Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Эксперт: Нельзя верить обещаниям Саакашвили

19.01.2007. КМ.RU

Павел Захаров

Российский посол возвращается в Тбилиси. Вчера такое решение принял сам российский президент. Как официально сообщил МИД РФ, «российское руководство рассчитывает, что этот шаг будет способствовать налаживанию конструктивных российско-грузинских отношений». Официальный Тбилиси поспешил заявить, что «приветствует это решение российских властей». Напомним, что российский посол был отозван из Тбилиси 28 сентября прошлого года, после ареста группы российских военных грузинскими властями по обвинению в шпионаже (позднее они были освобождены).

Кроме того, в СМИ появились сообщения о том, что вскоре может быть восстановлено прямое авиационное сообщение между двумя странами. По словам руководителя Национальной регулирующей комиссии Грузии по вопросам гражданской авиации Георгия Мжаванадзе, российские авиакомпании «Аэрофлот» и «Сибирь» уже обратились к грузинской стороне с просьбой о предоставлении им права на осуществление полетов в Грузию.

В то же время МИД РФ сообщил, что пока «речь не идет об отмене ограничений по визам, авиационному сообщению и почтовым отправлениям с Грузией». На сегодняшний момент, заявили в министерстве, «ситуация по этим вопросам не изменилась, выдача виз производится только официальным делегациям и по гуманитарным вопросам». На все остальные визы изменений в ограничениях пока не предвидится.

Таким образом, Россия пока не намерена отменять другие ограничения в отношении Грузии, в частности, в транспортной и торговой сфере. Однако возвращение посла само по себе является примирительным шагом, который открывает возможности для развития переговоров в других областях. Главное, чтобы этот жест доброй воли со стороны России не был воспринят грузинской стороной как проявление слабости и повод для требований новых уступок. К сожалению, характер грузинских политиков говорит о том, что подобный сценарий развития событий слишком вероятен.

Объяснить, что означает шаг со стороны России по возвращению посла в Тбилиси и какие он повлечет за собой последствия, корреспондент КМ.RU попросилруководителя отдела Закавказья Института стран СНГ Михаила Александрова.

- Как бы вы оценили этот шаг - возвращение российского посла в Тбилиси?

- Лично я пока не вижу никаких причин, по которым посол мог бы возвращаться. Упоминания о том, что якобы Грузия сделала шаги какие-то к примирению, к улучшению своего поведения, не подтверждаются реальными делами. Президент сказал, что Грузия подписала соглашение по газу, но с каким скандалом, со скрипом. И, в общем-то, у нее и выбора не было никакого. Ну если, конечно, только президенты Путин и Саакашвили достигли каких-то там кулуарных договоренностей на встрече в Минске и Грузия что-то обещала России, изменить свое поведение. Может быть, на основе этих договоренностей имеют место эти шаги…

- Но ведь Грузия неоднократно обманывала Россию…

- Вот именно. Мы помним - когда Саакашвили пришел к власти, мы ему помогли. Потом он много обещал, особенно, когда приезжал в Москву в 2004 году и встречался с Путиным. Он многое обещал, говорил, что «нет границ для улучшения отношений, но вы только сдайте нам Южную Осетию и Абхазию». Примерно так это звучало. Ему сдали Аджарию, а вместо этого не только улучшения не последовало, но даже дальнейшее обострение. Мы видим, какие сложные отношения сейчас. Поэтому я бы на месте нашего руководства не верил заявлениям Саакашвили. Он наобещает опять кучу всего, но нельзя же быть такими наивными.

Или другой вариант, здесь такой тактический ход. Поскольку сейчас на Россию идет сильное давление по энергетическим вопросам со стороны Запада, Россию обвиняют в том, что она использует энергетику в качестве оружия, затруднены вот эти все контракты с Западом в энергетической области. Чтобы как-то сбить волну этого недовольства, Россия решила прислушаться якобы к уговорам Запада в другой области – то есть взять и нормализовать отношения с Грузией, потому что к этому постоянно призывали США и Западная Европа. И вот делается такой символический жест, за которым не последует никаких практических шагов. То есть не будет восстановлено сообщение (ни железнодорожное, ни транспортное, ни почтовое), не будут налажены экономические связи (продажа у нас грузинского вина и другой сельхозпродукции).

Если будет так, что дело ограничится только возвращением посла, ну ладно, в конце концов, это чисто символический жест. Главное тут - не идти на реальные уступки с нашей стороны. Если дело ограничится чисто символическим жестом, то это нормально. Но если же последуют реальные шаги по разблокированию торговли, транспортного сообщения, то это уже явно неоправданные уступки, потому что со стороны Грузии нет никакого улучшения поведения. В частности, захват российских рыбаков в абхазских территориальных водах или на границе с абхазскими территориальными водами. Это как раз свидетельство недружественной позиции Грузии. Продолжается присутствие грузинских войск в Кодорском ущелье, наличие там некого «правительства в изгнании», перестрелки в Гальском районе Абхазии. Продолжаются провокации в Южной Осетии. Недавнее «мандариновое противостояние», захваты там людей (южных осетин), проведение там параллельных выборов. Вся эта такая вот провокационная альтернативная деятельность грузинского руководства свидетельствует об отсутствии какого-либо желания выбирать другой путь – путь нормализации отношений и с этими отделившимися автономиями, и с Россией.

- Как вы думаете, не будет ли все-таки сдачи позиций России по отношению к Грузии?

- Посмотрим, какие будут последующие практические шаги российского руководства. Повторюсь, что если все ограничится возвращением российского посла, то это чисто символический шаг. И российских военнослужащих тогда отпустили в конце концов. То есть Грузия в принципе выполнила тогда российские условия. Так что возвращение посла само по себе может ни о чем не говорить. Но нормализация реальных экономических отношений должна следовать только после реальных уступок со стороны Грузии. То есть реальных шагов по нормализации атмосферы в зоне конфликта, перехода к реальным переговорам с Южной Осетией и Абхазией о нормализации отношений, о мерах доверия, о снижении напряженности, а затем и о демилитаризации этих приграничных зон конфликта, о налаживании экономических и гуманитарных контактов. Реальные шаги в этом направлении со стороны Грузии уже могут дать нам основания отменить против нее экономические санкции. Если же реальные уступки с нашей стороны последуют опять в обмен на обещания Саакашвили, то это будет равнозначно сдаче позиций.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ