правового поля?

08.01.2007. Немецкая волна

Михаил Бушуев

9 января 2007 года истекает семилетний срок президентского правления Ислама Каримова. Однако нового президента после наступления этого дня в Узбекистане не будет, и когда он появится, до сих пор неясно.

Согласно постановлению парламента от 2002 года, выборы должны проходить в третью неделю декабря наступившего года. Но будут ли они объявлены вообще или будет созван референдум с целью продлить полномочия Ислама Каримова? Подробнее об этом – в нашей постоянной рубрике, сегодня с Михаилом Бушуевым.

В аппарате президента Ислама Каримова тема предстоящих выборов – табу. Сам узбекский глава ничего не говорит на эту тему, а его чиновники боятся, не зная мнения «шефа», даже намекать на существование в общем-то беспрецедентного случая. Ну где еще было такое, чтобы срок президентских полномочий истекал, а все в стране обходили эту тему молчанием, как будто так и надо? Можно ли где-то представить себе ситуацию, когда президент остается у власти после окончания своего срока, имея только сомнительное юридическое обоснование такого правления? Ответ очевиден. Тем не менее, именно такая ситуация складывается на настоящий момент в Узбекистане. Что стало её причиной? Об этом рассказывает Глеб Гаврик.

Последние президентские выборы были в Узбекистане в 2000-м году. И уже они не были альтернативными. Фактически второй, помимо действующего президента, кандидат на тех выборах – Джалалов – сам проголосовал за Каримова, признавшись при этом, что чуть ли не мечтал о победе соперника. По идее следующие за теми выборы главы государства должны были состояться в 2005-м году, но не тут-то было. В 2002 году был проведен всенародный референдум, в результате которого срок правления президента увеличился до семи лет. Именно поэтому в Узбекистане президентствует все еще Каримов. И не факт, что что-то изменится. Судя по разговорам с местными жителями, мало кто рассчитывает на то, что произойдет смена президента. Каримов, судя по всему, все-таки пойдет на третий срок, хотя формально оставаться у власти ему осталось 5 дней. Первые всенародные выборы президента прошли в республике в далеком 1990 году, и вот с тех самых пор главой государства является Ислам Абдуганиевич. Его соседи по региону – недавно вновь избранные в президенты Нурсултан Назарбаев и президент Таджикистана Эмомали Рахмонов – предусмотрительно и заблаговременно обеспечили себя законным правом баллотироваться на дальнейший срок. Каримов же этого формально не сделал. Ведь если опираться на известные общественности законы самой республики, нынешний президент не имеет права участвовать в предвыборной борьбе – согласно конституции, президенту отведены лишь два срока правления максимально. Интересно, почему Каримов не обеспечил себе это право? Может, потому, что все возможные соперники живут за рубежом, и население о них подзабыло? Так или иначе, а важным фактором вероятной будущей предвыборной кампании является невозможность для оппозиции выдвинуть своими кандидатами известных на Западе оппозиционеров Мухаммада Салиха или Абдурахима Пулатова. Оба они давно находятся за границей, а Конституция требует от кандидата в президенты 10-ти летнего «предвыборного» проживания на территории Узбекистана.

Главное же существующее ныне противоречие было внесено решением парламента Узбекистана 5 апреля 2002 года. Тогда на восьмой сессии узбекского парламента второго созыва было принято постановление о выборах существующего парламента и президента. Согласно ему, выборы в представительские органы власти должны происходить в третье воскресенье декабря. Что не согласуется с конституцией, оставляя Каримову 11 месяцев правления, сомнительного с точки зрения легитимности.

А вот как комментирует сложившуюся ситуацию российский эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов:

- Тридцатого января наступившего года Исламу Каримову, президенту Узбекистана, исполнится 69 лет. Он уже несколько лет, с тех пор как в Грузии произошла «розовая революция», и смещен с поста президента Эдуард Шеварнадзе, Ислам Каримов является патриархом в президентском корпусе СНГ. Старше его нет никого на этом посту. И мне представляется, что так и останется господин Каримов патриархом президентского корпуса, пока он жив. Поскольку, представить себе, что Ислам Каримов уступит свой пост в результате тех или иных технологических или политтехнологических уловок, или даже в результате президентских выборов добровольно другому лидеру в Узбекистане, я этого не могу. Зная, представляя темперамент Каримова, его постоянное ощущение того, что только он способен руководить этой страной и представлять как она должна развиваться. Напомню, что только однажды в 1992-ом году в Таджикистане произошла смена власти, когда покойный ныне президент Рахмон Набиев, под серьезным нажимом уступил власть нынешнему президенту Эммомали Рахмонову. На глазах у нас последний пример, когда поменялась власть в Туркмении, в результате смерти Сапармурата Ниязова. И я думаю, что-то похожее ждет и когда-нибудь и Узбекистан.

Вполне возможен сценарий политического развития страны вообще без президентских выборов, продолжает эксперт:

- Пока же никаких оснований считать, что в этом году в Узбекистане будут проведены президентские выборы не приходиться. Если познакомиться с новогодним предварительным посланием Ислама Каримова узбекскому народу, там нет и намека на такого рода перспективу. Скорее всего, в этом году будет инициирован очередной референдум и президентские полномочия Каримова будут просто продлены в результате этого волеизъявления.

С Аркадием Дубновым согласен и немецкий эксперт Михаэль Лаубш, который видит две различных варианта развития ситуации:

- Каримов может назначить выборы на конец декабря, правда при этом нужно сказать, что выборы в Узбекистане при нынешнем руководстве – это в принципе фарс. Ну и на этих выборах Каримов получит 80% голосов. Потому что сейчас в стране нет действующей оппозиции, она систематически подавляется режимом президента. Вторая возможность для Каримова – это на скорую руку, как когда-то однажды в Туркмении, объявить референдум, объяснив его необходимость сложной обстановкой внутри страны, угрозой исламистского терроризма и так далее. Формулировка может быть такой: для стабилизации политического процесса необходимо, чтобы президент Каримов остался пожизненным президентом. Но оба варианта сохраняют нерешенной, условно говоря, туркменскую дилемму: что будет, когда умрет Каримов?

Что же касается Запада, то он, скорее всего, проигнорирует ситуацию в Узбекистане, полагает Михаэль Лаубш:

- Что касается ответственности Запада, то я опасаюсь, что Запад не будет оказывать давления в связи с этим нарушением конституции. Максимум, что я могу себе представить, это постоянный совет ОБСЕ примет какую-нибудь резолюцию по этому поводу, но узбекская сторона обязательно найдет причины и объяснения того, почему политический процесс ведется не так, как предусмотрено конституцией. Вместе с тем я думаю, что неправительственные организации здесь на Западе должны указывать Европейскому Союзу на то, что это пример нарушения принципов правового государства и что западно-европейские государства не имеют права не замечать этого регресса.

- считает Михаэль Лаубш.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ